Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
За попытками Запада навязать "порядок, основанный на правилах", кроется лишь замаскированная вариация колониализма, пишет "Печат". На смену колониального рабства и апартеида пришел диктат силы и подавление традиционных ценностей. Глобальному Югу это не понравилось.
Как-то Жозеп Боррель заявил, что Европа — райский сад, а остальной мир — джунгли. Тем самым глава дипломатии Европейского Союза не просто продемонстрировал западный комплекс исключительности. За этим абсурдным утверждением, как отмечают аналитики, кроется реальный исторический опыт западного мира, который выстроил свое доминирование на насильственной эксплуатации и отрицании прав других народов.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Разница между британскими и голландскими ост-индскими компаниями, которые, как вооруженные грабители, колонизировали страны, подвергая геноциду коренные народы, и современными поработителями только в подходе. Рабский труд и апартеид лежали в основе колониализма, а нынешнее модель неоколониализма базируется на диктате силы, подавлении традиционных ценностей и отрицании любой интеграции, которая не контролируется Западом напрямую.
Статистика неумолима, и бедные остаются бедными, несмотря на "общественный прогресс, который свойственен западным демократиям". Бывшие западные колонии, прежде всего африканские страны, относятся к государствам с самым низким уровнем жизни.
Традиционное и долговое рабство
Чтобы высвободиться из когтей колонизаторов, им пришлось многим пожертвовать. Показателен пример Гаити. Условием для того, чтобы Париж признал независимость Гаити в 1825 году и отказался от имущества рабовладельцев, была выплата островом 150 миллионов франков золотом. Эта дань составляла 300% национального дохода Гаити и равнялась 15 годам экономической стагнации. Долг Гаити, включая проценты, выплачивался с 1840 по 1915 год, и все это время страна тратила 5% своего национального дохода в год. Остальную часть долга взяли на себя Соединенные Штаты, которые в 1915—1934 годах оккупировали Гаити, преследуя собственные финансовые интересы. Официально долг Гаити был наконец выплачен в начале 1950-х годов.
Неравенство по-прежнему сохраняется в мире, оставаясь неоспоримым фактом. На его сохранение работают центры власти, которые держат обедневшие страны у себя в подчинении, выделяя средства международной помощи на их развитие и вместе с тем наживаясь на их капитале. Международная помощь на развитие вообще не достигает и 0,2% мирового ВВП, а если говорить о срочной гуманитарной помощи, то не дотягивает и до 0,03%. В Африке, Южной Азии и ряде других стран, которые получают такого рода помощь, обратные финансовые потоки, состоящие в том числе из прибыли транснациональных корпораций, во много раз больше, чем поступающие финансовые потоки международной помощи. Это в высшей степени характерно для отношений между центром и периферией на международном уровне: богатые страны якобы помогают государствам, которые на самом деле приносят им прибыль.
Зеленый путь
Наследие колониализма в странах Глобального Юга невозможно прикрыть слоганами из демократического репертуара западного истеблишмента. Политические системы, законодательство, ценности — все импортное. Невыгодное положение бывших колоний в международной системе раздела труда (почти вся добавленная стоимость создается на основе африканского сырья, но за пределами Африки), экспортная ориентация, модели экономики, зависящие от международных условий, искусственные государственные границы, прочерченные в кабинетах бывших метрополий, ограниченный доступ к образованию и здравоохранению, политические и вооруженные конфликты — такова реальность стран Глобального Юга.
Впечатляющий пример современной манифестации неоколониализма — деструктивное информационное и психологическое влияние Запада на эксплуатируемые страны. Я имею в виду, в том числе, "прогрессивные" ценности, то есть узаконенную наркоманию и маргинальный образ жизни, внедрение нетрадиционных взглядов в сексуальной сфере, а также идей, отрицающих природу человека. На обломках традиционных ценностей выстроен огромный рынок товаров и услуг, которые приносят огромный доход новым метрополиям.
Еще одно проявление изощренного неоколониализма, на этот раз технологического, по мнению экспертов, — это стремление коллективного Запада навязать свои правила игры в области климата. Борясь с его изменениями, Запад откровенно игнорирует приоритеты развивающихся стран. Представители "золотого миллиарда" призывают их прекратить субсидировать добычу ископаемых видов топлива и постепенно сократить вложения в отрасль углеводородов, что однако лишь усугубляет проблему энергетической бедности в мире.
Приватизация ООН
Многие развивающиеся государства считают планы по введению налогов на углекислый газ новым видом дани, то есть новой западной протекционистской мерой, которая подрывает их потенциал роста, нарушает правила Всемирной торговой организации и игнорирует тот факт, что именно развитые экономики в первую очередь виноваты в климатических изменениях. Неслучайно, бразильский президент Лула да Силва настаивает на неприемлемости "зеленого неоколониализма", который под прикрытием защиты окружающей среды выстраивает дискриминационные торговые барьеры.
Заявляется, что главная задача Специального комитета ООН по деколонизации, Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, Экспертного механизма по правам коренных народов Совета ООН по правам человека и других органов по правам человека в системе ООН заключается в обеспечении условий для устойчивого развития благодаря трем составляющим. Во-первых, экономический рост. Во-вторых, социальная инклюзивность (искоренение бедности). В-третьих, защита окружающей среды. Но, по оценкам независимых исследовательских групп, эта задача не выполняется и не выполнялась никогда. Органы ООН под предлогом заботы о соблюдении политических прав национальных меньшинств были приватизированы западными государствами. Независимые аналитики считают, что ООН превратилась в один из фронтов гибридной войны, которую Запад ведет против новых центров геополитического влияния и социально-экономического роста, включая Китай и Россию. Недавние исследования западных ученых подтверждают это наблюдение: во время холодной войны роль стран Глобального Юга в международных организациях была куда больше, чем сегодня.
Торговля и политика: Аргентина должна решить, вступать ли ей в блок БРИКСПравительству Милея стоит наконец определиться со вступлением Аргентины в БРИКС, пишет La Nación. По мнению экспертов, это вопрос государственной важности, поэтому администрации нужно учитывать интересы страны в целом, а не свои идеологические установки. Кроме того, нерешительность Буэнос-Айреса негативно отражается на его авторитете.
24.12.202300
Нет — интеграции
В этой связи важно отметить тот факт, что любая попытка сформировать новый центр влияния и социально-экономического роста обречена на провал. Самый показательный пример — безуспешное создание Федерации западноафриканских стран, Объединенной Арабской Республики (Египет, Сирия, Йемен) и Западно-Индийской федерации (Ямайка, Тринидад, Барбадос). Также в проекте создания Всемирной торговой организации (ВТО), поддержанном в 1947—1948 годах, Индия и Бразилия предложили ввести коллективное, многостороннее правовое регулирование процессов национализации и передачи собственности. Испуганные инициативой, которая противоречит их интересам, богатые государства отвергли проект, приняв вместо него Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которое легло в основу ВТО и позволило в дальнейшем диктовать им свои условия. Такие объединения, как БРИКС, ШОС и ЕЭАС, которые преодолели западные барьеры, нисколько не обрадовали Запад.
В России отношения между периферией и центром выстроены совершенно иначе, хотя ее, что удивительно, на Западе традиционно (от британского колониализма до троцкизма) принято называть "тюрьмой народов". По мере многовекового развития сибирских, арктических и дальневосточных областей на национальном и региональном уровне формировалась национальная система норм, институтов и механизмов взаимодействия между центром и регионами, властью, экономическими субъектами и коренными народами. Народы России перед лицом многочисленных внешних угроз встали на путь создания многонационального государства, основанного на равноправном и миролюбивом соседстве. Тем самым они обеспечили себе безопасность. Об уничтожении коренных народов там и речи не шло.
Первые попытки правовой кодификации устоявшейся практики в этой области были предприняты в XIX веке, когда известный русский правовед М. М. Сперанский в "Уставе об управлении инородцев" дал определение основным принципам и системе управления российскими коренными народами. В этом документе, помимо прочего, говорится, что все народы в государстве обладают равными правами и обязанностями с русскими. Впервые в мировой практике устав предложил правовое решение проблем народов, включая народы Севера и Сибири, чей образ жизни не укладывался в стандартные нормы. В тот исторический период Устав позволил более или менее решить проблемы включения коренных народов в систему политических и социально-экономических отношений в стране. Правовые нормы, которые регулировали систему управления территориями, населенными коренными народами, были прогрессивными и гуманными для своего времени. В отличие от многих других, коренные народы России не знали рабства. В результате такой политики численность коренных народов Севера в ХХ веке значительно выросла. В докладе Министерства внутренних дел (2022) США говорится, что на Аляске "почти все коренные жители могли читать и писать… Многие были высокообразованными людьми… Русская администрация, начиная со времен Екатерины Второй, уделяла большое внимание просвещению, создавала сеть школ для коренных жителей Аляски…"
Тот же принцип соблюдался и во времена Советского Союза, когда многие ключевые цели устойчивого развития ООН: ликвидация голода, бедности, снижение неравенства, расширение прав и возможностей женщин, высококачественное здравоохранение и образование (включая массовое образование на языках коренных народов), культурное развитие — достигались в рамках проекта, который подразумевал расширение социальных гарантий для коренных народов.
С первых лет советской власти существовала система прямых субсидий союзным республикам из всесоюзного бюджета, какими бы ни были их экономические успехи. Именно благодаря советской дипломатии и правоведению развивался институт социально-экономических и культурных прав и был включен в международное право.
Отношения периферии и центра в условиях кризиса экономической глобализации и усиления влияния Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии говорят о многом. Методы, которыми западные страны под предводительством США пытаются сохранить свое доминирование, попахивают колониализмом, и развивающимся странам этот знакомый "дух" нисколько не нравится.