Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США и Иран избегают прямого столкновения, но равновесие грозит рухнуть, пишет Economist. Байден сталкивается с требованиями принять решительные меры. Если один из иранских ударов приведет к гибели большого числа американцев, полномасштабной войны не избежать, отмечает автор статьи.
Ответные удары и заказные убийства раскручивают маховик
Все 100 с лишним дней, что прошли с момента нападения ХАМАС на Израиль 7 октября, президент Джо Байден стремился помочь последнему выиграть у палестинцев в Газе и предотвратить эскалацию конфликта в региональную войну с Ираном и его ставленниками. Однако это становится все труднее на фоне обмена опасными ударами между иранской “осью сопротивления”, Израилем и Америкой, включая политически мотивированные убийства.
С начала войны в Газе союзники Ирана в Ираке и Сирии нанесли около 140 ракетных и БПЛА-ударов по американским войскам. Возможно, самый серьезный удар пришелся на 20 января, когда, по данным Центрального командования США, базу Аль-Асад в Западном Ираке атаковали “множеством баллистических ракет”. В отчетах говорится, что большинство из них перехватили батареи ПВО Patriot, но некоторые все же достигли цели, контузив и ранив неизвестное количество американцев и иракцев. До сих пор Америка принимала ответные меры против местных марионеток, но теперь президент Байден столкнется с растущим давлением и требованиями принятия более решительных мер против самого Ирана. Возникает дилемма: либо ничего не предпринимать и выглядеть слабой, либо принять ответные меры с риском новой войны в год выборов.
Тем временем в Йемене Америка предприняла седьмую атаку на другого иранского союзника — ополчение хуситов, которое управляет большей частью страны, — в попытке остановить ракетные обстрелы судов, проходящих Баб-эль-Мандебский пролив. Хуситы утверждают, что действуют в поддержку палестинцев, атакуя суда, направляющиеся в Израиль, и западные военные корабли. Но их нападения носят бессистемный характер, несмотря на сообщения о том, что для идентификации кораблей и управления системами вооружений им помогают члены Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Ирана.
Сам Байден признает, что хуситов эти удары не остановят. Тем не менее, как сообщает The Washington Post, администрация Байдена, несмотря на опасения ряда чиновников, разрабатывает план продолжительной военной кампании в Йемене.
Тем временем в Ливане старейший и наиболее могущественный региональный союзник Ирана в лице "Хезболлы" (шиитское ополчение и политическая партия) регулярно вступает в перестрелку с израильскими силами. Она выражает поддержку ХАМАС, но официально в войну против Израиля не вступает. Администрация Байдена помогла отговорить Израиль от превентивного удара по "Хезболле" сразу после нападений 7 октября. Но тот все равно угрожает действиями в Ливане, если дипломатам не удастся убедить силы "Хезболлы" прекратить огонь и покинуть приграничный регион.
Между Индийским океаном и Западной Азией… Что Иран хотел донести врагам и союзникам?Атаки КСИР по израильским целям стали четким посланием врагам и союзникам Ирана, пишет сайт Al Mayadeen. По мнению автора статьи, Тегеран "выходит на поле боя" и угрожает Вашингтону, который ранее не воспринял всерьез его предупреждения и не прекратил агрессию в Газе.
20.01.202400
Таким образом, Америка и Иран занимаются опасной эквилибристикой. Иран помогает союзникам по “оси сопротивления” организовывать атаки, направленные на ослабление Израиля, вытеснение Америки и дискредитацию арабских государств, которые заключили мир с Израилем (или стремятся к нему). Америка, со своей стороны, предпринимает ограниченные ответные меры. Пока обеим сторонам удается избегать прямого столкновения, но равновесие может в любой момент рухнуть.
С одной стороны, Израиль ведет не такую уж секретную войну против Ирана с союзниками, не говоря уже об открытой конфронтации с ХАМАС и "Хезболлой". В конце декабря в результате израильского авиаудара по Дамаску был убит один из командиров КСИР. Неделю спустя на юге Бейрута погиб высокопоставленный представитель ХАМАС Салех аль-Арури. 20 января в ходе очередного ракетного обстрела Дамаска погибли пять членов КСИР, в том числе Ходжаталла Омидвар, глава разведки иранских сил “Кудс” в Сирии. 4 января ударом беспилотника прямо в багдадской штаб-квартире был уничтожен Муштака аль-Джавари, лидера группировки "Харакат ан-Нуджаба", участвовавшей в нападениях на американские войска.
Тем временем иранский режим потрясла серия террористических атак. В списке значится подрыв двух смертников у могилы убитого Америкой в 2020 году высокопоставленного генерала КСИР Кассема Сулеймани, в результате которого погибло около 100 человек и ответственность за который взяла на себя джихадистская группировка "Исламское государство"*, а также убийство минимум 11 полицейских в восточной провинции Белуджистан базирующейся в Пакистане группировкой Джейш аль-Адль.
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи призвал иранские вооруженные силы проявить “стратегическое терпение”. Но как утверждает Али Ваез (Ali Vaez) из Международной кризисной группы, теперь иранский режим чувствует необходимость “восстановить усилия по сдерживанию” и берет дело в собственные руки.
На прошлой неделе он выпустил ракеты по трем соседним странам: по предполагаемым террористическим объектам в Сирии и Пакистане и израильской шпионской базе в Иракском Курдистане (атака на Пакистан вызвала ответный ракетный удар по Ирану; теперь же обе страны, похоже, отошли от края пропасти). “Иранцы по-прежнему не склонны к риску, — говорит Ваез. — Они хотят изменить представление о своем невыгодном положении. Вместе с этим бытует мнение, что Израиль расставил для них ловушку с целью либо оправдать продление войны, либо втянуть в нее США”.
Что касается администрации Байдена, чиновники настаивают на нежелательности региональной войны. В 2020 году экс-президент Дональд Трамп отдал приказ об убийстве Сулеймани в ответ на нападения проиранских ополченцев на американские войска. Результатом стал шквал иранских баллистических ракет — сродни недавнему залпу по базе Аль-Асад, на который Трамп, кстати, не отреагировал.
Джо Байден пока проявляет осторожность. Он не хочет ввязываться в войну на Ближнем Востоке одновременно с выматывающей поддержкой Украины и усилиями по предотвращению войны с Китаем из-за Тайваня. Более того, Байден собрался в этом году на второй срок.
В Ираке и Сирии американцы реагируют далеко не на все атаки. А в Йемене они сначала ограничились сбиванием ракет и беспилотников, угрожавшим Израилю и проходящим кораблям, словесными предупреждениями и заручились поддержкой резолюции Совета Безопасности ООН, и только затем нанесли прямой удар по хуситам.
“Администрация знает о наличии проблемы, у которой нет решения, — говорит Аарон Дэвид Миллер (Aaron David Miller) из вашингтонского аналитического центра “Фонд Карнеги за международный мир”**. — Она может лишь попытаться с ней справиться”.
Россия и Иран готовят 20-летнее соглашение, которое изменит Ближний Восток навсегдаНовое соглашение между Россией и Ираном включает далеко идущие договоренности в области обороны и энергетики, пишет OilPrice. Оно изменит обстановку на Ближнем Востоке, в Южной Европе и Азии, поскольку страны этих регионов могут перестать верить в надежность американской защиты.
23.01.202400
Больше всего Байден надеется, что Израиль скоро победит или хотя бы свернет боевые действия в Газе, снизив градус напряженности в регионе. Но Израиль пока не подавил ХАМАС, не вернул заложников и не проявляет готовности остановиться, хотя число погибших палестинцев уже превысило 25 тысяч. Кое-кто обвиняет Израиль в геноциде, но премьер-министр Биньямин Нетаньяху при этом категорически отвергает призыв Байдена к созданию палестинского государства.
Как говорит Аарон Дэвид Миллер, пока США изо всех сил пытаются удержать лидерство на Ближнем Востоке, одного несчастного случая или террористической атаки будет достаточно для начала полномасштабной региональной войны. “Если так будет продолжаться и один из ударов действительно приведет к гибели значительного числа американцев, у администрации не будет иного выбора, кроме как нанести удар по КСИР”.
* запрещенная в России террористическая организация
** признан в России иноагентом