Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Назначение Габриэля Атталя премьером Франции вызвало бурную реакцию общественности: одни приветствуют его, а другие, напротив, критикуют. И дело не только в гомосексуальной ориентации политика, пишет The Paper. На самом деле и для Атталя радость может вскоре смениться головной болью, считает автор статьи.
В прошлый вторник (9 января) все крупные европейские издания запестрели сообщениями о 34-летнем французе. На континенте будто впервые заметили этого мужчину, немного по-детски пухлого, который, улыбаясь, показывает небольшие клыки. Вот он — Габриэль Атталь, самый молодой премьер-министр в современной истории Франции и первый гей, получивший такую должность.
Когда в конце прошлого года президент Эммануэль Макрон объявил о намерении реорганизовать кабинет министров в начале января, окружающие принялись наперебой гадать, кто же станет новым премьером. Хотя Атталя называли одним из фаворитов, его молодость и почти полное отсутствие опыта в государственном управлении (только в середине прошлого года его назначили министром образования) вызывали сомнения. Теперь он одним махом получил пост премьер-министра — это воистину головокружительный карьерный рост.
Почему Макрон решился на перестановки в кабинете министров? Главным стимулом главы государства стал принятый в декабре иммиграционный закон. Так как партия Макрона не обладает абсолютным большинством в парламенте, с самого начала выборов она занимала там не самые выгодные позиции. Проект закона об иммиграции, изначально предложенный именно фракцией президента, прошел в Сенат без предварительного рассмотрения в Национальном собрании — его протолкнули оппозиционные силы. Сенат, большинство в котором составляют правые республиканцы, радикально изменил план и добавил в него множество суровых положений. В результате Национальное собрание утвердило созданную на основе этого драконовского проекта версию, смягчив некоторые моменты. Что еще хуже, все 80 с небольшим депутатов от крайне правого "Национального объединения" проголосовали в пользу этого закона, что нанесло тяжелый удар по образу правительства Макрона. В знак протеста министр здравоохранения страны даже подал в отставку.
На таком фоне смелое решение президента о реорганизации, несомненно, рассчитано и на демонстрацию совершенно свежего образа правительства. Но фактически должность премьер-министра сейчас — настоящая "горячая картощка" (образно — тяжелая проблема. — Прим. ИноСМИ). Никто из старших, более опытных политиков Макрона не хочет разбираться с хаосом, сопряженным с этим постом, так что назначение Атталя в некотором роде было вынужденным.
Но почему этот "картофель" так обжигает? Лучший ответ на этот вопрос дали противники Макрона.
"За последние семь лет у нас сменились уже четыре премьер-министра и пять правительств. Чего ждать французам от нового премьера? Нечего. Люди устали от этого балета амбиций и эго, они ждут реальных перемен и служения народу. И перемены начнутся 9 июня". С таким заявлением выступила лидер крайне правых Марин Ле Пен после новостей о назначении Атталя.
9 июня начинаются выборы в Европарламент, они проводятся раз в пять лет. Судя по текущим опросам, шансы макроновской партии "Возрождение" на победу близки к нулю. Ультраправое "Национальное объединение" фактически набрало больше всего голосов. В Европе этот год, видимо, станет годом "поворота направо", и грядущие изменения станут критически важной переменной для Украины и других конфликтов во всем мире.
Пожелания от Эммануэля Макрона: пользователей Сети поставил в тупик набор знамен за спиной президентаНовогоднее поздравление Макрона понравилось не всем французам, сообщает CNews. Флаг Пятой республики за спиной президента оказался заслонен знаменем ЕС. Да и говорить президент предпочел о "европейском проекте" и "экологическом переходе" в новом году, а не о Франции.
02.01.202400
Ультраправые во Франции и Германии продолжают усиливать позиции
Ультраправое течение во Франции и Германии, двух традиционных локомотивах Европейского союза, в 2023 году набирало обороты. На выборах в ЕП фракции — приверженцы этого движения могут добиться лучших за всю историю результатов. Как самые густонаселенные государства региона, Франция и Германия обладают наибольшим количество мест в ЕС. Согласно последним опросам, немецкая "Альтернатива для Германии" занимает второе место по популярности в своей стране, а "Национальное объединение" держит лидерство во Франции. Еще несколько лет назад нельзя было даже представить, чтобы две наиболее влиятельные страны Евросоюза отдавали столь явное предпочтение ультраправым.
В июне прошлого года "АдГ" впервые одержала победу на выборах в окружную администрацию в федеральной земле Тюрингия. В декабре ситуация накалилась: партия повторила свой успех на городских выборах в Саксонии. Правительство в Берлине, в отличие от избирателей, испытывает по этому поводу растущее беспокойство.
В конце 2023 года немецкая разведка признала "АдГ" в Тюрингии и Саксонии-Анхальт (оба региона относятся к бывшей Восточной Германии) "абсолютно экстремистской организацией", в отношении которой государственное законодательство предусматривает самые жесткие меры наблюдения. Причудливое расхождение между строгими предупреждениями Берлина и результатами опросов отражает дальнейший сдвиг вправо в общественном мнении Германии: как известно, очки набирает не только занимающая второе место "Альтернатива для Германии", но и оппозиционный правый блок "ХДС/ХСС", который опережает "АдГ" на 10 пунктов.
Во Франции правый поворот общества тоже очевиден. В свете слабости главной партии, не имеющей абсолютного парламентского большинства, принятие правительством Макрона иммиграционного закона с поправками, внесенными правыми, само по себе показательно. Хотя утвержденный законопроект подвергся жесткой критике со стороны парламента и левых, опросы демонстрируют, что 70% граждан приветствуют его введение.
Можно сказать, что правительство Макрона, первоначально пользовавшееся колоссальной популярностью, тоже осознавало новую общественную реальность. В конце 2023 года оно отвернулось от левых и предпочло опереться на правых. По большому счету, самое главное — это заручиться голосами избирателей.
Узнав о назначении Атталя, один депутат от "Национального объединения" не без иронии заявил в телеинтервью: "Почему Атталь сейчас самый популярный министр? Потому что он начинает учиться на речах Ле Пен".
Марин Ле Пен впервые назвала поставки оружия Украине "безответственными"Марин Ле Пен впервые открыто высказалась против поставок оружия Украине, назвав их "безответственными", сообщает Le Figaro. Читатели газеты отдали ей должное. Действительно, отправка ракет была бы глупостью, способствующей продолжению "гнусной бойни", уверены они.
13.07.202300
Австрия извлекла урок из прошлого
Направимся на восток от Франции и пересечем Альпы. В Австрии в этом году пройдут выборы не только в ЕП, но и в национальный парламент. Ультраправая Партия свободы (FPÖ), как говорят опросы, занимает сейчас первое место, оставляя далеко позади правящую Народную партию (ÖVP).
Всевозможные недоразумения между этими двумя фракциями будто взяты из романа о Жанне д’Арк. В 2017 году Себастьян Курц (Sebastian Kurz) — на тот момент ему был 31 год и он стоял во главе ÖVP — устроил "бурю юности", которая пронеслась по всей Австрии, и стал самым молодым канцлером в истории своего государства. Тогда он был даже моложе, чем сейчас Атталь.
Помимо высокой доли голосов в ÖVP, Курц добился своего, потому что объединился с крайне правой FPÖ для формирования кабинета, рискуя вызвать всеобщее обсуждение. В Европе это был первый случай, когда ультраправые пришли к власти в коалиционном правительстве. Конечно, последовала бурная реакция.
Но славные времена длились недолго. В 2019 году немецкие издания Der Spiegel и Süddeutsche Zeitung совместно обнародовали видео- и аудиозаписи, раскрывшие, как лидер Австрийской партии свободы, в то время бывший вице-канцлером (Хайнц-Кристиан Штрахе. — Прим. ИноСМИ), просит у российского олигарха средства на подкуп местных СМИ и вмешательство в выборы. В результате влияние Народной партии резко сократилось, а вице-канцлера исключили из FPÖ, ему пришлось уйти из политики.
В 2021 году самого Курца обвинили в нецелевом расходовании государственных средств. Он ушел в отставку и завершил свою политическую карьеру.
Прошло более двух лет. Теперь ультраправая FPÖ намерена победить на парламентских выборах в Австрии. Для европейских стран это стало демонстрацией потенциальной угрозы прихода радикально правых в правящий лагерь.
А что, если все равно не пускать ультраправых в правительство? Именно с таким щекотливым вопросом столкнулись Нидерланды. Победа местной ультраправой Партии свободы (PVV) на парламентских выборах в прошлом году для многих стала шоком.
Однако с тех пор переговоры о формировании кабинета министров зашли в тупик: вряд ли это вообще возможно без коалиции с PVV. Отметим, что текущий премьер-министр Нидерландов Рютте пытался объединить усилия с Партией свободы еще в 2010 году.
Тогда это был первый срок политика. Он заключил с PVV беспрецедентное соглашение о том, что последняя будет поддерживать законопроекты правительства Рютте, не участвуя при этом в его работе. Но менее чем через два года Партия свободы отказалась от поддержки премьера из-за вопросов бюджета. Как итог — правительство Рютте потерпело крах. Премьер-министр стоит во главе Нидерландов уже больше десятка лет, но с тех пор он больше никогда не опирался на PVV.
По части можно судить о целом. Мощный подъем ультраправых очевидно оказывает разрушительный эффект на сформировавшиеся на Западе демократические системы. До сих пор ни одна страна не нашла по-настоящему эффективного способа справиться с этой "новой нормальностью".
Избыток российского газа доказывает, что Австрия так и не ушла с энергетической орбиты КремляБолее половины российского газа, идущего транзитом через Украину, попадает в Австрию, сообщает Bloomberg. Страна им переполнена. Вена не только наращивает продажи соседям, но и постоянно откладывает момент отказа от этого энергоносителя.
04.12.202300
Венгрия ожидает лучшего сценария?
Спустимся по Дунаю. Дальше от Вены находится Будапешт, некогда вторая столица Австро-Венгерской империи. Именно венгерский лидер Виктор Орбан — потенциальный крупнейший победитель в Европе в этом году.
Шарль Мишель, текущий председатель Европейского совета, уже объявил, что будет баллотироваться на выборах в ЕП в Бельгии, своей родной стране. Как предсказывают опросы, избирательный процесс не будет для него проблемой. Однако впоследствии важный вопрос встанет уже перед Евросоюзом: кто возглавит Евросовет?
Мишель, если его изберут, должен будет вступить в должность в июле этого года. Недавно он объявил, что досрочно покинет пост главы Европейского совета — в июле, хотя должен был занимать его до ноября. В июле же председательство в Европейском совете примет Венгрия. Если в это время должность председателя будет свободна, глава Будапешта временно возьмет ее на себя. В таком случае он получит огромное влияние на работу ЕС во второй половине 2024 года. Поскольку Орбан известен за свою пророссийскую позицию, это, конечно, не очень хорошая новость для Украины.
Чтобы избежать его "прихода к власти", ЕС должен будет быстро сформировать новое правительство после июньских выборов. Но тут вновь поднимается главный вопрос этой статьи — сдвиг вправо. Усиление ультраправых в различных европейских государствах означает, что после выборов в ЕП формирование кабинета министров станет серьезной проблемой.
Крайне правые правительства могут привести к тупику в организации кабинета министров — мы уже видели это в Австрии и Нидерландах. Такой исход, в свою очередь, спровоцирует задержки в формировании правительства. Что выберут европейские игроки? Станет ли Орбан бенефициаром "правых перемен" на Старом континенте?
Автор: Сюй Сяофэй – журналист The Paper, выпускник факультета журналистики Колумбийского университета. В настоящее время живет в Париже.