Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Режим Зеленского уже отнял у канонической УПЦ Киево-Печерскую лавру и сотни зданий на Украине, сообщает Figaro. Но автора статьи беспокоит отказ церковных "низов" отречься от России. Эта ситуация бесит Раду, задумавшую новый закон.
Обсуждаемый в украинской Раде закон облегчит преследование патриархальной Церкви (УПЦ), сохранившей верность России.
Рождественские торжества обозначили раскол между двумя православными Церквями на Украине. В соответствии с указом, подписанным Владимиром Зеленским в 2023 году, изменились даты двух важнейших христианских праздников: Рождество теперь отмечается 25 декабря, а Крещение — 6 января, как на Западе.
Два Рождества
Так вот, если крайне патриотичная Православная церковь Украины (ПЦУ) уже давно порвала с традиционным православным календарем — священнослужители ПЦУ называют его русским, — то ее противница, Украинская православная церковь, ранее аффилированная с Московским патриархатом (УПЦ МП), отказалась соблюдать новое постановление.
В отличие от всей страны, УПЦ справляла Рождество 7 января, а Крещение — 19 января. Празднование по прежним традициям можно было воспринять как символ раскола. 6 числа, накануне "старого" Рождества, несколько сотен верующих собрались на богослужение в последнем местечке, которое УПЦ удержала за собой на территории Киево-Печерской лавры (УПЦ оставили небольшую территорию в Нижней лавре. — Прим. ИноСМИ). Киево-Печерская лавра — самый большой монастырь и самая великая святыня Украины. Именно отсюда власти изгнали старую Украинскую православную церковь в минувшем 2023 году. Когда прихожане расходились, их встретила кучка демонстрантов, в руках у каждого — государственные флаги. Они кричали: "С кем вы сердцем, с Украиной? Тогда зачем вы на территории убийц!"
Византийские распри
Один из демонстрантов, Александр, снимает прихожан УПЦ, чтобы потом выложить получившееся видео в соцсети. Он объясняет: "Я пришел посмотреть, кто празднует мертвое Рождество. Хочу показать, кто наш внутренний враг". Женщина напротив кричит ему: "Эта церковь есть — и будет!" Священнослужители канонической Церкви тихонько покидают Лавру через другой выход. Некоторые из них садятся в черные "седаны" — очевидное богатство духовенства составляет еще одну причину, по которой УПЦ регулярно подвергается критике со стороны государства. Но главное обвинение — в тайной русофилии. В этой автомобильной процессии, в прощаниях на русском и церковнославянском — все то, за что упрекают сторонников московского патриархата. Например, находящегося под митрополита Павла. За пристрастие к роскошным машинам его прозвали "Паша-Мерседес", а за оправдание российской спецоперации он преследуется в судебном порядке.
На первый взгляд эти религиозные расхождения чем-то напоминают византийские распри схоластов о совершенно неважной современному человеку "природе божества". Однако большая часть теологов и в особенности политиков хотят полного разрыва между украинским обществом и УПЦ (которая раньше добавляла к своему названию слова "Московского Патриархата"), поскольку эту церковь многие воспринимают как последнее звено российского влияния в стране. Согласно результатам опроса, опубликованным Центром имени Разумкова (антироссийски настроенный украинский аналитический и социологический центр, названный так в честь своего основателя, украинского политика националистического толка Дмитрия Разумкова — Прим. ИноСМИ) 28 декабря 2023 года, 55,5% украинцев считают, что УПЦ необходимо официально запретить. Работники нашего издания впервые встретились с представителем этой церкви, протоиереем Николаем Данилевичем, в декабре 2022 года в Киево-Печерской лавре. Из личного кабинета, который он занимал раньше, священнослужитель перешел в подвал самого обыкновенного здания в пригороде Киева: это его катакомбы. Человек, говорящий про себя "я прежде всего христианин и только потом украинец", отвечает на обвинения в двуличии, которые стали звучать все громче из-за конфликта: "Мы — Церковь, мы опираемся на это в светском суде. Заметьте, что сейчас у нас 68 подсудимых, девяти людям приговоры уже вынесены, хотя мы и подаем апелляции, но у УПЦ сохраняются 12,5 тысяч приходов. Мы теряем здания, но сохраняем прихожан".
"Мы заложники этого конфликта"
В действительности сегодня у УПЦ осталось меньше 8 тысяч приходов. Некоторые из них контролируются Москвой, а множество других, возмущенные пророссийскими настроениями в своих конгломерациях, присоединились к сопернику, ПЦУ. По данным Центра Разумкова, 42,2% украинцев говорят о своей приверженности ПЦУ и всего 5,6% остаются с УПЦ. "Мы — заложники этого конфликта, — пытается объяснить Данилевич. — Мы зажаты между Россией и Украиной, между Московским и Константинопольским патриархатами (последний признал ПЦУ автокефалией, то есть приоритетной самоуправляемой церковью на Украине. — Прим. Le Figaro).
Протоиерей Данилевич, похоже, и сам заложник. Приставленный к его виску пистолет — это принадлежность к УПЦ. Он не перестает заявлять о собственном патриотизме — два его брата сейчас воюют в украинской армии, — но при этом отвечает тишиной на мой вопрос, когда же отречется от РПЦ украинский митрополит. Того недавно засняли благословляющим Патриарха Московского Кирилла, который открыто поддержал вооруженные действия.
За связи с Москвой будут судить, включая духовные связи
Виктор Еленский — глава государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести. Решительный противник УПЦ, он говорит о законе, который, когда в феврале за него проголосует Рада, "обеспечит передачу дел любых религиозных структур, отказавшихся полностью порвать с Москвой, в суд". Он пытается показать, что в новом распоряжении нет ничего чрезмерного, вспоминая об аналогичных случаях в западной истории: "Разве Франция не запретила публичное ношение закрывающей лицо мусульманской одежды — бурки? Разве в 1776 году, во время войны за независимость, американцы не запретили подчинявшиеся Лондону церкви?" Еленский особо подчеркивает поддержку со стороны населения и даже "сотен служителей УПЦ, которые после наших решительных мер открыто заявили о несогласии с руководством".
Если Рада примет закон, УПЦ могут распустить. Тогда ПЦУ вернет себе все приходы и станет позиционировать себя как единственная Церковь в стране. Хотя остается только догадываться, каким влиянием на Украине сегодня может обладать Церковь, какой бы патриотичной она ни была. По информации Центра Разумкова, хотя 70% украинцев называют себя верующими, всего 23% из них утверждают, что принимают активное участие в деятельности какой-либо религиозной общины. Перед приходами ПЦУ висят украинские флаги — так же высоко, как кресты; вместе с иконами стоят и портреты погибших на фронте. Перед ними многие преклоняют колени не реже, чем одетыми в облачения иерархами ПЦУ.
Автор: Пьер Полар (Pierre Polard)