Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Множатся признаки нарастающего бюджетного кризиса в Германии. Министерство экономики ФРГ под руководством "зеленого" министра Роберта Хабека приняло скандальное решение, которое означает отказ от всей предыдущей стратегии по развитию электротранспорта. Безо всякого предупреждения министерство отменило с 17 декабря государственные субсидии на приобретение электромобилей. Это решение объясняется необходимостью экономить в условиях жесткого бюджетного кризиса. Соответствующие премии в размере до 4,5 тысяч евро были в свое время введены для стимулирования продаж электрокаров и противодействия китайской конкуренции.
Ведущий автомобильный эксперт Фердинанд Дуденхёфер заявил на страницах Rheinische Post, что решение правительства крайне негативно отразится на конкурентоспособности немецких производителей в условиях, когда китайский импорт и при субсидиях душил немецкий автопром. Дуденхёфер назвал это обманом десятков тысяч немецких автомобилистов. Решение "зеленого" министра Хабека подвергло критике и руководство социал-демократической фракции в Бундестаге. В официальном обращении депутаты потребовали от министра экономики ввести хотя бы переходный период, чтобы граждане могли спланировать, во сколько им обойдется новый электромобиль – уже без поддержки государства.
Дыра в бюджете
Коалиционное правительство ФРГ всеми способами закручивает гайки, пытаясь залатать дыру в бюджете, которая приближается к 30 млрд евро. Вводится налог на авиаперелеты, билеты для пассажиров станут значительно дороже. Повышается пошлина на дизель для аграрного и лесного сектора. Естественно, становятся намного выше цены на электричество, газ и бензин, вводится углеродный налог на выбросы углекислого газа (СО2). Деловая Handelsblatt приводит мнение экономистов Commerzbank, согласно которым в результате этих мер экономии только в январе 2024 года инфляция вырастет до уровня в 4%.
Кроме того, коалиционное правительство отказывается от амбициозных целей в области окружающей среды и сокращает на 12,7 млрд евро фонды "зеленого перехода". Будут сокращены пенсионный и социальный фонды, а также помощь жертвам стихийных катастроф. Несмотря на это, прямая военная помощь Украине будет увеличена вдвое и составит 8 млрд евро.
В связи с нарастанием социально-экономического кризиса известный немецкий экономист Хенрик Мюллер вынужден констатировать: в Германии настало время тектонических сдвигов, старые опоры экономики и политики рушатся. Наступает конец стабильности – как в политической, так и в экономической области. Что ждет Федеративную Республику Германия в это неспокойное время?
Индекс неопределенности
На страницах делового издания Manager Magazin профессор Мюллер приводит последний анализ института DoCMA в Дортмунде, который показывает, что страна находится в состоянии глубочайшего кризиса. Разработанный дортмундским центром DoCMA индекс UPI – Uncertainty Perception Indicator – зарегистрировал в ноябре второй по значению после эпидемии Covid-19 кризисный показатель в этом столетии, превышающий соответствующий индекс для конфликта на Украине и вызванного им энергетического кризиса.
Хенрик Мюллер пишет, что, в отличие от предыдущих потрясений (финансовый кризис 2008 года, эпидемия Covid-19, конфликт на Украине и вызванный им энергетический шок) нынешний кризис в Германии имеет преимущественно внутренние причины. Но если кризис, связанный с эпидемией Covid-19, был достаточно быстро разрешен благодаря созданию новых вакцин, то с кризисом, вызванным радикальной внутренней политикой, справиться сложнее. Немецкий бизнес, потребители и правительство находятся в ступоре – они не знают, что делать. Фирмы приостанавливают инвестиции, граждане откладывают покупки на потом, правительство отказывается от проведения реформ. "Стагнация" и даже "паралич" (Stillstand) – это слово впервые стало ключевым для характеристики нынешней ситуации в Германии. Такова первая и интуитивная реакция бизнеса, людей и управленцев на непонятную и опасную с их точки зрения ситуацию.
Индекс UPI основывается на сумме внешних и внутренних факторов. Влияние внешних факторов очевидно: США более не являются гарантом мировой стабильности, Россия утратила роль надежного поставщика энергоносителей и считается теперь "непредсказуемым" европейским соседом. Но главная причина кризиса – внутри самой Германии.
"Трещит повсюду"
Хенрик Мюллер обозначает нынешнюю ситуацию как "трещит повсюду" (es knalltüberall). Немецкая экономика находится в состоянии структурного кризиса, вызванного наложением сразу нескольких факторов. Крупные концерны и целые отрасли промышленности опасаются за свое будущее, сокращают персонал и планируют частичный вывод производства за рубеж. Массовый наплыв дешевых китайских электромобилей представляет колоссальную угрозу для немецкого автопрома – главной отрасли национальной экономики. Одновременно широкое распространение искусственного интеллекта меняет привычные бизнес-модели и сферы занятости. На это накладываются непоследовательный курс коалиционного правительства ФРГ в области энергетики и защиты окружающей среды, а также невнятный и лишенный харизмы стиль канцлера Олафа Шольца, не говоря об попытках коалиционного правительства преодолеть бюджетный кризис антиконституционными методами.
Взлет "Альтернативы для Германии"
Все это нашло отражение и во внутриполитической области. Налицо взлет ультраправой "Альтернативы для Германии" (АдГ), которая отвергает немецкую политическую систему в ее нынешнем виде и уже превратилась во вторую по значению политическую партию в стране. Все вышесказанное негативно отражается на общественном настроении и ведет к постепенному ослаблению немецкой экономики.
Профессор Мюллер признает, что Германия столкнулась с целым комплексом серьезных проблем, решить которые чрезвычайно сложно – будь то на уровне правительства, корпораций или частных лиц. Однако ничегонеделанье или Stillstand - это худший вариант в сложившейся ситуации.
Тем временем Die Zeit сообщает об ухудшении делового климата в Германии. Как заявил глава мюнхенского экономического института IFO Клеменс Фюст, "конъюнктура остается слабой даже в эти предрождественские дни". Немецкий бизнес с пессимизмом смотрит на перспективы 2024 года. В первую очередь это касается энергозатратных отраслей производства, число промышленных заказов продолжает снижаться.
Французская деловая La Tribune cчитает, что вероятный обвал немецкой экономики будет иметь катастрофические последствия для всего Евросоюза, в том числе для Франции. Экономики стран ЕС слишком тесно завязаны друг на друге, они не смогут выдержать последствий банкротства Германии, которая считалась до последнего времени "экономическим мотором Европы".