Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Даже по прошествии двух лет с начала конфликта на Украине ряд видных западных компаний так и не закрыли свой бизнес в России, пишет Info. Некоторые из этих европейских фирм не только продолжают работать с Москвой, но и в Праге получают крупные государственные заказы.
Согласно последнему списку CELI, который составляет Йельский университет, компании, работающие в России, делятся на шесть категорий. К категории А относятся те, кто после начала Россией спецоперации на Украине полностью ушли с российского рынка. Кто оставил себе возможности для возвращения после завершения вооруженного конфликта, относится к категории В, а в самую "плохую" группу F определили те фирмы, которые продолжают работать в России так, как будто никакого вооруженного конфликта и нет.
В начале марта таких компаний насчитывалось 216. В основном это компании из Китая, но немало среди них и европейских фирм. О некоторых брендах уже писали СМИ: это, например, продавцы одежды (Benetton, Lacoste и Etam) или финансовые компании (UniCredit и Coface).
Ни одной чешской компании в категории F нет, и это хорошо. Но, с другой стороны, в этом списке есть фирмы, которые из европейского головного офиса управляют своими делами как в Российской Федерации, так и в Чешской Республике, где их местные филиалы получают крупные государственные заказы.
Да, закрыть бизнес в России — дело отнюдь не тривиальное, и влиять на этот процесс, например, из Чехии очень трудно. Тем не менее факт остается фактом: большинство европейских компаний ушли из России, зачастую распродав за бесценок свои российские активы или еще приплатив покупателю.
Дороги и стоматологические кресла
Пожалуй, наиболее показательный пример, как фирмы "разрываются" между Прагой и Москвой, — французская компания Vinci. Она продолжает строить в России дороги и шоссе, как будто на Украине "ничего особенного" не происходит, а ее дочерние компании участвуют в тендерах, претендуя на чешские бюджетные деньги. Филиал Vinci Eurovia, например, работает над строительством участков чешских шоссе D4 и D7.
Но это не единственный пример среди французских компаний. Кстати, французам как-то особенно трудно закрывать бизнес в России. Еще одна подобная фирма, работающая и в России, и в Чехии и при этом входящая в группу F, это компания Veolia, которая специализируется на коммунальном хозяйстве.
Ее представители утверждают, что компания ограничила в России все новые инвестиции, но продолжает там работать и уходить не собирается. Параллельно отечественные филиалы этой компании регулярно участвуют в тендерах на получение госзаказов и бюджетных денег.
Также и в Москве, и в Праге ведет свой бизнес немецкая медицинская и фармацевтическая компания B. Braun. Эта фирма отказывается даже по прошествии более чем двух лет вооруженного конфликта на Украине уходить из России, тогда как в Чехии ее отечественный филиал получает государственные заказы на поставки медицинской техники в больницы и приемные кабинеты за бюджетные деньги.
Автор: Войтех Кристен (Vojtěch Kristen)