Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Распространение новых систем обороны A2/D2 предвещает переломный этап для американской военной стратегии, пишет TNI. Эти недорогие, но эффективные средства защиты подрывают целесообразность использования дорогостоящих наступательных платформ, таких как авианосцы, и делают их бесполезными и уязвимыми.
Закат "момента однополярного господства" США и распространение систем ограничения и воспрещения доступа и маневра (A2/AD) предвещают переломный этап для американской военной стратегии. Эти недорогие, но эффективные средства защиты подрывают целесообразность дорогостоящих наступательных платформ США, таких как авианосцы, против сопоставимых по силе противников.
Распространение систем ограничения и воспрещения доступа и маневра (A2/AD, — системы глубоко эшелонированной противовоздушной и противоракетной обороны, задача которых состоит в сдерживании противника путем создания угрозы для дислоцирования или перемещения его сил в защищаемой местности — прим. ИноСМИ) среди малых государств и негосударственных субъектов еще больше осложняет США демонстрацию силы в глобальном масштабе. Поскольку уже даже такие противники, как хуситы, могут получить доступ к таким технологиям через Иран, Китай или Россию (Россия не поставляет хуситам вооружение и военную технику — прим. ИноСМИ), ВМС США должны внедрять инновации — иначе им грозит стремительное сокращение оперативного пространства. Это, в свою очередь, подчеркивает острую необходимость развивать роевые технологии (роевый "интеллект" предусматривает скоординированные действия большого количества беспилотников, которые локально взаимодействуют между собой — прим. ИноСМИ) для беспилотников, а также подводные лодки и гиперзвуковое оружие для поддержания стратегической актуальности.
Не авианосцем единым: адаптация военно-морской мощи США к новой эпохе
Разговоры о том, что "однополярное господство" США подошло к концу, стали общим местом. Увы, это действительно так. Однако элиты, руководящие внешней политикой и отвечающие за национальную безопасность, еще не вполне осознали эту трагическую реальность. И чем дольше они будут вести себя так, словно на дворе до сих пор 1994 год, а не 2024, тем выше риск, что американские вооруженные силы потерпят самое разгромное поражение со времен битвы при Бладенсберге в Англо-Американской войне (в 1814 году британский десант взял столицу США Вашингтон, захватил огромную военную добычу и сжег Капитолий, Белый дом и другие присутственные места — это событие считается величайшим позором армии США — прим. ИноСМИ). Осознание того, сколь серьезную угрозу представляют относительно недорогие оборонительные системы, такие как ограничение и воспрещение доступа и маневра, для чрезвычайно дорогих и сложных наступательных платформ США, — важнейший шаг для американских политиков.
Ларри Джонсон: российские ФАБы больше не позволят украинцам отсиживаться в окопахРешение России использовать ФАБы стало поворотным моментом в конфликте, заявил бывший сотрудник ЦРУ Ларри Джонсон в интервью Youtube-каналу Judging Freedom. Солдаты ВСУ больше не могут отсиживаться в окопах в надежде переждать атаку, подчеркнул эксперт.
02.04.202400
Чем дольше американские политики игнорируют распространение этих систем, тем уязвимее становятся США.
Как заметил Стивен Стэшвик на страницах The Diplomat еще в 2016 году: "США уже и так платят гораздо больше за пропорционально меньшее улучшение боевых характеристик и получают постоянно уменьшающуюся оперативную выгоду от наращивания военных инвестиций". Приведя в пример авианосец класса "Форд" и истребитель пятого поколения F-35, Стэшвик предложил американским стратегам отказаться от концепции решительной военной победы над соперником сопоставимой силы. Вместо этого, считает Стэшвик, будет достаточно просто не дать противнику победить.
Примечательно, что главные соперники Америки (в частности Китай) настолько усовершенствовали свои возможности ограничения и воспрещения доступа и маневра, что даже попытка развернуть дорогие системы вроде авианосцев в радиусе их действия грозит обернуться не более чем расточительством.
Поэтому назревает вопрос: если США не смогут воспользоваться своим главным ресурсом военно-морской мощи против сопоставимых по силе противников из-за их возможностей ограничения и воспрещения доступа и маневра, то где и когда эти средства в принципе могут применяться?
Борьба с меньшими противниками
Авианосцы по-прежнему могут принести пользу в регионах, где у врагов США отсутствуют возможности A2/AD — как это неизменно было в течение 79 лет после окончания Второй мировой войны. Однако проблема в том, что Китай и Россия стремительно распространяют эти системы по более мелким государствам и транснациональным организациям, поскольку понимают, что возможности ограничения и воспрещения доступа и маневра значительно сужают способности вооруженных сил США.
Насколько силен Ту-160? Два таких самолета могут превратить города в руины. Каждый раз, когда Ту-160 взлетает, НАТО напрягаетсяЭтот передовой самолет ВВС России всего за несколько часов может превратить города в руины. Когда он взмывает в небо, страны НАТО изрядно напрягаются, пишет пользователь сайта Sohu. Речь идет о "Белом лебеде", или бомбардировщике Ту-160.
01.04.202400
Возьмем, к примеру, сложившуюся ситуацию на Ближнем Востоке — подлинный бич мирового судоходства. В Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе нарастает угроза со стороны йеменских повстанцев-хуситов.
Хотя они терроризируют корабли в открытом море с октября прошлого года, ВМС США — при всем своем обширном присутствии в регионе — не решаются бросить им вызов в открытую. Из-за нерешительности Америки хуситы лишь смелеют и раз за разом идут на обострение, рассчитывая, что ВМС США так и не дерзнут прямо ответить на их бесконечные провокации.
Хуситы осмелели настолько, что недавно осуществили массированную атаку с использованием 21 передового наступательного беспилотника, обрушив их на расположенные поблизости военные корабли ВМС США.
Американские корабли сравнительно легко расправились с хуситскими беспилотниками (которые предоставили иранцы — их главный спонсор). Но, как сострил вскоре после этого события один мой коллега и военный эксперт, все эти атаки на объекты ВМС США — всего лишь разведка боем.
При каждом столкновении с ВМС США хуситы идут на эскалацию. И в каждом бою они собирают бесценную информацию об их оборонительных возможностях.
Что, если даже хуситы начнут угрожать американским авианосцам и кораблям первого ранга?
Для этой крошечной террористической организации не составит труда обзавестись возможностями ограничения и воспрещения доступа и маневра через иранских, китайских или российских союзников. Они позволят хуситам действовать с невиданной доселе безнаказанностью. И ВМС США, похоже, готовы смириться даже с этими более мелкими угрозами, не прилагая никаких эффективных мер противодействия.
Однако доколе они этого не сделают, оперативное пространство для сил США будет постепенно сужаться. В частности, станет меньше акваторий, где американские авианосцы и корабли первого ранга смогут действовать без вреда для себя — как они привыкли со времен окончания холодной войны.
Да, памятуя о предлагаемых конкурентами уровня Китая возможностях ограничения и воспрещения доступа и маневра, американскому командованию ВМС все чаще придется довольствоваться второстепенными областями интересов. Но Китай и его авторитарные союзники не успокоятся на том, что не позволят США демонстрировать мощь в собственных регионах.
Вместо этого они будут стремиться ослабить мощь США повсеместно. Даже столь мелкие группы, как хуситы, внезапно станут важными направлениями для средств ограничения и воспрещения доступа и маневра.
ВМС США необходимо всерьез заняться разработкой роевых технологий для беспилотников, расширением подводного флота и развитием систем гиперзвукового оружия. Иначе даже у хуситов появится возможность топить американские авианосцы — после чего их нельзя будет развернуть даже у берегов Йемена.
Об авторе: Брэндон Вайхерт — бывший сотрудник Конгресса и геополитический аналитик, публиковался в The Washington Times, The American Greatness и Asia Times. Автор ряда книг.