Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Попытка Японии добиться от России уступок по "проблеме Курил" закончилась крахом, с удовлетворением отмечает китайский пользователь Sohu. Премьер Фумио Кисида недооценил отпор, который получит в Москве любая попытка Токио разом помогать ВСУ и вести переговоры о "мирном договоре".
На недавней пресс-конференции официальный представитель российского МИД Мария Захарова заявила, что Москва не намерена вступать с Токио в переговоры по окончательному мирному договору. (Япония много лет настаивает, что подпишет мирный договор, ставящий точку в конфликте 1945 года, только после урегулирования "территориального спора" о принадлежности Южных Курил — Прим. ИноСМИ). Более того, Россия продолжит отвечать на все новые недружественные действия японских властей и использует все доступные способы, чтобы принять самые суровые контрмеры. Почему Захарова выступила с подобным высказыванием? На самом деле ее слова связаны с "просьбами о понимании", исходящими от премьер-министра Фумио Кисиды. Во время заседания в нижней палате парламента глава японского государства заявил, что Токио хочет подписать с Москвой мирный договор, но в то же время планирует придерживаться курса на антироссийские санкции и поддержку Украины. "Мы будем и дальше продвигать наложенные на Москву ограничения и оказывать помощь Киеву, но это не помешает нам прилагать все усилия для разрешения территориального вопроса и не воспрепятствует процессу заключения мира", — заявил Кисида. В его речи не так много смысла: с одной стороны, он хочет диалога с Россией, а с другой — не желает прекращать вредящие России действия по такому важному для Москвы вопросу, как украинский. Чем вызвана такая непоследовательность японских властей?
В условиях украинского конфликта заявления любого государства или региона о военной поддержке Киева в глазах Москвы — это провокация, "действия, носящие по-военному враждебный характер". Но Япония не просто именно так и поступает. Она еще и без зазрения совести предлагает при этом России проводить мирные переговоры. Неудивительно, что Захарова предупредила об ответных мерах в отношении этой страны. Вряд ли кто иной на месте России стал бы терпеть такие манипуляции. Очевидно, что Токио не намерен в нынешней ситуации идти на уступки, пожимать руку Москве. И прежде всего маловероятны уступки по вопросу о спорных территориях. А раз уж Токио ведет себя так неискренне, нечистосердечно, то, может быть, лучше было промолчать? Зачем было делать такие заявления?
Судя по тому, что недавно японские представители нанесли визит на Украину, да еще и пообещали ей военную помощь, не исключено, что администрация Кисиды испугалась вызвать гнев Кремля. Тогда эти заявления Кисиды можно рассматривать как попытку несколько выправить натянутые отношения между двумя сторонами. В конце концов, даже невооруженным глазом видно, что Россия становится все сильнее: на Украине она только движется вперед, ни за что не отступает.
Даже когда Великобритания и Германия по очереди анонсировали продолжение военной поддержки Украины, Россия отреагировала твердо: она выступила с предостережением, отказавшись "сложить оружие" даже перед такими исторически важными странами. А потому, поразмыслив об угрозе от "воинственной нации", Япония посчитала за благо хотя бы сделать вид, что она старается избежать конфликта. (Япония поставляет Украине военные грузовики, оборудование для разминирования и другую "нелетальную" военную технику – прим. ИноСМИ.)
И это при том, что если и вправду наступит день, когда Москва начнет ответные действия, Токио не первым попадет под раздачу. Так что поведение Японии можно интерпретировать как относительно лояльное. Но Россия не "купилась" на такое относительно вежливое поведение – и вот этого многие не ожидали.
Во-первых, Захарова предупредила, что Японии придется ответить за любые свои враждебные поступки. А Дмитрий Медведев, заместитель председателя российского Совбеза, напрямую заявил о планах по освоению Южных Курил и о развертывании на островах новых российских вооружений. Из его слов понятно: сколько бы Япония ни "молила о пощаде", все бесполезно — похоже, Москва действительно решила сделать "ответный ход", показав Токио его место. Японии не удалось "сохранить лицо" — но кого это может удивить? Знай она, чем все закончится, разве стала бы поступать по-своему? Вопреки риску вызвать недовольство США, правительство Кисиды "попросило Россию о помиловании", но получило от ворот поворот. Что уж говорить о том, что, когда об этой подоплеке узнают американцы, они будут не в восторге.