Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Подготовка солдат ВСУ прямо на месте – это лучшая форма помощи для Украины, заявил Lidovky политолог Ян Кофронь. Однако в этом случае натовские инструкторы станут для России легитимной целью. Поэтому работать с украинцами в Европе намного безопаснее и для них, и для "учителей".
Как только чешские солдаты пересекли бы украинскую границу, чтобы помочь украинской армии будь то в подготовке кадров или в чем-то другом, для России они превратятся в легитимную цель. Ведь они находились бы в зоне боевых действий, а там конкретная цель их пребывания не имеет значения для противника, и это необходимо учитывать.
Однако с точки зрения международного права эта форма помощи других государств Украине возможна, и государства, желающие помощь Украине таким образом, просто сами отказываются от этой идеи, боясь России. Серверу "Лидовки" об этом сообщил военный аналитик и бывший заместитель министра обороны Чешской Республики Даниэл Коштовал.
"В принципе ситуация похожа на события начала 90-х годов, когда Ирак вторгся в Кувейт. Логика Устава ООН такова, что решение о применении силы в международных отношениях может приниматься либо на основе вердиктов Совета безопасности ООН, либо атакованная страна может применить силу для самозащиты, а кроме того, на помощь ей могут прийти и остальные члены ООН. Это сказано в 51 статье Устава ООН. На этом принципе основано и существование Североатлантического альянса", — объяснил Даниэл Коштовал.
Никаких различий в подготовке
По его словам, подвергшееся агрессии государство может применять силу до тех пор, пока Совет безопасности ему это не запретит. Это правило распространяется и на Украину, и точно так же другие страны ООН могут помочь Украине, в том числе отправив соединения на ее территорию. "Но тут важно, будут ли эти силы выполнять логистические задачи, или они будут воевать на передовой", — отметил эксперт.
Возможность отправить силы в помощь Украине, но не для участия в боях, на прошлой неделе не исключил французский президент Эммануэль Макрон. Во вторник во время визита в Чешскую Республику его идею прокомментировал и чешский президент Петр Павел. Он выступил за поиск новых форм помощи Украине, в том числе за возможность присутствовать в стране для проведения подготовки и обучения бойцов ВСУ.
"Вариантов по-настоящему много. Я думаю, что пришло время серьезно их обсудить. Отказы я объясняю опасениями, которые вызывают разговоры об отправке боевых сил на Украину, потому что тем самым действительно можно пересечь красную линию. Но об этом и речи не шло. Мы говорим о формах ассистенции", — заявил президент Петр Павел.
Политический географ Ян Кофронь из Института политологических исследований факультета социальных наук Карлова университета в Праге считает, что лучше всего было бы помогать в подготовке солдат прямо на Украине. Как минимум отпали бы некоторые логистические проблемы, связанные с отправкой украинских солдат в далекие от Украины страны, где их сейчас обучают. Помимо Чехии, это сегодня Польша и Германия.
Также чешские механизированные батальоны используют ту же технику, что и украинцы. "Но тут надо сказать, что все, кто там обучал бы украинских бойцов, станут легитимной целью. Обучать украинцев у нас, в Польше или Германии намного безопаснее и для них, и для нас", — сказал нашему порталу Кофронь.
По его словам, трудно себе представить, что Чешская Республика пошла бы на такой шаг самостоятельно. "Если решение не будет принято на уровне Европейского Союза или НАТО, дело ограничится только политической позицией", — подчеркнул он.
На пресс-конференции с Макроном президент Чехии призвал искать новые способы помощи, включая возможное присутствие на УкраинеПрезидент Чехии Петр Павел призвал НАТО искать "новые пути" помощи Украине, пишет PL. Он предложил обсудить отправку западных военных, но не для прямого участия в боях, а для "небоевых взаимодействий" и обучения солдат ВСУ. В Москве предупредили о последствиях.
06.03.202400
Даниэл Коштовал добавил, что не видит разницы в качестве подготовки, которая проводится у нас и на Украине. Методы были бы схожими. "Единственное отличие теоретически может быть в том, что их военные базы могут быть намного больше. Поэтому там было бы меньше ограничений в том, что касается численности бойцов, проходящих курс подготовки. В остальном разницы, на мой взгляд, не было бы", — объяснил он.
Дальше — ни шагу
Среди других возможностей оба эксперта видят, например, помощь в разминировании или отправке медицинских работников. Однако самая большая плотность минирования — в тридцатикилометровой зоне близ фронта, и туда иностранные подразделения, вероятно, никто не отправил бы. Что касается чешской военной медицины, то она находится на блестящем уровне, но и у Украины есть свои возможности благодаря сети военных и гражданских больниц.
Как говорит Ян Кофронь, важнее отправлять украинским медикам достаточно медикаментов, чтобы они могли работать. "Также к нам и в другие страны Запада приезжают украинские солдаты для проведения сложных операций. Трудно сказать, изменит ли что-то отправка наших докторов на Украину. Думаю, разница будет незначительной", — отметил эксперт.
Тем не менее Даниэл Коштовал допускает гипотетическую возможность применения иностранных сил на Украине. "При определенных обстоятельствах украинцы, например, могут сказать, что им нужно сдержать Россию от продвижения за границы Луганской и Донецкой области и что они готовы вступить в переговоры с Россией о статусе этих областей. А международное сообщество будет готово отправить военные соединения, которые помогли бы украинцам возвести оборонительные линии на границах этих областей и продемонстрировать, что дальше Россию не пустят", — уточнил Коштовал. Если Россия вздумает пересечь эти границы, то против нее выступит коалиция с целью защитить международное право.
Автор: Гинек Паштека (Hynek Paštěka)