Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Политика Вашингтона на Ближнем Востоке провалилась, пишет FP. Два важнейших партнера Америки в регионе – Израиль и Саудовская Аравия – превратились для нее в бремя. Но главное – истинным агрессором на Ближнем Востоке стали сами США, отмечают читатели издания.
Джон Хоффман (Jon Hoffman)
В регионе пылает пожар, и виноват в этом Вашингтон.
После жестокой атаки ХАМАС на израильских мирных жителей 7 октября масштабная военная кампания Израиля против группировки поставила сектор Газа на грань уничтожения, а Ближний Восток — на грань широкомасштабной войны. Множество инцидентов, произошедших с тех пор, позволяют предположить, что конфликт может обостриться еще больше. Соединенные Штаты потопили три катера хуситов в ответ на нападения группировки на коммерческие суда в Красном море. Имела место серия убийств высокопоставленных членов ХАМАС, "Хезболлы" и иранского Корпуса стражей исламской революции, совершенная Израилем и Соединенными Штатами в Ливане, Ираке и Сирии. Последовало недавнее предупреждение министра военного кабинета Израиля Бени Ганца о том, что "время для дипломатического решения истекает" с учетом нападений "Хезболлы" на Израиль и наоборот. Поступают сообщения о том, что администрация Байдена разрабатывает планы военного ответа США на нескольких фронтах в регионе.
На фоне этой сумятицы Вашингтон продолжает придерживаться своего старого сценария: бросать в регион деньги, оружие и военную силу. Администрация Байдена по-прежнему твердо убеждена в том, что ключом к достижению прочного мира и процветания на Ближнем Востоке является соглашение о нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, основанное на гарантиях безопасности обеим странам, предоставляемым США. В понедельник госсекретарь США Энтони Блинкен даже посетил Саудовскую Аравию, где рассказал о сохраняющемся интересе Эр-Рияда к заключению такой сделки.
Такой подход неизбежно приведет к обратным негативным результатам.
Вашингтону следует признать: политика США на Ближнем Востоке провалилась. В основе этой неудачи лежат главные региональные альянсы США. Два важнейших партнера США в регионе, Израиль и Саудовская Аравия, являются для Соединенных Штатов бременем, а не активами. Хотя между двумя государствами сохраняются значительные политические, экономические и социальные различия, вместе они постоянно подрывают интересы США и те ценности, которые, как утверждают Соединенные Штаты, они отстаивают. Вашингтону следует фундаментально изменить свой подход к обеим странам, перейдя от их безусловной поддержки к отношениям "на расстоянии вытянутой руки".
Война Израиля в секторе Газа олицетворяет насилие, совершаемое против заявленных Америкой ценностей, а также ставит под угрозу интересы США на Ближнем Востоке. На восстановление разрушений, вызванных этой войной, потребуются поколения, а глобальный имидж Вашингтона останется навсегда запятнанным его поддержкой действий Израиля.
В первые дни после террористических атак 7 октября Израиль пообещал уничтожить ХАМАС, признав при этом, что, хотя его вооруженные силы "соотносят точность ударов с масштабом наносимого ущерба, сейчас они сосредоточены на том, чтобы причинить противнику максимальный урон". С тех пор акцент Тель-Авива, похоже, не сильно изменился, поскольку израильские военные осуществили то, что некоторые критики его военной кампании считают коллективным наказанием, когда палестинских граждан убивают из оружия американского производства. По данным органов здравоохранения сектора Газа, контролируемых ХАМАС, около 70% палестинцев, убитых Израилем, составляли женщины и дети. Согласно расчетам Организации Объединенных Наций, основанным на цифрах, представленных контролируемым ХАМАС правительством Газы, 1,9 миллиона человек – 90% населения сектора Газа – стали перемещенными лицами, а к середине ноября прошлого года было разрушено более 45% его жилого сектора.
Хотя Израиль утверждает обратное, его стратегия, похоже, оказывает не такое большое влияние на ХАМАС и его возможности, как рассчитывал Тель-Авив. В то же время, война может в конечном итоге посеять семена будущего вооруженного сопротивления через неизбирательное убийство мирного населения.
Солдаты ВСУ “очень нервничают”, что внимание США к Ближнему Востоку приведет Украину к поражениюВ ВСУ опасаются, что на фоне ослабления поддержки США им придется отступать до Львова, пишет DB. Украинские военные признают, что смещение фокуса на войну в Газе позволит русской армии добиться значительных успехов на поле боя.
13.11.202300
Перспективы превращения военных действий в секторе Газа в широкий региональный конфликт с прямым участием США растут с каждым днем. Стычки между Израилем и базирующейся в Ливане воинственной исламистской группировкой "Хезболла" резко обостряются, и с 17 октября на Ближнем Востоке произошло по меньшей мере 115 нападений на американских военнослужащих со стороны иранских марионеточных сил. Израиль призвал Соединенные Штаты напрямую противостоять Ирану из-за этих нападений, несмотря на то, что втягивание в более широкую войну противоречит интересам США.
Вашингтон, похоже, либо не способен, либо не желает использовать свои так называемые особые отношения с Израилем или повлиять на премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который часто хвастается своей способностью манипулировать Соединенными Штатами. Вместо этого Вашингтон продолжает свой подход к Израилю по принципу "карт-бланш", совсем недавно предоставив ему военную помощь на сумму более 14 миллиардов долларов в рамках пакета, одобренного в ноябре, и рискуя масштабной эскалацией войны.
Другой ключевой партнер США в регионе, Саудовская Аравия, является одним из самых авторитарных государств в мире. Эр-Рияд совершает широкомасштабные нарушения прав человека внутри страны и активно поддерживает другие автократии, занимающиеся аналогичной деятельностью по всему региону.
Несмотря на то, что Эр-Рияд и его союзники делают все возможное, чтобы представить наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана реформатором, ведущим королевство в будущее, молодой правитель начал кампанию по консолидации и централизации своей власти. Контроль режима над государством и обществом никогда не был таким жестким.
Саудовская Аравия является основным источником политических, экономических и социальных беспорядков на Ближнем Востоке. Эр-Рияд связан почти со всеми конфликтными зонами и линиями геополитического разлома, охватывающими регион. Отношения США с Саудовской Аравией олицетворяют "миф об авторитарной стабильности" — теорию о том, что авторитарные правители поддерживают мир в регионе. Но верно как раз обратное: вместо того, чтобы быть решением проблем региона, эти игроки одновременно и создают, и усугубляют самые серьезные проблемы на Ближнем Востоке.
Самым вопиющим примером дестабилизирующего поведения Эр-Рияда является военная интервенция в Йемене, которую он возглавлял вместе с Объединенными Арабскими Эмиратами. По оценкам ООН, с 2015 года эта военная кампания привела к самому жестокому в мире гуманитарному кризису и стала причиной гибели более 377 тысяч человек. Сегодня эта война находится в хрупком тупике, главным образом из-за неспособности Эр-Рияда победить хуситов. После почти девяти лет разрушительных боев хуситы, возможно, стали сильнее, чем когда-либо прежде. В ответ на войну между Израилем и ХАМАС группировка "Ансар Аллах" совершает регулярные нападения на коммерческие суда, проходящие через Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив, добавляя новую опасную горячую точку в продолжающийся в регионе конфликт.
В конечном итоге именно непоколебимая поддержка США придала Израилю и Саудовской Аравии смелости проводить безрассудную политику. Они знают, что Соединенные Штаты придут на помощь и не возложат на них какую-либо ответственность. Здравый смысл подсказывает, что Вашингтону следует радикально изменить этот курс. Похоже, к сожалению, администрация президента США Джо Байдена совсем не имеет этого в виду.
Вашингтонская администрация сосредоточила свою региональную политику на усилиях по нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем в качестве продолжения соглашений Авраама, достигнутых при посредничестве США (серия договоров о нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами, подписанных в 2020-2021 годах. — Прим. ИноСМИ), которые стали свидетельствами формального установления отношений Израиля с Бахрейном и Объединенными Арабскими Эмиратами в 2020 году и были расширены после включения Марокко и Судана.
Мировая репутация США сильно пострадает из-за ИзраиляРешение Байдена поддержать Израиль нанесло больше ущерба позициям США на Ближнем Востоке, чем вторжение в Ирак при Буше, пишет RS со ссылкой на мнения экспертов. В мире складывается впечатление, что Америка – игрок предвзятый и бесчестный.
16.11.202300
В обмен на возможную нормализацию отношений с Израилем наследный принц Саудовской Аравии неоднократно ясно заявлял о своих требованиях: Соединенные Штаты должны предоставить королевству официальные гарантии безопасности и оказать помощь в развитии гражданской ядерной программы Эр-Рияда.
Начиная с 7 октября прошлого года, официальные лица Израиля, Саудовской Аравии и США неоднократно подтверждали свою приверженность заключению этой сделки. Нормализация отношений между Саудовской Аравией и Израилем была объединена в то, что американский обозреватель Томас Л. Фридман назвал "единой формулой", позволяющей каким-то образом сохранить решение о двух государствах в Палестине, балансировать против Ирана и противостоять амбициям Китая на Ближнем Востоке.
Байден неоднократно заявлял, что ХАМАС начал атаку 7 октября как раз с намерением сорвать нормализацию отношений между Саудовской Аравией и Израилем. Многие представители администрации США с тех пор подчеркивали свои постоянные усилия по заключению такого соглашения.
Израильские официальные лица также выражают желание вернуться к такому соглашению, а Нетаньяху заявил в ноябре, что перспективы нормализации "будут еще более зрелыми" после войны.
Со своей стороны, Саудовская Аравия пытается сейчас найти баланс, используя риторику, критикующую военную кампанию Израиля в секторе Газа, а также подтверждая сохраняющийся интерес Эр-Рияда к нормализации ситуации. Советник США по национальной безопасности Джейк Салливан недавно побывал в Саудовской Аравии, чтобы встретиться с Мухаммедом ибн Салманом и продолжить продвижение этой сделки.
За несколько месяцев до 7 октября издание Axios сообщило, что ходят слухи о том, будто Израиль настаивает на отдельных гарантиях безопасности со стороны США в рамках соглашения о нормализации отношений с Саудовской Аравией, и что политики надеются, что это дополнение сделает сделку более приемлемой в Вашингтоне.
В контексте дискуссий о нормализации ситуации, предшествовавших нападению ХАМАС, Нетаньяху назвал палестинский вопрос просто "флажком", одновременно представив в сентябре Организации Объединенных Наций карту того, что он определил как "новый Ближний Восток", на которой палестинские территории были показаны как часть Израиля.
Фактически, Нетаньяху недавно подтвердил парламентариям партии "Ликуд", что он остается "единственным, кто предотвратит создание палестинского государства в секторе Газа и на Западном берегу после войны". По данным израильских СМИ, он в частном порядке оказывает давление на Вашингтон, чтобы тот прекратил публично одобрять решение о создании двух государств. Нетаньяху недавно взял на себя ответственность за крах Соглашений в Осло, заявив, что он "гордится" предотвращением решения о создании двух государств – цели, заявлявшейся США на протяжении десятилетий – и пообещав продолжать обеспечивать отсутствие такого решения.
Но война в секторе Газа должна продемонстрировать, что попытки отодвинуть в сторону будущее палестинского народа – это глупая стратегия. Вопрос о будущем палестинцев по-прежнему тесно связан с широкими стремлениями арабских масс к подлинной политической, экономической и социальной свободе – и это то, что нельзя принудительно отодвинуть на второй план с помощью таких ухищрений, как соглашения Авраама.
Поддержка США этих соглашений и нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем основана на ошибочном исходном предположении, что Соединенные Штаты и их партнеры способны силой поддерживать нелиберальный региональный порядок на Ближнем Востоке, не неся при этом значительных политических, человеческих и экономических издержек в регионе. Предоставление Соединенными Штатами Израилю или Саудовской Аравии гарантий безопасности было бы катастрофическим просчетом с долгосрочными последствиями для США.
Вашингтону следует воспользоваться нынешним моментом, чтобы кардинально изменить свой подход к партнерствам на Ближнем Востоке. Перейдя от рефлексивной поддержки к отношениям "на расстоянии вытянутой руки", Соединенные Штаты могут положить конец своему соучастию в политике некоторых ближневосточных партнеров, одновременно фундаментально переформатируя свою политику на Ближнем Востоке.
Конечно, такая фундаментальная переориентация будет трудной. Ведь эта политика на протяжении десятилетий основывалась на множестве заблуждений и структурных барьеров на пути перемен. Укоренившаяся в Вашингтоне система лоббирования и особых интересов, призванная сохранить политику статус-кво, представляет собой самое главное препятствие. Существующее среди политической элиты США неправильное понимание политических издержек трансформации отношений США с Израилем и Саудовской Аравией уже давно является препятствием на пути реформ.
К этому добавляется существующая внутри вашингтонской "Кольцевой дороги" консенсусная точка зрения, которая зачастую не позволяет серьезно рассматривать вопрос о большей отстраненности США от Ближнего Востока. Вопросы финансирования, профессиональные амбиции и погоня за публичностью — все это способствует тому, что люди, работающие в Вашингтоне по ближневосточному региону, склонны отдавать предпочтение широким направлениям политики США на Ближнем Востоке.
Борьба за перемены будет трудной, но их необходимость сегодня как никогда очевидна. После десятилетий проецирования силы в регион без последовательной стратегии Соединенные Штаты потратили триллионы долларов, но не смогли обеспечить региональную стабильность или продвинуть здесь интересы США. Эти интересы в регионе ограничены, и их продвижение не требует безусловной политической или военной поддержки каких-либо отдельных региональных игроков.
Непоколебимая преданность Вашингтона своему нынешнему подходу к ближневосточному региону создала порочный круг. Взявшись искоренять региональную нестабильность, Соединённые Штаты постоянно оказываются перед необходимостью противостоять вызовам, которые во многом являются продуктом их собственного присутствия и политики на Ближнем Востоке.
Человеческие и материальные издержки ближневосточной политики Вашингтона огромны. Что дадут дополнительные миллиарды военной помощи и экспансия США на Ближнем Востоке в ближайшие годы? История показывает, что все это будет только продолжать наносить ущерб интересам США и региональной стабильности.
Пришло время изменить курс США на Ближнем Востоке. Неспособность сделать это может привести к усилению привязки Вашингтона к циклу нестабильности, который будет продолжать влиять на регион – и подрывать интересы США – на протяжении поколений.
Джон Хоффман – аналитик внешней политики Института Като и адьюнкт-профессор университета Джорджа Мэйсона.
Комментарии читателей
BillyBobBell
Блестяще аргументированная и продуманная статья. Спасибо.
HP
То, что происходит сейчас в секторе Газа, является катастрофой для внешней политики США и морального авторитета США в мире.
Правительство США является активным участником происходящих в Газе этнических чисток и, возможно, даже геноцида, не имея при этом какого-либо значимого контроля над тем, что делает Израиль. Дело Международного Суда, которое Южная Африка возбудила против Израиля, является весьма обличительным, и крики в пятый миллиард раз, что все, кто критикует Израиль, хотят вновь открыть Освенцим, являются тактикой с быстро уменьшающейся отдачей.
Если Израиль будет осужден, США придется столкнуться с трудным выбором между защитой своего вассала или защитой системы международного права, которая была одним из их главных стратегических достижений со времен Второй мировой войны и сослужила им большую службу. Возможно, США даже придется защищаться от судебных исков, утверждающих, что они являются соучастниками событий в Газе, равно как и американским компаниям, производящим оружие, которое сейчас использует Израиль. Разумным решением здесь является одно: дать, наконец, понять Израилю, что военные акции необходимо прекратить и что, если израильтяне не подчинятся, они останутся одни. Кстати, это также единственный способ защитить будущее Израиля от неизбежной негативной реакции, которую спровоцируют его действия.
JWins
Отлично сказано! Наши интересы и партнерства во всем мире быстро подвергаются эрозии и разрушению из-за этого конфликта.
А наши ошибки, непоследовательность и лицемерие обнажаются перед всем миром. И наши противники не упустят возможности воспользоваться этим.
Быть ответственным, быть честным, быть патриотом Америки — значит признать это и изменить курс.
JOZES
Спасибо, господин Хоффман, за то, что называете вещи своими именами. Абсолютно точно и в яблочко. Ваш комментарий прямо соответствует сути вопроса. Продолжайте делать хорошую работу.
KarlR
Некоторые могут утверждать, что главным агрессором на Ближнем Востоке в последнее десятилетие был Иран (хотя ИГИЛ* оспаривает это звание). Но если вы вернетесь на 10 лет назад, то самым крупным агрессором на Ближнем Востоке были США. В частности, в Ираке (в начале нулевых годов этого века я еще находился на действительной военной службе и хорошо это знаю).
Billy Bob Bell
Я бы добавил, что главным агрессором на Ближнем Востоке были сами Соединенные Штаты, а также действуя через Саудовскую Аравию и Израиль.
MICHAELV
Я не фанат госсекретаря Блинкена. Назначьте умного Уильяма Бёрнса на эту должность. Вытащите Николаса Берна из Пекина. Планируйте "Иерусалимский конгресс". Пообещайте положить конец этому позорному чистилищу в отношении Сирии и Ирана. Отмените все санкции против Кубы и всех остальных и вернитесь, наконец, к нормальной публичной дипломатии. Вот мои скромные советы американской внешней политике.
*организация признана террористической, ее деятельность на территории России запрещена.