Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Русские перехватили инициативу на поле боя, пишет iDNES. При этом западная помощь опаздывает, а общественность все больше сомневается в способности Киева победить. В Европе прекрасно понимают, чем все закончится, причем очень скоро.
Вооруженный конфликт на Украине продолжается уже третий год, и русские перехватывают инициативу. Они удерживают около 18% территории Украины и явно хотят еще. При этом западная помощь Киеву опаздывает, в том числе и потому, что западная общественность все больше сомневается в способности Украины победить.
Это какой-то замкнутый круг. Говорить о мире или хотя бы о перемирии практически никто не хочет. Украина категорически отвергает переговоры, пока Россия не покинет все оккупированные территории. Запад утверждает, что без Киева действовать не будет, а Российская Федерация хоть и намекает, что не против переговоров, но готова к ним только на своих условиях, которые неприемлемы для Киева.
Итак, вооруженный конфликт будет продолжаться, и с приходом весны бои, скорее всего, еще больше ожесточаться.
С другой стороны, не стоит отрицать, что ВСУ впервые с начала российской спецоперации оказались, пожалуй, в самой критической ситуации. На протяжении многих месяцев фронт практически не двигался, но теперь русские оживились. Если в первый год российские силы особых успехов не достигли, то потом они набрались опыта и теперь перехватывают инициативу. Причина ясна: дают о себе знать разные размеры противников. По прошествии двух лет боев Россия начинает извлекать выгоду из численного и материального преимущества.
На третьем году противостояния дефицит оружия и боеприпасов заставляет украинскую армию перейти по сути к оборонной стратегии. "Мы перешли к оборонительным операциям", — заявил главнокомандующий вооруженными силами Украины генерал Александр Сырский немецкому каналу ZDF.
Но тут есть еще один важный игрок, который, однако, физически в боях не участвует. Да, это Запад, который по-прежнему, к сожалению, в последнее время больше на словах, выражает всецело поддержку Киеву. По мере того как российская армия начинает продвигаться на фронте, перед Западом встает все больше неудобных вопросов. Главный из них: сумеет ли он значительно увеличить и надолго сохранить темпы помощи Украине деньгами и оружием? Да и хочет ли Запад того вообще?
Это буквально основополагающий вопрос. Украинские силы по-прежнему худо-бедно держат линию фронта, но они истощены и испытывают нехватку боеприпасов. "Если нынешние проблемы сохранятся, Украина может начать проигрывать уже в этом году", — сказал, например, Александр Габуев*, директор российского Карнеги-центра.
Два года боевых действий, разумеется, очень плохо сказались и на жизни украинского мирного населения. Вот некоторые данные, которые следуют из январского опроса, проведенного Норвежским советом по делам беженцев на Украине. Эти цифры говорят сами за себя.
Почти половина (47%) украинцев на востоке и юге страны говорят, что их дома разрушены или повреждены.
57% населения утверждают, что после изгнания они живут не в своих домах более 18 месяцев.
83% людей на Украине боятся за свою жизнь и не чувствуют себя в безопасности.
Без преувеличения можно сказать, что, судя по этим цифрам, украинцы на большей части территории своей страны выброшены на границу выживания. Многие семьи понесли трагические утраты и тяжело травмированы.
Но вооруженный конфликт продолжается. Неудивительно, что после двух лет сопротивления намного большему соседу украинские силы истощены. А то, что республиканцы блокируют военную помощь от США и Европа не в состоянии достаточно быстро в этом смысле подменить США, еще больше усугубляют неуверенность Киева в завтрашнем дне.
"Принципиальный вопрос звучит так, могут ли Украина и ее союзники в ближайшие шесть месяцев предпринять шаги для смены нынешней траектории", — сказал на этой неделе Александр Габуев*, директор российского Карнеги-центра. Он добавил, что Украина должна скорейшими темпами проводить мобилизацию новых солдат, и для этого ей нужны деньги на их экипировку, оружие и боеприпасы.
По прошествии двух лет кровавого конфликта не вырисовывается даже отдаленной перспективы переговоров о прекращении боевых действий. Украина в них не заинтересована, ведь она, что закономерно, не хочет соглашаться на шантажистские условия Владимира Путина. Кроме того, российскому диктатору вообще верить нельзя, как и России в целом. Путин сейчас приободрился, глядя на сокращение западной помощи Киеву, и готовится к длительному конфликту. Он надеется, что ему удастся захватить всю Украину или хотя бы ее значительную часть.
"Я не думаю, что в обозримом будущем возможны некие переговоры", — заявил агентству AFPФедор Лукьянов, глава московского аналитического центра "Совет по внешней и оборонной политике", который связан с Кремлем. "Не о чем вести переговоры", — добавил он.
"Если Россия не оставит наши оккупированные территории, никаких переговоров не будет", — повторил на этой неделе прежнюю позицию Киева Михаил Подоляк, советник украинского президента.
Все в руках Запада
Сейчас мы видим несколько неизвестных. Коллапс с поставками на Украину объясняется, в том числе, американской предвыборной кампанией. Президент Джо Байден пока безуспешно призывает Конгресс одобрить пакет помощи, а его соперник Дональд Трамп отстаивает изоляционистскую политику и не спешит поддерживать Киев. В кулуарах американской политики говорят о том, что раньше выборов в США, намеченных на ноябрь, никаких решений ждать не стоит.
Дональд Трамп заявил, что если он снова придет в Белый дом, то сможет "закончить конфликт за 24 часа". Владимир Зеленский назвал его слова "очень опасными".
"Никто не знает, какой будет внешняя политика Дональда Трампа, включая его самого", — сказала по этому поводу бывший французский дипломат Мари Дюмоли.
Многие жители Европы уже не верят в победу УкраиныЕвропа уже почти не верит в то, что Украина сможет одолеть Россию, пишет Der Spiegel. Согласно данным свежих социологических исследований, граждане стран Евросоюза пребывают в смешанных чувствах из-за неудач ВСУ на поле боя и внутриполитических проблем в США.
22.02.202400
Поэтому для Европы "русская проблема" представляет собой двойной вызов. Ее лидеры очень хорошо понимают, что если Запад позволит Путину победить на Украине, то он может попытаться проверить оборону стран Североатлантического альянса. Но пока они больше говорят, чем делают. Тем временем западная общественность все более скептически относится к помощи Украине, и политики вынуждены это учитывать. Неоспоримый факт, что по мере роста расходов на помощь Украине, растет и усталость, а в ряде стран еще и опасения в связи с растущими расходами на жизнь. Желания тратить огромные суммы на Украину у людей в таком случае все меньше, и это приводит к росту популярности несистемных партий.
Однако в задачи политиков входит объяснить своим избирателям ситуацию. Ставки высоки, и, как выясняется, сами по себе санкции не самый выгодный способ победить Владимира Путина. Для этого нет никакого волшебного оружия, а торговая война не может заменить помощь Украине в виде денег и оружия.
На кону — безопасность Европы
Тем временем оборонная промышленность в Европе еле-еле разгоняется, и еще пройдет немало времени, прежде чем она увеличит производство оружия и боеприпасов до нужного уровня. Однако аналитики заявляют, что Запад все еще может изменить ход событий. "Однако вместо возвышенных слов придется дать денег, пусть это и непопулярная мера", — сказал по этому поводу Густав Грессель из Европейского совета по международным отношениям.
Ведь на кону стоит судьба "не только" Украины, но и Европы. Ее безопасность. Аналитики считают, что если по-прежнему бездействовать, то однажды проблема вырастет, как снежный ком. Путинская армия будет стоять у восточных границ Североатлантического альянса и Европейского Союза, и этого никто не хочет.
Спецоперация России на Украине — бессмысленная жестокость, которая унесла уже сотни тысяч жизней. Если тут и можно найти что-то хорошее, так это импульс, который получила Европа, чтобы наконец встать на собственные ноги и найти в себе силы защититься самостоятельно, а не зависеть всецело от своего американского союзника.
* внесен в список иноагентов в РФ, прим. ред.