"Двуликое печенье", названное в честь южноафриканского политика, давшего пустые обещания

Al Jazeera: в борьбе за свои права африканки использовали печенье, и это помогло

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На войне все средства хороши. Так, африканки в борьбе за свои права использовали необычное "оружие" – выпечку, пишет автор статьи с сайта Al Jazeera. В период апартеида они не могли открыто выражать свою политическую позицию. Поэтому за них говорило "двуликое печенье".
После того, как цветным женщинам дали пустые обещания в вопросе равенства и избирательного права, они выразили протест с помощью яркого и приторно-сладкого печенья.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В пекарню "Уэмбли" в Белгравии – пригород Кейптауна, где во времена апартеида жили исключительно цветные – лучше всего приходить на голодный желудок. Тогда вы действительно сможете насладиться свежеприготовленными пирогами, пирожными, печеньем и пончиками.
Вы наверняка слышали о таких кондитерских изделиях, как "Красный бархат", рулет с джемом и пончики с заварным кремом. Но есть сладости, которые можно найти только в некоторых частях Кейптауна. Среди них – ароматные "Куксистерс" с косовой стружкой, безе "Герцогги" и яркие "Твигевреджи" с розово-коричневой глазурью.
В отличие от южноафриканского политика-националиста Джеймса Барри Мунника (James Barry Munnik Hertzog) Герцога, десерт, названный в его честь, нравится многим (Джеймс Барри Мунник Герцог занимал пост премьер-министра Южно-Африканского Союза, доминиона Британской империи, с 1924 по 1939 год, его политика была направлена на создание режима апартеида и урезание прав коренного населения, но вместе с тем – на расширение прав белых. Так, в 1931 году он дал белым женщинам избирательное право. – Прим.ИноСМИ). Это тарталетка, заполненная абрикосовым джемом и покрытая безе с кокосовой стружкой. Пирожное было придумано белыми женщинами-сторонницами Герцога в 1920-х годах. Его продолжали выпекать во время правления Национальной партии – которая ввела апартеид в 1948 году – и в последующие десятилетия.
Но "Герцогги" также получили широкую популярность среди других слоев населения.
"Герцог дал два обещания, – объясняет шеф-повар южноафриканского происхождения Касс Абрахамс, известный автор мусульманских кулинарных книг и радиоведущая, которая начиная с 1970-х годов пытается популизировать многовековую кухню своего народа. – Он говорил, что даст женщинам право голоса и что сделает рабов равными белым".
Абрахамс неслучайно выбрала именно слово "рабы": почти через двести лет после отмены рабства, она и капские малайцы (потомки порабощенных мусульман из Индонезии и других стран) не забыли свою историю.
"В Кейптауне женщины были крайне воодушевлены обещаниями Герцога, – продолжает Абрахамс. – Они испекли свою собственную, более острую версию "Герцоггов"… на первое время".
Когда в 1930 году Герцог не выполнил своё обещание и оставил цветных женщин без права голоса, те решили специально испечь саркастическую версию "Герцоггов": грубо сделанное и приторно-сладкое твигевреджи с розово-коричневой глазурью, или "двуликое печенье", которому не хватает изысканности и утонченности оригинала.
"Женщины стали печь оба вида печенья, клали их рядом друг с другом и рассказывали своим детям историю генерала Герцога", – говорит Абахамс.
Обе версии десерта готовят до сих пор. Они пользуются большой популярностью на чаепитиях, свадьбах и похоронах у капских малайцев в Кейптауне – и особенно на Ураза-байрам, добавляет Абрахамс. В пекарне "Уэмбли" в среднем за неделю продается около 1 500 классических "Герцоггов" и 800 "Твигевреджи".

Рецепт катастрофы

В 1920-х годах политика Южно-Африканского Союза (ЮАС) была сосредоточена на вопросе, связанном с коренным населением, а именно – на поиске действенного решения проблемы, которая сильно волновала белое население: цветных было намного больше, чем их.
Южно-Африканский Союз был создан в 1910 году, а Вторая англо-бурская война завершилась в 1902 году. Из-за наспех состряпанной Конституции в разных провинциях действовали разные избирательные законы. Так, мужчины всех рас могли голосовать в Капской провинции (при условии, что они имели собственность и обладали грамотностью), но только белые мужчины могли голосовать в трёх других регионах: Трансваале, Натале и Оранжевом Свободном Государстве.
Премьер-министр ЮАС Ян Смэтс отказался заниматься вопросом, связанным с коренным населением, предпочитая, как выразился его биограф Ричард Стейн, "отложить эту проблему" в надежде, что она решится сама собой. С другой стороны, непримиримый соперник Смэтса Герцог имел четкое представление о том, как урегулировать этот вопрос. Сегрегация и лишение избирательных прав лежали в основе его идей.
Начиная с 1919 года, Герцог, как лидер оппозиции, прилагал немало усилий, чтобы получить голоса цветного населения. Его "новая сделка" для коренных жителей была простой, как писал Гэвин Льюис в своей книге "Между проволокой и стеной: история цветной политики в ЮАР": "В обмен на поддержку [Герцога] цветное население будет пользоваться привилегиями, предусмотренными законодательством для белых рабочих, и будут освобождены от ограничений, применяемых к коренным африканцам".
Частично благодаря этому обещанию Герцог – в коалиции с преимущественно англоязычной, но очень расистской Лейбористской партией – смог победить Смэтса на выборах 1924 года.
Кроме того, в честь Яна Смэтса также было названо печенье с джемом, которое напоминало британский тарт "Фрейлин". Питер Вельдсман, один из ведущих кулинарных историков ЮАР, объясняет: "Печенье Яна Смэтса стало, своего рода, политической реакцией его сторонников, мол, "у Герцога есть свой десерт, и нам такое нужно". Лично я предпочитаю печенье Яна Смэтса. И не только потому, что моя семья поддерживала его. Однако уже много лет я не видел это печенье в продаже".

Один шаг вперед, три шаг назад

Тем временем в ЮАС набирало силу движение за предоставление избирательного права женщинам. В то время как большинство западных стран дали им право голоса сразу после Первой мировой войны, в Южной Африке этот процесс шел медленнее. В конце концов, в её парламент входили такие интересные люди, как Т. С. Виссер, который утверждал, будто "развитие женского мозга, в отличие от мужского, останавливается, и это научно доказанный факт".
Однако к концу 1920-х ситуация изменилась, и такие люди, как Виссер, оказались в меньшинстве. Даже Герцог согласился с тем, что женщины должны обладать правом голоса. А когда он объявил о своих планах предоставить как белым, так и цветным женщинам право голоса – чтобы "сделать рабов равными белым" – "Герцогги" начали со скоростью света вылетать из капо-малайских печей.
Но Герцог был политиком-расистом. Чтобы узнать его истинное мнение по вопросу избирательного права, достаточно взглянуть на заявление трансваальского отделения его собственной партии, сделанное в 1928 году: "Женщина не хочет голосовать вместе с ****** (расистский термин для чернокожих)".
Индийская общественность требует разделить львов Ситу и Акбара. Дело передано в судВ Индии разразился религиозный скандал, дело даже дошло до суда, сообщает Al Jazeera. Общественность потребовала изменить имена львов Ситы и Акбара, названных в честь индуистской богини и мусульманского падишаха. Пока проблема не будет решена, животных, прежде содержавшихся в одном вольере, расселили.
После решительной победы на выборах в 1929 году Герцог понял, что может достичь своих целей без поддержки цветных избирателей. Выборы 1929 года вошли в историю как "Свартгеваара", или "Чёрная угроза", из-за нагнетания расистских настроений. Герцог успешно использовал страх белых перед тем, что чернокожие мужчины могут "украсть" их рабочие места и изнасиловать их женщин. Он не долго скрывал свое истинное лицо: хоть апартеид начался только в 1948 году, многие его основы были заложены Герцогом в 1920-х и 1930-х годах.
Только в Южной Африке разрешение женщинам голосовать могло фактически повернуть демократию вспять. И это именно то, чего Герцог добился с помощью Закона об избирательных правах женщин 1930 года. Предоставив право голоса всем белым женщинам старше 21 года, Герцог в одночасье сократил количество голосов цветных с 12,3% до 6,7%.
Историк Мохаммед Адхикари объясняет: "Закон представлял собой разворот со стороны Герцога. На протяжении второй половины 1920-х годов он пытался побудить цветных избирателей поддержать Национальную партию и ее "новую сделку", которая обеспечила бы им экономическое и политическое, но не социальное равенство с белыми. Он [Закон] был последним событием в десятилетней тенденции к эрозии гражданских прав цветного населения".
Возмущенные цветные женщины снова встали к печам, чтобы испечь "Твигевреджи", или "двуликое печенье".
"Твигевреджи" похожи на "Герцогги", но вместо безе этот десерт украшает сахарная глазурь – наполовину розовая и наполовину коричневая. Абрахамс говорит, что это визуальное представление о "белом человеке с чёрным сердцем, который нарушил свои обещания".
Фатима Сюдов, автор кулинарной книги и шеф-повар, побеседовала с "Аль-Джазирой" перед своей безвременной кончиной в минувшем декабре. Она интерпретировала топпинг ещё буквальнее: "Моя тетушка всегда говорила мне, что для неё розово-коричневая глазурь была визуальным представлением Закона о групповых территориях, лежащего в основе апартеида. Это напоминало ей, что она не может сидеть на этой скамейке или пойти на тот пляже". Закон определял пригороды, пляжи, школы, места работы, поезда и автобусы для определенных групп населения.
По словам Абрахамс, нет никаких сомнений в том, что это был "акт неповиновения". Фатима Сюдов с ней согласилась: "Люди не могли выражать свое мнение вслух, потому что их бы арестовали. Поэтому они позволили выпечке говорить за себя".

Кулинарная политика

"Твигевреджи" является наиболее ярким примером того, как капо-малайские женщины выражали протест с помощью приготовления пищи, однако эта тема восходит к самым истокам колонизации Южной Африки. Первые рабы были привезены из Батавии (ныне Джакарта) в 1653 году, всего через год после того, как Голландская Ост-Индская компания основала свою первую базу в Кейптауне. Малайские женщины быстро прославились своим кулинарным мастерством. Историк XX века Луи Лейпольдт писал: "Рабы, разбиравшиеся в кулинарии, стоили гораздо дороже, чем другие домашние невольники".
Габеба Бадерун, доцент кафедры женских, гендерных и сексуальных исследований в Пенсильванском университете, написала в книге "О мусульманах: от рабства к постапартеиду", что "кухня представляла собой безжалостную, опасную и прогрессивную арену, на которой шла неравная борьба между рабовладельцами и рабами. В конечном итоге рабы неожиданно создали мощную южноафриканскую кухню".
"Что делает "Герцогги" и "Твигевреджи" такими особенными, – добавляет Абрахамс, – так это то, что на Востоке, откуда пришли наши предки-рабы, не едят выпечку. Даже сегодня у многих жителей островов Индонезии нет духовок. Европейцы оказали непосредственное влияние на нашу потрясающую выпечку. Но мы присвоили все лавры себе".
Повара капо-малайской кухни прославились тем, что Лейпольдт назвал "свободным, почти героическим использованием специй". На протяжении веков бесчисленные блюда капо-малайской кухни стали готовить по всей Южной Африке.
С середины XX века несколько белых авторов опубликовали кулинарные книги, основанные на интервью с капо-малайскими поварами.
Но, как сообщает Абрахамс, "в каждом из этих рецептов отсутствует какой-нибудь ключевой ингредиент", потому что мусульмане отказывались выдавать все свои секреты.
"Все сводится к расширению прав и возможностей, к силе, которой они обладали при приготовлении пищи, – говорит она. – Вот почему они не делились своими рецептами".
Абрахамс, опубликовавшая свою первую кулинарную книгу в 1995 году, была одним из первых авторов мусульманских кулинарных книг в Южной Африке.
"Я словила много критики, – вспоминает она со смехом. – Люди говорили: "Зачем вы делитесь нашими секретами с белыми?" Но я им отвечала: "Нет, ребят, это еда для всех"".
С тех пор последующим поколениям мусульманских поваров, таким как Фатима Сюдов и её сестра, стало легче раскрывать секреты капо-малайской кухни в своих кулинарных книгах, телешоу и даже на YouTube.
Но, за редким исключением, история появления "Герцоггов" и "Твигевреджи" не была задокументирована. Как писала Бадерун, "эта тайна о политическом предательстве, неискушенный глаз ее не замечает. Даже кулинарные книги, написанные мусульманами, не раскрывают секрета. Но эта история передается в мусульманском обществе из уст в уста".
Некоторые истории, со смехом добавляет Абрахамс, слишком фривольные, чтобы их записывать: "Одна женщина рассказала мне, что её бабушка называла "Твигевреджи" десертом Мэри-Энн в честь самой известной проститутки Кейптауна!"
Если отбросить шутки, то "Твигевреджи" было – и остается, по мнению Сюдов, – выпечкой с политической составляющей.
"Иногда люди просят меня приготовить "Дригевреджи", "трехликое печенье, – сказала она, имея в виду сохраняющиеся политические проблемы в ЮАР. – Но я предпочитаю концентрироваться на положительных моментах".
Автор: Ник Долл (Nick Dall) – соавтор книги "Испорченные бюллетени: выборы, которые создали ЮАР".
Обсудить
Рекомендуем