Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Экс-министр по делам вооруженных сил Великобритании Джеймс Хиппи, выйдя в отставку пару недель назад, решил откровенно описать ситуацию в британских ВС и в британском правительстве, пишет The Spectator. По оценкам Хиппи, армия и большинство министерств не готовы к возможному вооруженному конфликту.
Джеймс Хиппи (James Heappey), уходящий в ближайшее время с должности депутата от Консервативной партии города Уэлса, которую он занимал почти десять лет, за последние две недели привлек к своей персоне больше внимания прессы, чем за всю остальную карьеру. В марте он ушел в отставку с поста министра по делам вооруженных сил, который занимал с 2020 года, и теперь, получив свободу от исполнения государственных обязанностей, он захотел снять часть бремени со своих плеч и выговориться.
Хиппи, восемь лет прослуживший в британской армии, дослужившийся до звания майора и побывавший в Афганистане и Ираке, написал прочувствованную статью для Daily Telegraph, в которой предупреждает, что Соединенное Королевство не готово к войне как к "общенациональному предприятию". Тщательно (но не слишком щедро) делая исключение для своего ведомства, он утверждает, что очень многие министерства Уайтхолла просто надеются, что крупной конфронтации (предположительно, с Россией) в ближайшем будущем не произойдет. Более того — как министры, так и государственные служащие не желают принимать меры, необходимые в рамках подготовки к такому кризису.
"Честно говоря, в Великобритании мы очень сильно отстаем", — признает Хиппи. Он сравнивает сегодняшний день с подробными и всесторонними планами эпохи холодной войны, которые были изложены в государственном мобилизационном расписании. В этом руководстве из трех частей, составленном кабинетом министров, исчерпывающе излагались те шаги, которые необходимо будет предпринимать администрации до и во время так называемого "превентивного этапа", а затем в условиях реального военного времени. В мобилизационном расписании подробно рассматривалось, как будут мобилизованы ресурсы страны и направлены на ее выживание и достижение победы в полномасштабном конфликте. При этом предполагалось, что правительство опубликует закон о чрезвычайных полномочиях (об обороне).
Слова Хиппи о недостаточной готовности Уайтхолла — это наверняка правда. В конце концов, когда в прошлом месяце счетный комитет палаты общин пришел к выводу, что в плане министерства обороны по оснащению вооруженных сил боевой техникой разница между ожидаемым количеством вооружений и предусмотренными ресурсами составляет в денежном выражении 17 миллиардов фунтов стерлингов, причем этих денег не избыток, а недостача, военное ведомство в ответ просто сделало вид, будто проблемы не существует. А его пресс-секретарь заявил: "Мы обеспечиваем то количество вооружений, в котором нуждаются наши войска, существенно увеличив расходы на военную технику". Похоже, военное командование просто не видит разницы между словами "больше финансирования" и "достаточное финансирование".
Паника вокруг военного призыва — это не то, что нужно ЕвропеСовременная французская армия может удерживать линию фронта длиной не более 80 километров, сообщает Bloomberg. Чтобы исправить положение, власти страны решили ввести призыв. Но не тут-то было: французы не готовы воевать вдали от дома и без соцсетей.
06.04.202400
Но некоторые вещи заставляют читателя задуматься. Хорошо, что Хиппи выступает за увеличение расходов на оборону и повышение уровня готовности. Но в свой последний рабочий день на посту министра, а это было 25 марта, он заявил палате общин, что "правительство впервые увеличило оборонный бюджет до 50 с лишним миллиардов фунтов стерлингов в год". Хиппи похвастался, что "все три вида вооруженных сил возвращаются к работе по подготовке к боевым действиям". Это было меньше трех недель тому назад.
И вдруг Хиппи превратился в Кассандру и начал вещать с жестокой честностью, ностальгируя в своих воспоминаниях о готовности времен холодной войны. Конфликт, к которому Великобритания готовилась в 1970-х и 1980-х годах, почти во всех отношениях отличается от конфронтации ближайшего будущего. В Программе повышения устойчивости правительства, начатой в 2021 году, когда нынешний лидер палаты общин Пенни Мордонт (Penny Mordaunt) была министром кабинета, действительно говорится об жизнестойкости как об "усилиях всего общества". Но требования о реквизиции земель с целью выращивания продовольствия или изъятии бытовой электроники на военные нужды очень похожи на превращение сегодняшних высокотехнологичных занятий в стоицизм 1980-х под лозунгом "Британия справится", о котором вспоминает Хиппи, бывший тогда ребенком.
Конечно, на небесах возрадуются и одному кающемуся грешнику — и предостережения Хиппи должны быть услышаны и приняты во внимание. Я не сомневаюсь, что некоторые составляющие государственной службы очень нуждаются в основательной встряске, чтобы они могли противостоять потенциальным вызовам, демонстрируя стойкость в мирное и военное время. Но думать о фактической национализации промышленности, направленной на "военные усилия", или о введении той или иной формы воинской повинности — это пустая трата времени, если мы не решим самую насущную проблему военных расходов.
Вооруженные силы — сфера дорогостоящая. И два месяца назад комитет по обороне палаты общин очень просто и жестко изложил суть проблемы.
"Министерство обороны должно быть полностью профинансировано для ведения военных действий и одновременного повышения боевой готовности. Либо же правительство должно снизить оперативную нагрузку на вооруженные силы".
Это выбор, от которого не уйдешь, и который нельзя подделать. Правительство может сколько угодно говорить об увеличении расходов на оборону до 2,5% или даже до 3% ВВП — но это не имеет значения, пока деньги не будут реально собраны и потрачены. Мы слишком долго хронически недофинансировали оборону. Лучшим ответом на опасения, которые справедливо выразили Джеймс Хиппи и остальные, станет создание военной мощи, позволяющей упреждать и предотвращать конфликт, которого мы все так боимся. Как орет спортивный агент Тома Круза Джерри Магуайр из одноименного фильма, "покажите мне деньги".