Филиал Japan Tobacco в России оплатил 100 истребителей российской армии? Огромные налоговые поступления от JT в российский бюджет. Украина: "Эта компания поддерживает российскую спецоперацию"

Tokyo Shimbun: удачные контрмеры остановили уход иностранного бизнеса из России

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Несмотря на санкции, многие иностранные компании продолжают работать в России, пишет Tokyo Shimbun. Из почти двух сотен представленных в стране японских фирм уйти решились считанные единицы. Так, гигант Japan Tobacco остается на рынке и платит огромные налоги, что очень не по нраву Киеву.
Скоро исполнится два года с тех пор, как Россия начала военную спецоперацию на Украине. В условиях, когда развитые страны "Большой семерки" (G7) ужесточают экономические санкции против России, многие иностранные компании решили вывести свой бизнес из страны. С другой стороны, многие иностранные компании продолжают здесь работать. В том числе и дочерняя компания концерна Japan Tobacco (JT), которая платит России огромные суммы налогов. Она даже была специально выделена и подвергнута критике со стороны украинского правительства. Так каковы же сейчас отношения между японскими компаниями и Россией?
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

JT International (JTI) и дочерняя компания крупного японского станкостроительного концерна DMG Mori Seiki

"3,6 миллиарда долларов доходов JTI в 2020 финансовом году пошли непосредственно в государственный бюджет России. Это эквивалентно стоимости 100 российских истребителей, оснащенных ударными ракетами, которые каждый день повергают в ужас своими атаками украинские города".
В августе прошлого года Национальное антикоррупционное агентство Украины добавило зарубежную дочернюю компанию Japan Tobacco International (JTI), которая продолжает вести бизнес в России, в список "компаний, поддерживающих СВО", и подвергло ее резкой критике в своем заявлении.
Украинское правительство назвало иностранные компании, которые продолжают вести бизнес в России и, как считается, поддерживают российскую спецоперацию посредством налоговых платежей, "компаниями военной поддержки" и вынуждает их приостановить или вывести свой бизнес из России. На данный момент в список включены около 50 компаний, в основном китайских и американских. Japan Tobacco International является первой японской компанией, попавшей в него. В сентябре 2023 также была включена в список дочерняя компания производителя станков DMG Mori Seiki.

"Это крупнейший инвестор и крупный налогоплательщик"

Согласно упомянутому заявлению и другим источникам, компания JTI, базирующаяся в Швейцарии, управляет такими брендами, как Mevius и Camel, и в 2022 году занимала в России лидирующую долю рынка сигарет на уровне 36,6%. За последние 20 лет инвестиции JTI в Россию превысили 4,6 миллиардов долларов, а сумма налогов, уплаченных только за 2020 финансовый год составила примерно 1,4% бюджетных доходов России. JTIявляется крупнейшим иностранным налогоплательщиком в России.
После начала СВО в марте 2022 года JTI объявила, что приостановит новую инвестиционную и маркетинговую деятельность на российском рынке. Однако производство на четырех заводах в России и продажи на местном уровне продолжаются. В российском филиале компании работает около 4 тысяч сотрудников, а ее продажи являются одними из самых высоких среди иностранных компаний, ведущих бизнес в России.
Представители JT признали, что сумма налогов, уплаченных России в 2020 финансовом году, составила примерно 3,6 миллиарда долларов, и добавили: "Мы соблюдаем все японские и международные санкции и правила в России. Мы продолжаем вести наш бизнес в этой стране". Что касается будущего российского бизнеса, то в апреле 2022 года компания объявила, что "рассматривает варианты, включая отделение российской дочерней компании от управления группой", но конкретные планы пока не определены.
Владелец малого бизнеса поймал удачу на миллиард долларов благодаря исходу западных компаний из РоссииРоссийский предприниматель Алексей Сагал купил российские предприятия Ball и Heineken, сообщает Bloomberg. Его стремительный взлет — пример того, как конфликт изменил Россию и ее деловой ландшафт, расчистив новичкам путь к прежде недоступным богатствам и власти.

Потому что российский бизнес – это "долларовый ларец"? Основной акционер JT – это японское правительство

Причина, по которой JT не может легко уйти из России, заключается в том, что российский бизнес представляет собой "долларовый ларец", который генерирует более 20% общей операционной прибыли группы. Однако, поскольку крупные западные страны, включая Японию, ясно дали понять, что поддерживают Украину, они вводят экономические санкции против России, и позиция JT, фактически противоречащая этим санкциям, подверглась критике в японском парламенте.
Сирифуми Мацудзава, член Палаты советников от "Партии возрождения Японии", заявил в Комитете по иностранным делам и обороне, что JT является "особой компанией", сославшись на тот факт, что японское правительство владеет одной третью акций корпорации. Он сказал: "Японское правительство, обладающее надзорными полномочиями, имеет право потребовать от JT выхода из российского бизнеса". На пресс-конференции в январе этого года он подчеркнул: "Если правительство не даст инструкций по уходу компании из России, Япония рискует подвергнуться международной критике как "государство, поддерживающее СВО".
Однако министр финансов Сунъити Судзуки возразил: "JT в настоящее время соблюдает внутренние и международные санкции", а решение о выходе из российского бизнеса может быть принято только советом акционеров "поскольку компания зарегистрирована на бирже и имеет две трети частных держателей акций". "Так что решать этот вопрос компания должна независимо", - сказал он, давая понять, что правительство не будет вмешиваться в этот вопрос.

На самом деле, компаний, которые полностью уходят из России, немного

После того как Россия начала СВО на Украине, многие иностранные компании покинули российский рынок.
Помимо крупных американских компаний, таких как McDonald's, Starbucks и Apple, из России ушли также такие японские компании, как Toyota, Nissan и Mazda.
Существует распространенное мнение, что вроде бы движение к уходу из России прогрессирует, но по данным Киевского экономического университета из 3722 иностранных компаний, которые вели бизнес в России, полностью вышли из бизнеса только 356, что составляет всего менее 10%. Даже если включить в этот список компании, только объявившие о своем выходе (вместе с ними их численность составит 504 компании), то это будет равняться менее 20% иностранных компаний, действовавших на территории России. Почти 60%, или 2167 компаний, продолжают так или иначе вести бизнес в России.
Если смотреть по отраслям, то среди "отказников" высок процент компаний, связанных с торговлей автомобилями и ресторанным бизнесом, которые придают большое значение имиджу потребительского бренда.
Среди 178 японских компаний, представленных в России, полностью вышли из бизнеса только 9. И даже если к ним прибавить еще 14 фирм, объявивших о своем уходе, в целом это составит всего около 10% от общего их числа по сравнению с примерно 30% американских, немецких и британских компаний. Таким образом, доля японского бизнеса, уходящего из России, значительно меньше доли других развитых западных стран.
Три месяца экспортного эмбарго против России тяжело ударили по малому и среднему бизнесу Японии. Общее сокращение – 20%. Экспорт подержанных автомобилей сократился вдвоеРешение ужесточить санкции против Москвы бумерангом ударило по Токио, пишет Yomiuri. Общий объем экспорта в Россию сократился на 20%, а подержанных машин – вдвое. Это тяжело бьет по мелкому и среднему бизнесу в Японии.
Более того, в последнее время темпы ухода японских компаний с российского рынка явно замедляются. Согласно опросу аналитического центра Teikoku Databank, за полгода с февраля по август 2023 года "вышли из бизнеса" (или объявили о его приостановке) всего три компании, тогда как раньше их было значительно больше.
Дайсукэ Иидзима, проводивший это исследование в Teikoku Databank, сказал: "Многие компании выжидают и наблюдают, потому что общественное мнение их не так сильно преследует. С другой стороны, компании, которые действительно хотят уйти, не могут этого сделать из-за ужесточения требований российских властей. И таких немало", - отмечает он.

В России придумали даже "налог на уход иностранных компаний"

Профессор Азиатского университета Арата Куно сказал: "С течением времени международное общественное мнение, критикующее западные компании, которые продолжают вести бизнес в России, ослабевает, и у компаний, которые зарабатывают деньги в России, становится меньше стимулов для ухода. Россия с населением около 140 миллионов человек остается для Запада мощным рынком, и компании с сильным российским бизнесом, скорее всего, будут все активнее применять прагматичный образ мышления и не захотят отказываться от своих интересов".
Более серьезными являются случай "препятствования" уходу иностранного бизнеса со стороны российского правительства. В ответ на экономические санкции, введенные "Большой семеркой" и другими странами, Россия ввела систему разрешений для компаний из недружественных стран на выход из страны и потребовала, чтобы цена продажи активов компаний, выходящих из России, была снижена более чем до половины их оценочной стоимости. Кроме того, начиная с марта прошлого года был введен "налог на вывод средств", который требует от компаний уплачивать не менее 10% прибыли от продажи бизнеса российскому правительству, а с 2024 года эта ставка увеличится до 15%.
Господин Иидзима говорит: "Риски ведения бизнеса в России, где правила постоянно меняются, стали более очевидными. Стойки ворот сужены, и уходящие иностранные компании часто оказываются во все более невыгодных ситуациях, что затрудняет их выход".
Возможно, в результате применения в том числе и таких вот успешных контрмер темпы экономического роста России вернулись к уровню, существовавшему до начала украинского конфликта, а ее экономика становится сильнее. Такеси Такаяма из Исследовательского института Nisseiотмечает: "Воздействие западных экономических санкций на Россию оказалось слабее, чем ожидалось, и планы западных стран остановить конфликт, лишив Россию ее экономической мощи, провалились".

"Нужны планы эвакуации на случай возникновения чрезвычайных ситуаций"

На опыте иностранного бизнеса в России стало ясно, что иностранным компаниям из недружественных стран будет сложно уйти из бизнеса за рубежом в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Профессор Куно объясняет: "Нам необходимо использовать уроки, извлеченные из российского бизнеса, чтобы подготовиться к "чрезвычайной ситуации вокруг Тайваня", которая представляет собой геополитический риск в будущем".
"Я не хочу, чтобы это произошло, но если Китай и западные страны перейдут к обмену экономическими санкциями, ущерб, который понесет Япония, сильно зависящая от китайской экономики, будет несравним с санкциями, введенными против России. В сотрудничестве с правительством и отраслевыми бизнес-федерациями каждой компании необходимо разработать план ухода из Китая на случай чрезвычайной ситуации. Кроме того, нам, необходимо избегать чрезмерной зависимости от Китая как рынка продаж и источника товаров, а также делать более устойчивыми цепочки поставок, добиваясь их надежной диверсификации".

Настольная памятка

Практически нет фильмов о войне, в которых не присутствовали бы сигареты. Связь между солдатами и сигаретами очень тесная. Однако сейчас мы живем в эпоху, когда она приобретает опосредованный характер. Громадные суммы налогообложения на табачные изделия могут быть косвенно связаны с войной. В России они используются для финансирования спецоперации на Украине, а в Японии — как источник повышения расходов на оборону за счет налогоплательщиков. Времени даже на небольшую передышку больше нет.
Автор: Такуя Кисимото (Takuya Kishimoto)
Обсудить
Рекомендуем