Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Система общественного транспорта Москвы — самая сбалансированная в мире, считают авторы Youtube-канала Versed. В своем видео они подробно рассказывают об автобусах, трамваях и диаметрах. Однако особое внимание достается, конечно, жемчужине столицы — метрополитену.
Это схема общественного транспорта Москвы. Если раньше вам не доводилось ее видеть, то можно подумать, что это рисунок трехлетнего ребенка. Но в реальности это сложная и эффективная система, куда входит самая загруженная подземка в мире, если не считать Азии. Ее ежегодная пропускная способность составляет более двух миллиардов пассажиров. Для наглядности: это больше совокупных показателей метро Нью-Йорка и Торонто.
Каждая линия и вид транспорта имеют определенный цвет, а всего их очень много. Но мы сначала остановимся на трех круговых: Большая кольцевая линия (бирюзовый), Московское центральное кольцо (красный) и Кольцевая линия (коричневый). Все три являются окружными, то есть замкнуты в круги, и этот факт чрезвычайно важен для понимания гениальности Москвы.
Кольцевые линии играют важную роль в крупных системах метро, поскольку позволяют быстрее передвигаться между районами города. В их отсутствие по радиальным веткам нужно было бы добираться сначала до центра, а затем пересаживаться и снова ехать в сторону периферии. В таком случае поездки становятся более длительными, менее эффективными и к тому же перегружают центральные станции.
Я не говорю, что Москва единственная сделала выбор в пользу такой системы. Кольцевые линии есть в лондонском, берлинском, токийском и шанхайском метро, но ни одно из них не обладает таким же уникальной многоуровневой архитектурой, как московское.
Кольцевая линия соединяет 12 станций и заключает в себя центр города. Московское центральное кольцо, сокращенно МЦК, включает 31 станцию, обслуживает бо́льшую часть города и соединяет его с пригородами. У большой кольцевой тоже 31 станция, и она представляет собой внешнее кольцо с транзитными линиями между окраинами Москвы.
Например, если вам нужно совершать пересадку между двумя сильно загруженными ветками — скажем, Замоскворецкой и Сокольнической — вы можете воспользоваться для этого одной из кольцевых линий. Но это еще не все.
Окружные линии московского метро были спроектированы таким образом, чтобы пересекаться с несколькими радиальными ветками и облегчать перемещение и связанность. Ни один другой город мира не может похвастать столь интегрированной и сбалансированной системой, как Москва.
Но хватит о кольцевых ветках, потому что помимо них в Москве есть много чего еще. По состоянию на 2023 год все виды общественного транспорта представляют собой в совокупности 440 станций и 810 км линий. Но для полного понимания транспортной инфраструктуры города нужно рассматривать их по отдельности. Все упомянутое выше, — лишь часть московского метрополитена, который представляет собой основу местной инфраструктуры. Здесь 263 станции на 15 линиях и общая протяженность линий около 450 км. Метро обслуживает не только саму Москву, но и соседние города: Красногорск, Реутов, Люберцы и Котельники.
Что касается стоимости проезда, по карте "Тройка" она составляет всего 218 рублей или чуть больше двух долларов в день, куда входит неограниченное количество пересадок без ограничений по расстоянию и времени. За месяц на все про все уходит 20 долларов. К тому же карта уже по сути и не нужна — с октября 2021 года московский метрополитен первым в мире ввел проход по FacePay, без использования проездных, смартфонов и банковских карт. Это существенно уменьшило толкучку у входов на станции.
Но вот что действительно выделяет московское метро на фоне остальных: оно весьма и весьма практично. Здесь зафиксирован мировой рекорд по частоте движения поездов — в часы пик интервал не превышает 80 секунд. Россия — первая и единственная страна на земле, которая перешла на такую модель. Чтобы понять, насколько это потрясающе, сравните: частота движения поездов метро Нью-Йорка в часы пик составляет от 2 до 5 минут.
Московский метрополитен выделяется и по другим параметрам, включая красоту. Несмотря на рекордную для Европы загруженность, он, среди прочего, является туристической достопримечательностью благодаря оформлению станций. Метро Москвы было одним из наиболее смелых архитектурных проектов бывшего СССР, а его станции строились как роскошные дворцы для народа. Таким образом, каждая стала уникальным произведением искусства, символизирующим гордость и историю России. Чтобы понять мою мысль, достаточно увидеть станции "Комсомольская" и "Маяковская". Ошеломительно.
Большим недостатком этого метро являются часы его работы: с 5:30 утра до часу ночи. В оставшиеся 4,5 часа единственным способом передвижения по городу остаются такси, 9 автобусных маршрутов и один трамвайный. Вообще это обуславливается профилактическими работами, но несколько баллов за такое вычесть все же придется, учитывая круглосуточную работу того же метро Нью-Йорка.
В любом случае, московская подземка — лишь часть системы. Вернемся к карте транспортных систем города и обратим внимание вот на эти линии. Здесь изображены в том числе строящиеся ветки, которые планируется сдать в эксплуатацию до конца 2026 года. Так что функционируют сейчас не все из них, но вот из этих пяти четыре работают, а последнюю откроют в 2026-м. Они объединены в систему московских центральных диаметров, сокращенно МЦД, и проходят через всю Москву, заполняя нишу между метро и региональными поездами дальнего следования, а общая протяженность их линий составляет 303 км. Это вариант скоростного сообщения для жителей пригородов, благодаря которому можно избежать загруженных центральных станций метро. Их важность трудно переоценить. Спустя 9 месяцев после открытия пассажиропоток МЦД превысил 100 миллионов человек.
Далее идут автобусы. Поскольку за пределами центра города станции метро располагаются далеко друг от друга в сравнении с другими городами, от каждой из них к жилым массивам ведет сеть автобусных маршрутов. Каждую крупную улицу города обслуживает как минимум один, а пользуются их услугами от 800 миллионов до миллиарда человек в год. Это больше, чем совокупный показатель для Нью-Йорка и Лос-Анджелеса.
В настоящее время Москва переходит на электробусы — ее парк в 1050 штук уже стал вторым по величине в Европе после лондонского. К 2030 году ими планируется заменить все автобусы города.
Переходим к трамваям. Вот карта их маршрутов. С развитием метро популярность этого вида транспорта снизилась, а с ней и количество ранее незаменимых линий. И все же они остаются важным компонентом транспортной системы Москвы. Не поймите меня неправильно: люди до сих пор часто пользуются трамваями — на них приходится 5% всех поездок на общественном транспорте, а ежедневный пассажиропоток превышает 600 тысяч человек. И хотя они стали менее важны, чем прежде, но по-прежнему обеспечивают важные перекрестные связи между линиями метро.
В общей сложности на общественном транспорте совершается 70% поездок — чуть выше, чем в Нью-Йорке, где, для сравнения, эта цифра составляет 65%.
Несмотря на все это, проблем в Москве немало, и одной из первоочередных являются пробки. Да, здесь есть потрясающей красоты метро и отличная транспортная структура, но город по-прежнему переполнен автомобилями и испещрен 10-полосными магистралями вроде М11, которые копируют дороги американских мегаполисов.
Интернет-исследования говорят о том, что ситуация с пробками здесь худшая не только в Европе, но иногда и во всем мире. Не забывайте, что Москва является вторым по величине европейским городом с населением в 13,1 млн человек, уступая лишь Стамбулу и далеко оторвавшись от третьего места — Лондона с его 9,6 миллиона. Так что заторы на дорогах — явление, можно сказать, неизбежное. Город работает над этой проблемой.
Что касается уровня автомобилизации населения, в Москве на 1000 человек приходится около 300 машин, что ставит его примерно на один уровень с Лондоном, но москвичи стремятся снизить этот показатель посредством услуг каршеринга. Это система проката авто на короткий срок, зачастую речь идет о считанных часах. И это на самом деле удивительно. Не всем хочется покупать машину, особенно в больших городах. Но иногда потребность в ней все же возникает — не ежедневно, а где-то пару раз в неделю, для удобства. Именно для этих целей и был создан каршеринг. Московский парк — крупнейший в мире и насчитывает 30 тысяч таких автомобилей, на которых ежедневно совершается более 150 тысяч поездок. Цена здесь тоже приятная — от 3 до 20 рублей в минуту. Так что жителей Москвы никто не призывает покупать личные авто. Кому нужно, может арендовать. В итоге падает уровень автомобилизации, что благоприятно сказывается на экологии и загруженности дорог.
В целом Москва предпринимает множество усилий для улучшения системы общественного транспорта. С 2011 года было проложено 300 с лишним километров линий метро, которые наряду с 150 станциями, включая МЦД и МЦК, обеспечивают еще 3.8 миллиона москвичей доступным транспортом в шаговой доступности от дома. Для справки: это равняется населению Берлина.
И останавливаться на достигнутом Москва не собирается. К 2033 году планируется открыть еще 39 станций метро, и тогда их общее количество перевалит за 400. Таким образом. Москва встанет в один ряд с Нью-Йорком и Шанхаем — единственными городами на земле, преодолевшими эту отметку.
В целом, Москва довольно хорошо спроектирована и обеспечена системой эффективного транспорта. И хотя иногда извне она кажется слегка хаотичным городом из-за множества видео с пробками на ее дорогах, все на самом деле лучше, чем кажется.