Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Объемы производства истребителей Су-57 были удвоены по сравнению с 2022 годом, пишет MWM. При этом благодаря развертыванию Су-57 на Украине ВКС России единственные в мире приобрели опыт эксплуатации истребителей пятого поколения в боях высокой интенсивности.
Минобороны России 27 декабря получило последнюю партию истребителей пятого поколения Су-57, изготовленных в 2023 году. Сообщается, что в этом году на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре произведено 12 самолетов. Таким образом, по сравнению с 2022 годом, когда было поставлено всего шесть самолетов, производство удвоилось. Общий размер парка увеличился до 22 самолетов.
Объединенная авиастроительная корпорация сообщила, что производство поддержали новшества 2023 года, направленные на модернизацию сборочной линии Су-57: объемы производства увеличились, а узкие места в производственном цикле были устранены. Это коснулось не только цеха окончательной сборки, но и всего производственного процесса. Ключевым звеном стало решение вопросов с поставками высокотехнологичных комплектующих c заводов-поставщиков и проработка вариантов совершенствования технологий сборки. Генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь обратил особое внимание на непрекращающуюся модернизацию производственных мощностей. Ожидается, что в 2024 году вступят в строй несколько ключевых структур, которые обеспечат техническую реорганизацию, связанную с программой Су-57.
ВКС России получили свой первый истребитель Су-57 в 2020 году, после чего последовало еще три в 2021 году и еще шесть в 2022 году, в результате чего к началу 2023 года общая численность парка увеличилась до десяти. В перспективе ожидается значительное расширение производства с объемами поставок свыше 20 самолетов в год. Это позволит флоту достичь уровня в 76 самолетов в 2027 году, оставив при этом задел для экспорта. Многие источники сообщают, что Алжир уже разместил заказы.
Однако по масштабам производства Су-57 уступает не только гораздо меньшему по размеру американскому одномоторному истребителю F-35, который производится в трех основных вариантах более чем для дюжины клиентов со скоростью свыше 140 самолетов в год, но и тяжелому китайскому двухмоторному J-20. Китайский истребитель производится исключительно для внутреннего использования, однако ожидается, что объем производства в 2024 году превысит 120 самолетов.
Первоначально ожидалось, что ВКС России получат первые Су-57 до 2012 года. Позднее сроки сдвинулись на 2015 год, после чего ожидалось, что к 2020 году на вооружении будет 50 самолетов, а к 2025 году — 200. Ранее полный крах потерпела предыдущая российская программа истребителей пятого поколения МиГ 1.42, не в пример более амбициозная, — чья разработка началась еще в конце 1970-х годов.
Несмотря на значительные задержки в разработке, благодаря развертыванию Су-57 на Украине ВКС России единственные в мире приобрели опыт эксплуатации истребителей пятого поколения в боях высокой интенсивности. С марта 2022 года широко сообщалось об участии истребителя в боевых действиях, при этом утверждалось, что Су-57 может выполнять удары, подавлять противовоздушную оборону, поддерживать усилия по радиоэлектронной борьбе и даже вести воздушный бой за пределами видимости.
Более поздние сообщения показывают, что мощный комплекс датчиков, куда вошли шесть радаров с активной фазированной антенной решеткой и инфракрасный датчик, также превращает истребитель в ценную платформу раннего предупреждения и управления, позволяя обмениваться данными с дружественными средствами на театре военных действий. В докладе Министерства обороны Великобритании от января 2023 года подтверждается, что Су-57 “запускали по Украине ракеты “воздух – земля” большой дальности или “воздух – воздух” как минимум с июня 2022 года”.
Впоследствии, в середине февраля, британское консервативное издание The Conversation сообщило, что Су-57 поражали украинские самолеты ракетами за пределами видимости. Поскольку ожидается, что первое полнокомплектное подразделение будет сформировано в начале 2024 года, будущее программы Су-57 во многом зависит от масштабов выпуска, места и особенностей эксплуатации, а также сроков перевода производства на усиленный режим. Перспективный вариант Су-57М пока под вопросом.