Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Когда Эммануэль Макрон заявил о возможной отправке военнослужащих НАТО на Украину, он невольно приподнял завесу над уже имеющим место присутствием западных "специалистов" в зоне конфликта, пишет Le Monde. Издание обращает внимание — с самого начала спецоперации Украина была наводнена сотрудниками западных спецслужб.
Спустя три дня после того, как в конце конференции по поддержке Украины, созванной в Елисейском дворце, Эммануэль Макрон выступил с заявлениями, раскрывающими его размышления об отправке военного подкрепления на Украину, между союзниками не утихают серьезные разногласия по этому деликатному вопросу. Столкнувшись с общественным резонансом, в четверг 29 февраля глава государства заверил, что "взвесил" и "продумал" каждое из сказанных слов. Тот факт, что в понедельник 26 февраля он удосужился уточнить, что обсуждение шло об отправке войск исключительно "в официальной, выверенной и одобренной манере", косвенным образом приподнимает завесу тайны над фактическим присутствием профессионалов из различных западных служб на украинской земле.
С самого начала конфликта на Украине появлялись многочисленные государственные деятели, имеющие отношение к западным службам разведки, зачастую они обладали и военным статусом. Их приходы и уходы были неотъемлемым доказательством ведения боевых действий, ведь речь шла о дипломатическом персонале под прикрытием, "советниках", внедренных в украинские штабы или специальных силах всех типов. "Действия этих служб по своей природе секретные, а значит, выходят за рамки закона войны", — напоминает Венсан Крузе (Vincent Crouzet), бывший сотрудник Генерального директората внешней безопасности (DGSE), который сейчас переквалифицировался в писателя и консультанта.
Вспыхнувшая полемика тем не менее позволила заговорить о том, что некоторые рассматривают как "секрет Полишинеля". "На Украине присутствуют все союзные государства. У нас нет боевых подразделений, но есть, к примеру, представители всех разведывательных служб", — говорит один украинский дипломатический источник, довольный тем, что усиление военного присутствия Запада "витает в воздухе" с декабря. "Если говорить о поставках оружия, необходимо иметь на местах людей, которые могли бы объяснять, как использовать оборудование, — отмечает он. — Украина также служит полигоном для испытания новой техники. Здесь проверяются и дроны. Конечно, у нас работают соответствующие профессионалы".
Вслед за заявлениями Эммануэля Макрона самый прозрачный подход к этому вопросу продемонстрировали британцы. "Помимо небольшого количества личного состава, который находится в стране для поддержки вооруженных сил Украины, у нас нет никаких планов по крупномасштабному развертыванию", — заявил в понедельник пресс-секретарь Риши Сунака, премьер-министра Соединенного Королевства.
Двенадцать секретных баз ЦРУ
В конце 2022 года в ходе интервью официальному журналу морской пехоты Globe & Laurel бывший командующий Королевской морской пехотой Роберт Магован (Robert Magowan) уже признал, что с января по март 2022 года в специальных операциях с "высоким уровнем политических военных рисков" [на Украине] приняли участие 350 британских военных. Лондон не стал отрицать его высказывание, следующее курсу, в соответствии с которым в украинские штабы давно направляются многочисленные британские инструкторы — это связано с начавшимся в 2014 году сотрудничеством между двумя сторонами, вызванным односторонним присоединением Россией Крыма.
Сколько же американских солдат сейчас находится на Украине?Макрон допустил оплошность, высказавшись об отправке войск НАТО на Украину, пишет TAC. Еще в прошлом году благодаря утечке данных стало известно, что западные военные в зоне конфликта есть. Но ВСУ по-прежнему получают технику от союзников, а с ней приезжают и специалисты по ее обслуживанию.
29.02.202400
Американцы, со своей стороны, несколько дней назад официально открестились от заявления Макрона. Однако 25 февраля издание New York Times опубликовало длинное расследование, посвященное существованию на границе между Россией и Украиной 12 секретных баз ЦРУ. Формирование этой сети объектов также началось в 2014 году. Базы служили для подготовки к вводу [российских] войск на Украину и позволили помогать ВСУ организовывать собственные "диверсионные и секретные операции", утверждает американская ежедневная газета, чьи журналисты побывали на одной из них.
Эта прозрачная операция, которой руководит американская разведка — на английском она называется campaigning, — часть маневра по укреплению позиции "стратегической двусмысленности", начало которой было положено на собрании союзников в Париже в понедельник. В этом нашу газету заверяло множество источников, осведомленных о деле. Хотя Соединенные Штаты не имели отношения к точной формулировке того, что Макрон собирался сказать, и, возможно, были удивлены результатом, с ними провели предварительные консультации. Кроме того, они направили в Париж своего представителя — ведь растущее давление Москвы на восточный фланг Европы тревожит американцев точно так же, как и других участников.
На таком фоне заявления немецкого канцлера Олафа Шольца, которые он сделал во время интервью информационному агентству DPA в понедельник, незадолго до закрытия конференции в Париже, тоже посеяли недоразумения. В ответ на вопрос об отказе политика передать Киеву ракеты дальнего действия, последовав примеру Франции и Великобритании, Шольц уточнил, что отправка этих вооружений — ракет Taurus — с дальностью действия более 500 километров "была бы безответственной", так как "то, что делают британцы и французы в плане поддержки целеуказания, не может быть сделано в случае Германии". Таким образом, он сослался на присутствие на Украине этих двух государств. Его слова опроверг Лондон, но не Париж.
Что касается французов, то безмолвно признается только присутствие на Украине агентов DGSE, частично принадлежащих службам, специализирующимся на операциях в кризисных зонах. Но с начала конфликта ни численность персонала, ни его миссии публично не обсуждались. Даже возможную гибель некоторых людей на данный момент можно убедительно отрицать.
Стратегическая дилемма
Присутствие на Украине обычных вооруженных сил Франции — в форме или без нее, — даже в "состоянии зародыша" в целях защиты, например, своего посольства, — так делают британцы — тоже отрицается (в случае французов обязанность по защите дипломатического корпуса возлагается на жандармов). Официально силы спецназа — это не агенты под прикрытием, они подчиняются руководству армейского штаба — всегда останавливаются на украинской границе. Они прибывают для обучения киевских солдат, в частности в Польше, или для контроля поставок вооружений.
По информации Le Monde, идея разрешить этим военным инструкторам пересекать границу Украины — в конечном итоге с другими обычными подразделениями — тем не менее остается предметом для размышления французов. Этот сценарий преподносится как вариант очень осторожный, далекий от массовой отправки солдат. Прежде всего, он представляется способом поставить Москву перед "стратегической дилеммой".
Французы хотели бы иметь возможность обеспечить украинцам подготовку, в частности в области противовоздушной обороны: установки ПВО особенно часто становятся российскими мишенями. Присутствие военных Парижа или других государств потенциально могло бы сделать определенные части украинской территории убежищем — и в существенной степени ограничило бы безудержные обстрелы со стороны Москвы. Именно такая возможность была бы необходима для осуществления анонсированных поставок истребителей F-16 американского производства на Украину в 2024 году.
Авторы: Элиз Винсан (Elise Vincent) и Филипп Рикард (Philippe Ricard)
Авторы: Элиз Винсан (Elise Vincent) и Филипп Рикард (Philippe Ricard)