Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Германия совершенно явно становится первой фатальной жертвой "Зеленого курса", пишет Hrot. Ее промышленность на последнем издыхании. Многие немцы пока этого не признают, но точка невозврата уже пройдена, и вернуться к былому процветанию не получится.
Немецкая промышленность на последнем издыхании. Дело даже не столько в текущих статистических показателях, согласно которым к концу прошлого года межгодовой спад в ключевых отраслях достиг почти пяти процентов, сколько в общей тенденции, которую мы наблюдаем и которая преобразуется в новую реальность. В этой новой реальности локомотив (не только Германии, но и всей Европы) теряет значимость, а замены ему нет даже в перспективе.
Наш западный сосед совершенно явно превращается в первую фатальную жертву зеленого перехода. Германии не повезло: разрушительные экономические последствия "Зеленого курса" Ангелы Меркель еще усугубил "Энергетический поворот", предполагающий замену АЭС и угольных электростанций солнечными и ветряными. Уж слишком неудачный момент был выбран для реализации этой политики.
Многие немцы пока этого не признают, что, судя по всему, точка невозврата пройдена, и вернуться к рациональности уже не получится. Сегодня над местной энергетической политикой сокрушается даже президент Союза немецкой промышленности Зигфрид Руссвурм.
Но сокрушаться поздно, а главное, бесполезно, потому что немецкие промышленники долгое время сами поддерживали этот курс и кормились за счет его дотаций. Теперь выясняется, что деньги кончились и дело, что называется, "пахнет керосином". Просто обещанные новые возможности "Зеленого курса" как-то не получилось реализовать.
Началось все с автомобильной промышленности, хотя в ее случае наблюдатели могли ожидать подобного, учитывая обязательную электрификацию автопарка к 2035 году. Удар получила и химическая промышленность в момент резкого подорожания природного газа, которые является для нее важнейшим сырьем.
В прошлом году производство нефтехимических предприятий в Германии в некоторые месяцы сокращалось до невероятно низкого уровня 1974 года. Мировой гигант BASFзапустил процесс переезда своих основных производств из Германии в Соединенные Штаты и Китай. Оставшиеся химические отрасли и их известные на весь мир технологические лидеры, такие как, например, Bayer, постепенно перенимают этот опыт.
Кризис ширится. Недавно о перемещении производства в другие страны объявил и известный производитель бытовой техники Miele. Причина — в стоимости энергии, которая в этом году, кстати, в этой отрасли не представляет главную статью расходов.
Дни Германии как промышленной сверхдержавы подходят к концуГлобальная нестабильность и давние внутренние проблемы лишают Германию статуса промышленной сверхдержавы, сообщает Bloomberg. Конкуренция со стороны США и Китая, а также прекращение поставок российского газа угрожают пустить немецкую экономику под откос.
12.02.202400
Но если стоимость немецкой рабочей силы одна из самых высоких в мире, а цены на энергию в Германии в четыре или даже в шесть раз выше, чем в США, то куда двигаться, сомнений не остается. Поэтому отток капитала из Германии бьет все рекорды, а производство сокращается. В условиях растущей мировой экономики план заказов еще заполнится, и Германия несколько взбодрится, но вернуться к прежнему процветанию уже не получится.
Чешская Республика еще будет какое-то время держаться, поскольку по-прежнему располагает явным преимуществом — дешевой рабочей силой, которая в ряде отраслей отчасти компенсирует стоимость энергии. Тем не менее к концу прошлого года чешская промышленность показала межгодовой спад на 0,4%, но некоторые инвестиции продолжают поступать, и надежда, как говорится, умирает последней. Поможет и тот факт, что цены на энергию сейчас ощутимо снижаются и приближаются к довоенному уровню.
Правда, это хорошая новость только на первый взгляд. Это удешевление — следствие того, что немецкая промышленность стоит и не потребляет ни энергию, ни эмиссионные квоты, чья стоимость образует сегодня большую часть цены электроэнергии.
Кроме того, удешевление квот на рынке с некоторым недовольством поддержала Европейская комиссия. Снижение цены будет достигнуто за счет продажи квот на несколько лет вперед, чтобы таким образом можно было наполнять фонды, из которых идут дотации на зеленую политику и, в том числе, на развитие возобновляемых источников энергии. Однако из этих денег также выплачиваются дотации фирмам, чтобы снизить их расходы, связанные с зеленым переходом.
Но, как мы знаем, бесплатно ничего не бывает, и если широкое предложение квот снижает их стоимость, то дотационные фонды пустуют. Так что через год или два квоты на выбросы опять подорожают, и продавать их будут так мало, что на дотации денег опять не хватит.
Кроме того, все постепенно понимают, что задолженность европейских государств слишком высока, чтобы они могли взять в долг крупные средства в очередной раз. Иными словами, желание компенсировать огромные расходы на "Зеленый курс" миллиардными дотациями столкнулось с неумолимой экономической реальностью.
Но, судя по всему, политики по-прежнему отказываются взглянуть правде в глаза. Это подтверждает еще один "Большой скачок" в духе Мао: после сокращения выбросов в 2030 году на 55 % (сейчас мы выполняем этот план благодаря успешному уничтожению немецкой промышленности) Европейский Союз обязуется к 2040 году добиться сокращения на 95%…
Автор: Павел Парел (Pavel Páral)