Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Байден своей позицией по Израилю поддерживает не долгосрочные интересы Израиля, а лишь политическое выживание Нетаньяху, пишет RS. А тот намерен продолжать войну так долго, как только сможет. И США будут в нее втянуты. В результате политики Байдена окружающие считают Америку либо слабой, либо соучастницей происходящего.
Волевой американский президент может делать все, что пожелает, — и неважно, противостоит ему мощное лобби или нет.
После своей первой встречи с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в 1996 году Билл Клинтон пришел ярость из-за заявлений своего гостя о расстановке сил в двусторонних отношениях. “Да кем он, черт подери, себя возомнил? — рокотал Клинтон. — Ну и кто здесь, спрашивается, сверхдержава?”. Прошло двадцать семь лет, и уже другой американский президент должен задать себе тот же вопрос — что характерно, о том же самом Биби Нетаньяху и его стране.
Великодушно извините, но я не принимаю всерьез заезженных до тошноты штампов, что “администрация Байдена усердно трудится над тем, чтобы изменить политику Израиля”. Слишком часто апологеты нашей политики в отношении трагедии в Газе утверждают, что выдвигать четкие требования к правительству Нетаньяху и принимать жесткие меры, если тот откажется их выполнять, “политически нецелесообразно”, ибо разгневается могущественное израильское лобби.
Неужели сторонники Байдена и впрямь внушают нам, что США и, как следствие, их президент — беззубые слабаки, вынужденные умолять лидера крошечной страны, которая обязана США самим своим существованием, предпринять некоторые меры по защите жизней и благосостояния жителей Газы, на которых уже три месяца без сыплются бомбы? К слову, сам Байден признал эти бомбардировки “неизбирательными”. Ситуация в секторе Газа сейчас настолько обострилась, что глава гуманитарной организации ООН в прошлую субботу объявил его “непригодным для житья”.
Байден — президент США, а они остаются самой могущественной страной в мире почти по всем параметрам. Без их поддержки у Израиля нет и не может быть никакого будущего. Твердое требование немедленно прекратить перегибы и воздержаться от них в дальнейшем возымеет огромный внутриполитический эффект в Израиле — в отличие от самих США. При этом Байдену не придется во всеуслышание угрожать прекращением военных поставок — нескольких слов, сказанных наедине Нетаньяху и членам его военного кабинета, должно хватить с лихвой.
Бóльшая часть правительства Нетаньяху от него отвернется. Даже самые воинственные командиры Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) не захотят испытывать терпение американского президента. Отказ Нетаньяху подчиниться ускорит исход из страны светских израильтян — наряду со ортодоксами, особенно с американскими паспортами.
Волевой американский президент может делать все, что пожелает, — и неважно, противостоит ему мощное лобби или нет. Заставил же Эйзенхауэр Давида Бен-Гуриона убраться с Синая в 1956 году. Картер на “лесной прогулке” в Кэмп-Дэвиде в 1978 году убедил уже Менахема Бегина покинуть поселения на Синае и согласиться на мирный договор с Египтом. Рейган в июне 1982 года принудил того же Бегина объявить о прекращении огня в Бейруте. Джордж Буш в 1991 году удержал помощь на 10 миллиардов долларов после того, как премьер-министр Израиля Ицхак Шамир отказался остановить строительство новых поселений. Во всех этих случаях Израиль уступил. И никто не скажет, что Нетаньяху сделан из того же теста, что и Бен-Гурион, Голда Меир, Менахем Бегин или Ицхак Шамир.
Байдену, похоже, невдомек, что своей позицией он поддерживает лишь политическое выживание Нетаньяху, а не долгосрочные интересы Израиля. Биби ущерб Израилю не волнует — лишь бы избежать тюрьмы. Он пожертвовал еврейской родиной ради личных интересов. Он и его правительство учинили резню гражданских — беспрецедентную даже для предыдущих войн Израиля. Их риторика лишь укрепила остальной мир во мнении, что Израиль решил устроить палестинцам этническую чистку на их же родине. ЮАР уже возбудила в Международном Суде дело о геноциде, которое начнет рассматриваться в конце недели.
Чем опасны двойные стандарты США в отношении Израиля и РоссииСША стали синонимом понятия “двойные стандарты”, и двусмысленность американской политики в отношении Газы это доказывает, пишет The Guardian. Глобальный Юг следит за развитием этой войны, каждый раз все сильнее теряя веру в жизнеспособность ценностей Запада.
27.12.202300
Война Израиля против палестинцев упрочила убеждение подавляющего большинства стран так называемого “Глобального Юга”, что палестинцы оказались на острие конфликта против колониализма и империализма. В ООН все чаще звучат антиизраильские голоса с требованием прекратить огонь, что лишь усугубляет изоляцию США. Если кровавая кампания Израиля в секторе Газа не завершится в самое ближайшее время, Авраамские соглашения между Израилем и четырьмя арабскими странами рискуют остаться пустой формальностью: народный гнев на Израиль в этих странах лишит их всякого политического смысла. Остановить безрассудство Нетаньяху и его союзников из числа националистов и религиозных фанатиков Байден обязан перед самим Израилем — страной, которая дорога его сердцу.
У Нетаньяху нет никакого плана на послевоенный период. Зато похоже, что он намерен продолжать войну так долго, как только сможет. Возможно, для этого он нападет на Ливан (чему Байден “решительно” противится), не говоря уже о том, чтобы максимально сократить население Газы, выгнав ее бездомных жителей на Синай или депортировав в другие места (чему Байден противостоит не менее “решительно”). Если оставить непримиримую позицию Нетаньяху без внимания, США могут втянуться в военные действия, которые нам не нужны. Американские “ястребы” уже требуют, чтобы мы бомбили хуситов. Не исключено, что завтра разгорятся военные действия с Ираном.
Стойкая и столь бескомпромиссная поддержка Нетаньяху со стороны Байдена вызывает недоумение. Его первоначальное сочувствие Израилю и безоговорочная материальная и моральная поддержка были ожидаемы — это был эмоциональный отклик на ужасы 7 октября. Хотя Байден заслужил немало похвал за свои действия в украинском конфликте, война Израиля в секторе Газа перетянула на себя внимание Америки от Киева. По сути, американский президент увяз в войне, далекой от американских интересов, и отвлекает внимание и ресурсы от конфликта, чей исход, наоборот, имеет гораздо большее значение для США. В результате политики Байдена окружающие считают Америку либо слабой, либо соучастницей происходящего. Нетаньяху, по сути, показал США средний палец, и мы спустили ему это с рук. Надо ли говорить, что наш престиж сверхдержавы при этом пошатнулся?
Война в Газе также нанесла серьезный, если не смертельный, удар по шансам Байдена на переизбрание. Учитывая значительную долю американцев арабского происхождения, Мичиган, считай, потерян. В Огайо, Миннесоте и Висконсине тоже немало жителей мусульманского и арабского населения. Кроме того, Байден вот-вот потеряет голоса армян, если хулиганы, вероломно напавшие на армянское духовенство в Иерусалиме, останутся безнаказанными. Поскольку Байден застрял в 1990-х (особенно в память врезалось историческое противостояние Клинтон-Буш 1992 года), не исключено, что он боится потерять поддержку евреев на предстоящих выборах.
Но страх этот неуместен. Недавний опрос показал, что почти половина молодых американцев еврейского происхождения не поддерживают его нынешнюю политику в отношении Израиля, тогда как христианские сионисты составляют значительную часть республиканского электората и за Байдена в любом случае едва ли проголосуют. Наконец, можно задаться вопросом: почему Байден — если, конечно, допустить, что его ошибочный подход продиктован сугубо политическими соображениями — столь активно поддерживает иностранного политика, не скрывающего своей враждебности ко всем президентам-демократам аж с 1993 года?
У Байдена очень мало времени окоротить Нетаньяху, пока тот не осуществил свою очевидную военную цель — обезлюдить сектор Газа и распространить конфликт на Ливан и, возможно, за его пределы. Это, в свою очередь, чревато тем, что американские войска втянутся в очередную бесконечную войну на Ближнем Востоке. Быстрые и решительные действия в сочетании с подлинной дипломатией с прицелом на действенное решение 75-летнего израильско-палестинского конфликта, наоборот, восстановят репутацию Америки.
Иными словами, сейчас для сверхдержавы самое время отстаивать собственные интересы в этих отношениях.
Автор: Патрик Терос (Patrick Theros) — посол США в Катаре с 1995 по 1998 год.