Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В чем причина популярности картины "Американская готика"? На первый взгляд в ней нет ничего особенного. Не сильно ли ее переоценивают? Автор ролика для Youtube-канала Vox объяснил, почему работа Гранта Вуда получила мировую известность.
В чем причина популярности "Американской готики"? На этой картине изображены два человека, дом и кусочек неба. Не сильно ли ее переоценивают?
Полную версию видео смотрите эксклюзивно в сообществе ИноСМИ ВКонтакте
Полную версию видео смотрите эксклюзивно в сообществе ИноСМИ ВКонтакте
Но погодите колоть меня вилами. Я не отрицаю, что Грант Вуд написал невероятную картину, это видно по мельчайшим деталям. Например, как зубья вил повторяются в изображении фасада дома и рубашки фермера. Или как узор на занавесках дополняет узор на платье женщины.
В плане технического исполнения картина действительно сложна. Если вбить в поисковик запрос "пародия на ‘Американскую готику’", то он выдаст вам кучу страниц шуток в стиле Звездных войн, миньонов и всего в таком духе. Пародий великое множество, как и киноотсылок, начиная с "Шоу ужасов Рокки Хоррора" и заканчивая мультфильмом "Мулан", причем они всегда сопровождаются забавными репликами.
Эти пародии возникли потому, что в картине есть нечто цепляющее. И понимание секрета успеха "Американской готики" фактически помогло мне впервые оценить ее по достоинству.
Никто не предполагал, что картина Гранта Вуда будет иметь такой огромный успех. Он родился недалеко от Анамосы, штат Айова, а рос в городе Сидар-Рапидс. Но в 1920-е годы ему довелось поездить по Европе, вдохновляясь импрессионизмом и пуантилизмом. Немалое влияние на него оказали и художники прошлого. Ян ван Эйк, например, повлиял на его манеру писать — это видно по длинным плоским лицам кисти Вуда.
В результате этих путешествий в одном человеке смешались европейский художник и сын фермера из Айовы. Проходя мимо вот этого дома в Элдоне, он увидел в нем нечто готическое — это странное, немного зловещее окно, — но в то же время очень американское. Он сделал наброски, а в качестве моделей пригласил своего дантиста и сестру Нэн. По мере работы картина претерпела ряд изменений: исчезла трава перед домом, а грабли стали вилами. К тому же Вуд обещал сестре слегка удлинить ее лицо на картине, чтобы никто не считал Нэн женой пожилого эскулапа. (чтобы она была похожа на дочь пожилого даниста)
В 1930-м году работа была завершена и отправилась на конкурс в Чикагский институт искусств, где заняла третье место. Первое упоминание о ней в "Нью-Йорк Таймс" появилось по соседству с рекламой средства от изжоги. В итоге Вуд продал "Американскую готику" одному музею за 300 долларов. И тут возникает вопрос: каким образом непримечательная дешевая картина с изображением дантиста и сестры художника превратилась в объект поклонения?
В период с 1880 по 1920 гг. Америка сильно изменилась. На представленной диаграмме с распределением рабочих мест по отраслям обратите особое внимание на сельское хозяйство. В 1880 году на фермах работала почти половина всех американцев. Теперь перенесемся в 1920-й: доля с/х опустилась с 48% до всего лишь 25%. В 1880-м году в городах жили около 30% американцев, а к 1920-му таких была уже почти половина населения. Америка разделилась на город и деревню.
В 1920-30 гг. городские жители начали вести себя высокомерно, и отличным примером здесь служит критик Генри Луи Менкен. (Это как Билл Мар, только +20 баллов к IQ и меньше марихуаны.) Менкен называл жителей небольших городов "дурачьем" — и подобное воспринималось в порядке вещей. В 1920 году был весьма популярен роман "Мейн-стрит", в котором рассказывается буквально о том, какая жутка вонь стоит в таких городках. "Американская готика" идеально вписалась в эту грандиозную неприятную битву. Горожане считали изображенную на картине пару "дурачьем", а деревенские жители считали истинными американцами.
Помните платье, которое завирусилось в соцсетях из-за непонятного цвета? Его популярность обуславливалась не качеством фотографии, а развернувшейся в результате битве. В 1930 году "Американская готика" не так уж и отличалась от других. Грант Вуд свое дело знал. Вот, например, автопортрет под названием "Возвращение из Богемии" 1935-го года. На ней он хочет выглядеть солидным художником из Айовы, но при этом кажется чуждым условностям.
В 1932 году Вуд написан картину "Дочери революции" и назвал ее своей единственной художественной сатирой — американский миф, заблокированный попивающими чай дамами.
Или взгляните на "Байку Парсонса Уимса" 1939 года, посвященную истории о Джордже Вашингтоне, который решил не утаивать от отца правду о срубленной им вишне. При отдалении от центральной сцены мы видим занавес, символизирующий, что все это — лишь выдумка Парсонса Уимса (американский священник и автор книг, в том числе первой биографии Джорджа Вашингтона — прим. ИноСМИ).
Фермер, художник, настоящий американец или сноб — Вуд постоянно заставлял зрителя гадать. Если вдуматься, его подход к искусству мало чем отличается от всех этих глупых пародий, работающих по принципу "и рыбку съесть, и в пруд не лезть". В половине случаев их авторы восхваляют картину и идею крепкой американской пары, остальные же просто шутят. Чего сатирики, вероятно, не осознают, так это того, что Грант Вуд делал абсолютно то же самое, когда писал своих сестру и дантиста перед домом в Элдоне, штат Айова.