Российская экономика в очередной раз посрамила предсказателей своего краха

The Economist: российская экономика вновь опровергла прогнозы пессимистов

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российская экономика, несмотря на все заявления о ее неминуемом коллапсе, выстояла, пишет The Economist. Более того — за последний год умелая политика Министерства финансов и Центробанка позволила свести к минимуму ущерб, нанесенный западными санкциями, снизить инфляцию и укрепить рост ВВП.
Приближаются выборы, и похоже, что Владимир Путин взял инфляцию под контроль.
За два года с начала специальной военной операции на Украине российская экономика не раз опровергала прогнозы пессимистов. Финансовый крах, который России весной 2022 года предсказывали многие, так и не случился. Действительно, начался спад — но он был менее серьезным, чем ожидалось, и продлился недолго. В последнее время Россию начали пугать инфляцией. В прошлом году цены очень быстро росли, и экономисты посчитали, что они выйдут из-под контроля. Встревожился даже Путин. В феврале он потребовал от чиновников "уделить особое внимание" повышению цен.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Но похоже, что успехи российской экономики в очередной раз не оставляют от мрачных предсказаний камня на камне. 13 марта будут опубликованы новые данные, и ожидается, что показатель роста цен в месячном исчислении составит за февраль 0,6%. Это намного ниже показателя конца прошлого года, составившего 1,1%. Инфляция в годовом исчислении тоже как будто не увеличивается — в ноябре она была на уровне 7,5%. Многие прогнозисты полагают, что ее показатели уже скоро опустятся до 4%. Да и ожидания домохозяйств в отношении ценообразования тоже демонстрируют рост оптимизма. Результаты президентских выборов, которые начинаются 15 марта, предопределены. Если бы они были состязательными, такие цифры отнюдь не навредили бы Путину.
Инфляция в России в прошлом году подскочила из-за бюджетных расходов, которые были намного больше, чем во время пандемии Сovid-19. Путин развернул свою военную операцию на Украине и был вынужден увеличить расходы буквально на все, начиная с транспортных средств и оружия и заканчивая денежным довольствием военнослужащих. Общая сумма государственных расходов в реальном выражении увеличилась на 8%. Спрос на товары и услуги резко вырос, и экономика страны за ним не поспевала, из-за чего продавцы стали поднимать цены. Особенно серьезные трудности возникли с поиском работников, не в последнюю очередь из-за того, что сотни тысяч человек были призваны в армию, а десятки тысяч покинули страну. К октябрю прошлого года номинальная заработная плата росла годовыми темпами в 18%, в то время как в начале года темпы ее роста составляли 11%. Это спровоцировало рост цен в трудоемких сферах услуг, таких как здравоохранение и гостиничный бизнес.
Кого же следует хвалить за такой благоприятный поворот? На почести претендует российское Министерство финансов. В прошлом году его чиновники настояли на мерах валютного контроля, что вынудило экспортеров вкладывать валютную выручку в российскую финансовую систему. Наверное, их задумка помогла укрепить рубль, который в последние месяцы еще больше поднялся, что привело к снижению импортных цен.
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
Руководство Центробанка полагает, что его коллеги из министерства финансов ничего не смыслят в экономике и себе на беду вмешиваются в дела рынка. Оно считает, что благодаря именно его политике (по удвоению процентных ставок в период с июля 2023 года) удалось затормозить инфляцию. Наверное, руководители Центробанка правы. Повышение ставок подтолкнуло россиян открывать сберегательные счета — вместо того, чтобы тратить деньги. Ужесточение денежно-кредитной политики также помогло обуздать кредитование. В декабре объемы розничных кредитов увеличились на 0,6% по сравнению с предыдущим месяцем. Большую часть 2023 года этот показатель был равен 2%.
В мире мало центробанков, которые проводят столь жесткую политику. Однако Россия, похоже, готовится к "мягкой посадке", когда инфляция замедляется, не вызывая при этом краха экономики. Экономические показатели сегодня соответствуют тем тенденциям, которые существовали до начала вооруженного конфликта. ВВП в прошлом году вырос в реальном выражении на три с лишним процента. Безработица остается на рекордно низком уровне. Свидетельств кризиса в корпоративной сфере нет почти никаких. На самом деле, показатель закрытия предприятий недавно достиг самой низкой отметки за последние восемь лет. Московская биржа надеется, что в этом году будет более 20 первичных публичных размещений. В прошлом году их было девять. Последние данные по экономической активности в реальном времени весьма позитивны. Прогноз по росту ВВП в 1,7% на этот год, которого придерживается экспертное сообщество, сегодня кажется слишком пессимистичным.
Экономическая стойкость России отчасти является следствием прежних мер стимулирования. В последние годы компании и домохозяйства создали большие запасы денежных средств, и это позволяет им тратить даже в условиях высокой инфляции, избегая дефолта вопреки высокой стоимости заимствований. Как и в других странах, снижение спроса на трудовые ресурсы в большинстве случаев приводит к сокращению незанятых вакансий, но не к уменьшению числа работающих людей. Цифры рекрутингового сайта HeadHunter говорят о том, что соотношение вакансий и ищущих работу людей прекратило расти. Руководители, которым в последнее время все труднее находить работников, не желают увольнять работающих у них людей и делают это только в случае крайней необходимости.
Россия использовала еще один козырь и удвоила доходы от продажи энергоносителейХоть Запад изо всех сил ищет способы, как бы сократить доходы России, у него это выходит крайне плохо, сообщает BI. Москва разыграла одну карту, которая позволила ей удвоить выручку от продажи нефти и газа. Она составила сотни миллиардов рублей.
Последствия санкций тоже придают сил и энергии российской экономике. Производственные предприятия в России, ранее принадлежавшие западным собственникам, сегодня вновь открываются, но уже с новым руководством, на что указал Центробанк в своем вышедшем недавно докладе. В начале вооруженного конфликта российским фирмам из-за санкций было трудно приобретать все необходимое для производства, и это сказывалось на его темпах. Но сейчас компании создали прочные цепочки поставок, обратившись к "дружественным" странам. Свыше половины товарного импорта приходит из Китая. Его объем за последние два года вырос вдвое.
Новые торговые взаимоотношения укрепляются, и российские экспортеры даже отваживаются повышать цены, что дает им дополнительные доходы и прибыли. Если в начале 2022 года скидка на российскую нефть для китайских покупателей составляла более 10%, то сейчас она опустилась ниже 5%. И растет не только экспорт нефти. Путин горд резким увеличением экспорта мороженого в Китай. На прошлой неделе он отметил, что угостил порцией своего "друга, председателя Си Цзиньпина".
Каждый россиянин знает, что по-настоящему победить инфляцию нельзя. Чиновники из Центробанка продолжают сокрушаться из-за того, что инфляционные ожидания по-прежнему слишком высоки. Больше всего их тревожит возможное обесценивание рубля, которое может произойти либо по причине падения цен на нефть, либо из-за очередного пакета санкций, либо потому что Китай утратит интерес к поддержке Путина. Это серьезная и обоснованная обеспокоенность. Тем не менее, изгой мировой экономики снова твердо стоит на ногах.
Обсудить
Рекомендуем