Ясный взгляд Ас-Судани на страну: "Ирак прежде всего"

Arab News: Багдад перешел к политике "Ирак прежде всего"

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Премьер Ирака Ас-Судани готовится к визиту в Белый дом, пишет саудовская Arab News. Его амбиции воплощаются в доктрине “Ирак прежде всего”, направленной на восстановление иракского суверенитета на фоне внешнего давления и внутренних разногласий.
Хафед Аль-Гвел (Hafed Al-Ghwell)
Регион столкнулся с геополитическими потрясениями, а страна, охваченная внутренними распрями, под руководством премьер-министра Мухаммеда Шиа Ас-Судани переживает переломный момент. Ирак пытается восстановить не только города и институты, но и саму ткань своей национальной идентичности.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Сейчас премьер-министр готовится к ожидаемому визиту в Белый дом, а его амбиции воплощаются в его видении “Ирак прежде всего” – доктрине, направленной на восстановление иракского суверенитета и самоутверждения на фоне эскалации внешнего давления и интенсивных внутренних разногласий.
Такое смелое стремление отражает непреходящие иракские надежды и попытки восстановить стабильность и возобновить застопорившийся прогресс в стране, жаждущей перемен.
Тем не менее все еще остается открытым вопрос о том, позволят ли нынешняя траектория развития Ирака, усилия премьер-министра по управлению страной в условиях унаследованной им смуты и даже результаты его будущего визита в Вашингтон реализовать амбиции, которые не давали покоя Багдаду на протяжении более двух десятилетий.
На данный момент, учитывая многогранные проблемы, с которыми сталкивается Ирак, включая иностранные вторжения, опосредованные войны и глубокие политические разногласия, которые подрывают авторитет государства и ослабляют его функциональность, судить об этом пока не приходится.
Тем временем пребывание Ас-Судани у власти, хотя и отмечено некоторым прогрессом в плане стабилизации и развития, иллюстрирует трудности, связанные с управлением страной, имеющей лишь видимость суверенитета.
Однако это не помешало Багдаду перейти от роли беспомощного "прокаженного", зажатого между непрозрачной позицией США и агрессивным Ираном, к более напористой и стратегической дипломатии.
Отношения Ирака с США, которые исторически имели сложный характер и зависели от напряженности в отношениях между Вашингтоном и Тегераном, при Ас-Судани претерпевают изменения. Ирак под его руководством перестал быть площадкой для игры в оппортунизм и стремится укрепить свою внешнюю политику в рамках стратегического видения, которое ставит во главу угла национальные интересы и суверенитет. Такой подход отражает зрелое понимание ключевой роли Ирака в регионе и его потенциала выступать в качестве моста в американо-иранской динамике отношений, а не поля боя в их противостоянии.
Внутри страны политический ландшафт по-прежнему подвержен давлению со стороны шиитских, суннитских и курдских группировок, что представляет собой серьезную проблему для любого лидера. Изнутри суверенитет Ирака подрывается фрагментацией политического ландшафта и влиянием вооруженных ополчений. Религиозные и этнические разногласия, усугубляемые системой политических квот, введенной после 2003 года, препятствуют формированию целостной национальной идентичности и единой государственной концепции.
Вооруженные группировки, особенно те, что связаны с Ираном, действуют безнаказанно, бросая вызов авторитету государства и его сил безопасности. Усилия Ас-Судани по улучшению управления и развитию постоянно подрываются этими группировками, которые ставят свои собственные планы выше национальных интересов.
Однако действия Ас-Судани, например, во время переговоров о выводе американских войск, свидетельствуют о его стремлении поставить иракские интересы во главу угла. Несмотря на сообщения о возможных последствиях со стороны Вашингтона, упорство премьер-министра в отстаивании мнения Багдада подчеркивает его приверженность идее "Ирак превыше всего" в ходе такого диалога.
Результаты таких переговоров, хорошие или плохие, будут иметь огромные последствия для политики, экономики, внешней политики и безопасности страны, поэтому их необходимо рассматривать с позиции единства и прогресса Ирака, а не позволять краткосрочным политическим выгодам разрушать прочное наследие реформ.
Поскольку время до следующих парламентских выборов, которые должны состояться в конце 2025 года, тикает, правительству Ас-Судани как никогда нужны ощутимые достижения. Несмотря на неизбежные отвлекающие факторы предвыборной политики и ограничения, налагаемые постоянно меняющимися политическими группировками, он по-прежнему сосредоточен на преодолении фракционных разногласий.
Было бы серьезной ошибкой недооценивать влияние Ас-Судани в Багдаде из-за усиливающейся фракционализации. Такие разногласия подчеркивают слабые места в социально-политической структуре, которые требуют от идеи "Ирак прежде всего" способности бросить вызов укоренившимся политическим парадигмам.
Такие трения не помешают инициативам Ас-Судани. Они стали тем котлом, в котором идея "Ирак прежде всего" продолжает испытываться на прочность – и вполне успешно, как и усилия по реализации комплексной правительственной программы.
С помощью значимых реформ и развития Ас-Судани стремится восстановить веру в иракское государство и обратить вспять пагубные социально-экономические условия, удушающие иракскую общественность, которая практически потеряла голос и веру в государство.
При наличии времени и достаточной поддержки "Ирак прежде всего" превратится в многостороннюю борьбу с внешними и внутренними проблемами страны. За пределами границ Ирак должен по-прежнему отстаивать свой нейтралитет и стремиться сбалансировать отношения с крупными державами и региональными силами.
Активизация дипломатических усилий, например, позволит отговорить соседние страны от нарушения суверенитета Ирака, дав понять, что страна не позволит превратить себя в поле боя за иностранные интересы.
Например, недавние турецкие военные вторжения, цель которых – преследование курдских боевиков, и иранские ракетные удары в ответ на предполагаемые угрозы продемонстрировали вопиющее пренебрежение к суверенитету Ирака. Такие действия не только нарушают территориальную целостность Ирака, но и подчеркивают неспособность правительства защитить границы страны и граждан от иностранной агрессии.
Ситуация осложняется присутствием американских войск и напряженными отношениями с Ираном, который рассматривает Ирак как поле боя для своих опосредованных конфликтов. Это требует более сильной и последовательной внешней политики, а также создания дееспособных, суверенных сил обороны.
Внутри страны правительство должно продолжать всесторонние усилия по государственному строительству, уделяя первостепенное внимание реформе политических институтов и органов безопасности. Это включает в себя выход за рамки системы религиозных квот для продвижения меритократии и национального единства.
Укрепление верховенства закона и возвращение государству монополии на применение силы являются одними из важнейших шагов, необходимых для восстановления контроля над внутренним ландшафтом, находящимся в беспорядке. Кроме того, политические реформы должны включать в себя децентрализацию власти, что позволит устранить недовольство маргинализированных сообществ и интегрировать их в политический процесс, чтобы помочь восстановить утраченную веру населения в государство.
Сейчас, когда Ас-Судани готовится к визиту в Белый дом, ставки высоки, а проблем много. Однако его лидерство на данный момент говорит о том, что он готов встретить эти вызовы лицом к лицу с ясным взглядом на страну: "Ирак прежде всего".
Визит в Вашингтон не только предоставляет Ираку возможность вновь заявить о себе на международной арене, но и дает возможность поразмышлять о прогрессе, достигнутом в стране, и об оставшемся пути, который предстоит пройти.
Усилия Ас-Судани по восстановлению суверенитета Ирака и направлению страны к светлому будущему заслуживают признания и поддержки, ведь у руля стоит надежный лидер, помогающий преодолевать растущее внешнее давление и углубляющиеся внутренние разногласия.
Хафед Аль-Гвелл – старший научный сотрудник и исполнительный директор Инициативы по Северной Африке в Институте внешней политики Школы передовых международных исследований Университета Джона Хопкинса в Вашингтоне, округ Колумбия.
Обсудить
Рекомендуем