Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Экс-президент США Дональд Трамп в частном порядке рассказал, как он завершит боевые действия на Украине, сообщает WP со ссылкой на анонимные источники. По их словам, республиканец надавит на Киев, чтобы тот отказался от претензий на Крым и Донбасс в пользу Москвы.
Эксперты по внешней политике и некоторые республиканцы предупреждают – это будет подарок для Путина, если от Украины потребуют уступить России часть территории.
Бывший президент США Дональд Трамп неофициально заявил, что может положить конец российской спецоперации на Украине – он заставит Киев отказаться от части территорий в пользу Москвы. Об этом сообщили знакомые с подробностями плана Трампа источники. Некоторые эксперты по внешней политике говорят, что замысел экс-главы Белого дома станет наградой для российского президента Владимира Путина, а также оправданием военного нарушения признанных международным сообществом границ Украины.
Обсуждавшие этот вопрос с Трампом и с его советниками источники говорят, что предложение экс-президента предусматривает давление на Украину с тем, чтобы она отказалась от претензий на Крым и Донбасс в пользу России. Данные источники попросили не называть их имена, так как эти беседы носили конфиденциальный характер. О таком подходе [Трампа к решению украинского кризиса] ранее не сообщалось, но он кардинально отличается от политики президента Байдена, который подчеркивает необходимость сдерживать Россию и предоставлять военную помощь Украине.
Стремясь вернуться к власти, Трамп, кандидат в президенты от Республиканской партии, часто хвастается, что в случае избрания сможет за 24 часа договориться с Россией и Украиной о мире, причем даже до официального вступления в должность. Однако он упорно отказывается конкретно рассказать о том, как он сумеет прекратить боевые действия, которые длятся более двух лет и уже унесли жизни тысяч военнослужащих и мирных жителей.
Солидарные с Трампом специалисты по внешней политике подчеркивают необходимость бороться с угрозами американским интересам со стороны Китая, а также искать возможность остановить растущую зависимость России от военной, промышленной и экономической помощи Поднебесной. Они также выступают за прекращение расширения НАТО.
Трамп в частном порядке заявляет, что, по его мнению, Москва и Киев хотят "сохранить лицо и найти выход из ситуации" и что население некоторых украинских областей совсем не против войти в состав России (вероятно, речь идет о ДНР, ЛНР, Херсоне и Запорожье, которые уже вошли в состав РФ путем референдума. – Прим.ИноСМИ). Об этом рассказал один источник, непосредственно беседовавший на данную тему с экс-президентом США.
Если признать власть России над Донбассом, это расширит возможности Путина после окончания боевых действий, ставших самым масштабным наземным вооруженным конфликтом в Европе после Второй мировой войны. Некоторые сторонники Трампа пытаются убедить его не делать этого [не добиваться признания Донбасса российским регионом].
"Я 100 процентов своего времени трачу на разговоры с Трампом об Украине, — сказал сенатор-республиканец Линдси Грэм*, одно время критиковавший Трампа, но сейчас ставший его союзником. — Путин должен поплатиться [за спецоперацию]. Он не может в итоге всего этого победить".
Ранее Россия объявила, что аннексирует земли даже за пределами Донбасса и Крыма (информация не соответствует действительности. – Прим.ИнСМИ). А украинский президент Владимир Зеленский говорит, что не согласится уступить ни пяди украинской территории. Обменяв территорию на прекращение огня, Киев окажется в худшем положении, не имея от Москвы гарантий, что та после перевооружения и восстановления сил не возобновит боевые действия. Она уже поступала так в прошлом, рассказала старший научный сотрудник независимой аналитической организации Центр Стимсона Эмма Эшфорд (Emma Ashford). "Это ужасная сделка", — сказала она о предложении Трампа.
Предвыборный штаб Трампа отказался ответить на вопросы для этой статьи. "Все спекуляции на тему плана президента Трампа исходят от неназванных и слабо информированных источников, понятия не имеющих, что происходит и что произойдет в будущем, — отметила в своем заявлении пресс-секретарь штаба Кэролайн Ливитт (Karoline Leavitt). — Президент Трамп — единственный человек, говорящий о необходимости остановить кровопролитие".
Байден в своем ежегодном послании "О положении дел в стране" отметил, что Путин якобы "продвигается вперед, занимает украинские территории и сеет хаос по всей Европе и за ее пределами", а Украина пытается защищаться. Президент изложил долговременный план поддержки Киева, предусматривающий на этот год укрепление его военного потенциала, чтобы в будущем ему было легче перейти в наступление. Однако оказание американской помощи под сомнением: спикеру палаты представителей Майку Джонсону грозит мятеж со стороны бескомпромиссных республиканцев, выступающих против дополнительного финансирования Украины и грозящих ему отставкой.
Находясь не у власти, Трамп давит на республиканцев в конгрессе, чтобы те выступали против дополнительной военной помощи Украине. А если он вернется в Белый дом, его влияние на эти дебаты значительно усилится. Наблюдая за развитием политической ситуации в США, их европейские союзники решили быстро наращивать собственную военную промышленность, доведя ее до такого уровня, чтобы в значительной степени заменить то, что Вашингтон предоставлял Киеву. Однако аналитики сообщают, что если Трампу удастся заблокировать новую американскую помощь, то практические возможности Украины по дальнейшему ведению боевых действий ослабнут.
План Трампа во многом соответствует его подходу в бытность президентом. То предпочтение, которое он отдавал эффектным саммитам в ущерб конкретной политической работе, уверенность в своих переговорных навыках и нетерпимое отношение к традиционному дипломатическому протоколу — все это были отличительные черты его отношения к международным делам в первый президентский срок.
Трамп уже восемь лет является знаменосцем Великой старой партии. При нем произошла существенная переориентация партийной политики. Теперь республиканцы с большим недоверием относятся к зарубежным интервенциям и к предоставлению военной помощи, например, Украине. Трамп регулярно хвалил Путина, восхищался его "диктаторским" режимом и избегал критики в адрес российского президента. Он также не требует освободить репортера Wall Street Journal Эвана Гершковича (Evan Gershkovich), которого уже год удерживают в России в заключении, не предъявляя обвинение и не начиная судебный процесс (Гершкович был задержан по подозрению в шпионаже в интересах правительства США. По данным ФСБ, он собирал сведения, составляющие гостайну. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ранее заявил, что Гершковича взяли с поличным. – Прим.ИноСМИ).
Трамп отказался признавать вмешательство России в американские выборы 2016 года и ложно обвинил Украину в попытках помочь его сопернице из Демократической партии Хиллари Клинтон. То была клеветническая кампания, начатая российскими спецслужбами. В 2019 году Трамп пригрозил прекратить оказание помощи Украине, если Зеленский не начнет расследование в отношении Байдена, что привело к его первому импичменту.
Российская специальная военная операция начала XXI векЕще недавно Запад считал Россию "Верхней Вольтой, вооруженной ядерным оружием", пишет "Печат". Он ожидал легкой победы на Украине, но потерпел поражение. Не готовые к такому повороту событий западные элиты отвечают отрицанием и гневом.
08.04.202400
В том году состоялся телефонный разговор между Трампом и Зеленским, который американский президент назвал "идеальным". Трамп давил на Зеленского, призывая его начать следствие в отношении Байдена и расследовать дискредитированную теорию о том, что не Россия, а Украина пыталась вмешиваться в выборы в 2016 году. Подконтрольный республиканцам сенат позже оправдал Трампа.
"Необъяснимое восхищение бывшего президента Трампа Путиным, а также его беспрецедентная враждебность по отношению к НАТО не способствуют возникновению у Европы и у Украины доверия к его сделкам с Россией, — сказал советник по национальной безопасности президента Барака Обамы Том Донилон (Tom Donilon). — Заявления Трампа о том, что он позволит России делать все, что она хочет, с нашими европейскими союзниками, это самые опасные и тревожные комментарии, с какими только выступали кандидаты в президенты от ведущих партий. Его позиция представляет явную и непосредственную угрозу для безопасности США и Европы".
По словам Грэма*, он предупреждал о недопустимости отдавать России украинские земли и призывал Трампа поддержать Киев на пути к вступлению в НАТО.
"На мой взгляд, этот вооруженный конфликт надо заканчивать так, чтобы Украина вступила в НАТО и ЕС, — сказал он. — А Трамп почти ничего не говорит об этом. Я не знаю, думает ли он об этом или нет".
Давая публичные обещания положить конец военным действиям, Трамп многозначительно воздерживается от конкретики относительно того, как он будет вести переговоры с Путиным и Зеленским. "Я скажу кое-что каждому из них, то, что я ни в коем случае не скажу остальному миру. Вот почему я не могу вам рассказать ничего больше", — сказал Трамп в марте, давая интервью Себастиану Горке (Sebastian Gorka).
Многозначительное молчание Трампа по поводу тактики переговоров дает возможность остальным строить догадки и заполнять пробелы. Венгерский премьер-министр Виктор Орбан, настроивший против себя европейских союзников своими самовластными привычками и пророссийской позицией, в прошлом месяце встречался с Трампом. Позже Орбан рассказал, как Трамп собирается прекратить вооруженный конфликт. Он покончит с военными действиями, "не дав ни цента" на помощь Украине, сказал венгерский политик. Это было ложное заявление, однако экс-президент не захотел публично противоречить Орбану после совместно проведенного вечера в клубе Мар-а-Лаго и того восхищения, которое он выразил по поводу жесткости венгерского лидера и его миграционной политики. Об этом рассказал один близкий к Трампу источник, пожелавший остаться анонимным.
Во время той встречи Орбан много говорил о советской истории, о стремлении России получить украинские земли и о военных проблемах, которые грозят Украине, сказал этот источник. Трамп слушал, но вел себя уклончиво. Пресс-секретарь Орбана не откликнулся на просьбу дать комментарий по этому поводу.
Слухи о плане Трампа в отношении Украины поползли по Вашингтону в ноябре прошлого года, когда в фонде "Наследие" состоялась встреча правоцентристских внешнеполитических деятелей и членов делегации Европейского совета по международным отношениям. Бывший помощник Трампа в Белом доме Майкл Энтон (Michael Anton) описал возможный мирный план экс-президента, согласно которому Украина должна отказаться от претензий на Крым и Донбасс, уступив их России; НАТО должна прекратить процесс расширения; а Путина надо уговаривать уменьшить зависимость России от Китая. Об это рассказывали многие участники той встречи, также попросившие не называть их имен, поскольку дискуссия носила конфиденциальный характер.
Во время мартовского разговора по телефону Энтон сказал, что не разговаривал с Трампом полтора или два года, и заявил, что ничего не знает о его плане по Украине. Отвечать на дальнейшие вопросы он не стал.
Организовавший эту встречу научный сотрудник фонда "Наследие" Джеймс Карафано (James Carafano) отказался комментировать приватные дискуссии, однако подверг критике идею об отдалении России от Китая. "Это глупая затея на 101 процент, — заявил он. — Все то, что мы можем дать России и что она реально будет ценить, поставит под угрозу все остальные наши интересы. В ситуации с российско-китайскими отношениями надо действовать так, чтобы Россия стала слабым партнером".
Если оторвать Россию от Китая, наверняка придется отменять санкции, потому что Кремль развернулся в сторону Пекина как раз для того, чтобы нейтрализовать эффект от обширных западных ограничений, введенных против его энергоресурсов, военной промышленности и финансового сектора, рассказал руководитель вашингтонского отделения Европейского совета по международным отношениям Джереми Шапиро (Jeremy Shapiro). Это он в ноябре прибыл на встречу в делегации Европейского совета. Шапиро отказался прокомментировать конкретные детали дискуссий, сославшись на действующие правила, согласно которым запрещено говорить, кто именно сделал то или иное высказывание. Однако он отметил, что мирный план Трампа по Украине, скорее всего, не проработан до конца.
"Людям Трампа кажется, что подталкивание России к Китаю и растущая зависимость Москвы от Пекина — это один из величайших грехов украинского вооруженного конфликта и политики в отношении Москвы, если говорить в общем, — сказал Шапиро. — Основной подход Трампа ко всему состоит в том, чтобы собрать людей в одной комнате и начать обсуждение". Но при этом далеко не всегда заранее составляются подробные планы действий, отметил он.
Эксперты по России сомневаются, что мирные усилия Трампа увенчаются успехом. Старший сотрудник Института Брукингса Фиона Хилл (Fiona Hill) – ранее главный советник Трампа, а теперь известный критик его политики – рассказала, что это напомнило ей 2017 год, когда непроверенные иностранцы и руководители бизнеса предлагали Трампу различные мирные планы, а он думал, что сможет сесть за стол переговоров с российскими и украинскими представителями и выступить в качестве посредника благодаря своей личной харизме.
"Команда Трампа думает об этом как-то отрешенно, полагая, что это дело России и Украины и никого более, — сказала Хилл. — Они считают это территориальным спором, а не событием, влияющим на будущее европейской и, соответственно, общемировой безопасности".
Даже провести линию перемирия не так просто. В сентябре 2022 года Кремль объявил, что присоединяет к России четыре области на юге и востоке Украины, включая Донбасс, но не только (эти территории были присоединены путем референдума. За вхождение в состав РФ проголосовали: в ЛНР – 98,42%, в ДНР – 99,23%, в Херсонской области – 87,05%, в Запорожской области – 93,11%.. – Прим.ИноСМИ). Поскольку Киев по-прежнему контролирует значительную часть этих областей, любые попытки разрешить конфликт за счет территориальных уступок наверняка повлекут за собой активный торг — если, конечно, стороны не согласятся просто заморозить линию фронта, существующую на момент заключения соглашения.
"Никакое американское давление не заставит украинское руководство проводить политику, равноценную внутриполитическому самоубийству, — сказал аналитик российско-украинского конфликта Майкл Кофман (Michael Kofman) из независимого аналитического центра Фонд Карнеги**. — И никакое американское давление не заставит Украину отдать свою территорию или пойти на иные уступки такого рода. Сложилась такая ситуация, что, если ты даешь оппоненту палец, он сразу захочет откусить всю руку".
Авторы: Исаак Арнсдорф (Isaac Arnsdorf), Джош Доуси (Josh Dawsey), Майкл Бирнбаум (Michael Birnbaum)
* Лицо, внесенное Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.
** Организация, выполняющая функции иностранного агента