Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Из-за страха перед Россией и Китаем Запад бросился увеличивать военные расходы. Но, чтобы выполнить эти планы по перевооружению, в ближайшее десятилетие странам G7 придется дополнительно выделить на оборону свыше десяти триллионов долларов, сообщает Bloomberg.
Новая эпоха глобального перевооружения набирает обороты. Для западных стран, которые уже столкнулись с проблемой неустойчивости государственных финансов, это означает огромные расходы и очень непростые решения.
В прошлом году объем военных расходов в мире достиг рекордного значения в 2,2 триллиона долларов, однако страны Евросоюза только сейчас начинают задумываться о том, что нужно для обеспечения безопасности в 21 веке, когда на их восточной границе орудует агрессивная Россия, на юге бурлит неспокойный Ближний Восток, а китайские военные продолжают свою экспансию, вынуждая Вашингтон обращать внимание на зону Тихого океана.
Политическое руководство поздравляет себя с тем, что члены НАТО продвигаются вперед в вопросе достижения целевых показателей по выделению на военные нужды двух процентов ВВП. Но руководители из сферы безопасности говорят, что военные бюджеты в новых условиях надо увеличивать до уровня холодной войны, чтобы реализовать планы альянса. А это уже четыре процента ВВП.
Если США и страны "Большой семерки" хотят достигнуть такого уровня, им придется в предстоящее десятилетие дополнительно выделить свыше 10 триллионов долларов. Такие расчеты приводит исследовательская служба Bloomberg Economics.
"Мирные дивиденды, которые мы получали после окончания холодной войны, заканчиваются, — сказала главный аналитик Bloomberg Economics по вопросам геоэкономики Дженнифер Уэлч (Jennifer Welch). — Вероятно, это окажет преобразующее воздействие на военно-промышленные компании, государственные финансы и финансовые рынки".
Жестокая реальность, с которой сталкиваются США и их союзники, состоит в следующем. Владимир Путин наступает на Украине, а это значит, что им нужно существенно укреплять оборону в Восточной Европе, одновременно создавая противовес Китаю, который в настоящее время наращивает сотрудничество с Москвой.
Председатель Си Цзиньпин не скрывает свое стремление вернуть Тайвань под власть Пекина, и готов в случае необходимости применить силу. Он все чаще выдвигает территориальные претензии Китая и в других частях Азиатско-Тихоокеанского региона.
Такая двойная угроза вынуждает западных лидеров и их избирателей думать о проблемах с налогами, социальным обеспечением и государственными заимствованиями, которые накапливались на протяжении многих лет. Им приходится задумываться о компромиссах и балансе издержек и выгод, которые неизбежны в условиях соперничества великих держав.
"Я не считаю, что будет финансовый кризис, вызванный увеличением военных расходов, — сказал Саймон Джонсон (Simon Johnson) из Массачусетского технологического института, ранее работавший главным экономистом в Международном валютном фонде. — Но меня беспокоит кризис национальной безопасности, причиной которого станет неспособность защитить свою страну".
Аналитические данные Bloomberg Economics показывают, как увеличение нагрузки из-за подготовки к войне создаст новую налогово-бюджетную парадигму для большинства членов НАТО.
Даже если они просто выйдут на минимальный целевой показатель трат на военные цели в размере 2% ВВП, это остановит процесс консолидации долга в ЕС после пандемии. А если выйти на показатель 4%, то наиболее слабым членам блока придется делать очень болезненный выбор между наращиванием объемов заимствований, значительными сокращениями других статей бюджета и увеличением налогов.
Если получать дополнительное финансирование будут через рынок облигаций, то больше других пострадают Франция, Италия и Испания. В Италии государственный долг увеличится со 144% от объема выпускаемой продукции в настоящее время до 179% в 2034 году.
Даже в США, которые уже выделяют 3,3% своего годового ВВП на нужды обороны, заимствования за 10 лет увеличатся с 99 до 131%, если доля военного бюджета вырастет до 4% ВВП.
Последствия станут понятнее, когда МВФ на следующей неделе на своем весеннем заседании опубликует обновленные прогнозы по долгам. Руководство фонда уже порекомендовало странам постепенно начинать создание финансовых буферов — даже в условиях роста, который в следующем десятилетии наверняка будет ниже, чем до пандемии Сovid-19.
Военные действия на Украине и в Газе приковали мировое внимание к Европе и Ближнему Востоку, однако резкое увеличение военных бюджетов — это общемировое явление.
Военные расходы Китая в 2024 году увеличатся на 7,2%, и это будет максимум за последние пять лет. Малайзия возглавляет прогнозы годового роста среди 22 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличив в этом году военные ассигнования на 10,2% до 4,2 миллиарда долларов, о чем свидетельствуют аналитические данные издательства Janes. За Малайзией следуют Филиппины, где военные расходы увеличены на 8,5% до 6,6 миллиарда долларов.
В США администрация Джо Байдена подаст заявку на однопроцентное увеличение военного бюджета, который и без того многократно превосходит оборонные расходы любой другой страны мира. Мэтью Крёниг (Matthew Kroenig) из Атлантического совета говорит, что Америке, возможно, придется удвоить показатель доли ВВП. "США далеко до того уровня, на котором они должны находиться", — сказал он.
Как милитаризованный мир сможет состыковать такие обязательства с ограниченными налоговыми поступлениями, постоянно растущими расходами на социальное обеспечение и потребностями здравоохранения? Это очень болезненный политический вопрос, который в предстоящие годы встанет во всей своей остроте.
Помня об этом, а также о возможном втором сроке Дональда Трампа, который скептически относится к НАТО, лидеры 27 стран ЕС в конце марта приступили к трудными дискуссиям о том, где взять деньги на капитальную перестройку оборонного сектора, не отказываясь при этом от поддержки Киева. Особую актуальность этим переговорам придало заявление Трампа, посеявшее сомнения в американской помощи Европе в случае начала войны.
Несмотря на такую обеспокоенность, члены НАТО в ближайшей перспективе вряд ли договорятся взять на себя твердые обязательства тратить на оборону 4% ВВП. В прошлом году они договорились выполнить обещание о расходовании как минимум 2% на эти цели, но даже это вызвало острые дебаты.
Для инвесторов наиболее привлекательный вариант — это расширение выпуска совместно обеспеченных еврооблигаций, за счет которых профинансирован план ЕС по восстановлению после пандемии. Такое вполне возможно, поскольку сейчас все громче звучат требования об увеличении выпуска европейских ценных бумаг с высшим рейтингом ААА и о защите отдельных стран от увеличивающегося бремени.
Тем не менее, продолжительный период повышенных процентных ставок, который сейчас вполне возможен и даже вероятен, может привести к увеличению платежей по обслуживанию долга и сужению возможностей государственного финансирования, особенно если на это наложится существенный рост военных расходов.
А если государства будут уклоняться от принятия непростых в политическом плане решений, это станет гарантией сохранения высокой стоимости заимствований, о чем говорит бывший высокопоставленный чиновник и экономист из министерства финансов США и Белого дома Кристофер Смарт (Christopher Smart).
"Мы живем в мире политиков, предпочитающих и пушки, и масло, — сказал Смарт, работающий управляющим партнером в компании Arbroath Group. — Так что я не знаю, что заставит их принимать многочисленные трудные решения. Но они приведут лишь к увеличению долга, а это, в свою очередь, вызовет рост ставок".
Из-за этого финансовые ястребы в наиболее состоятельных странах типа Германии выступают против совместного выпуска облигаций. Выступая в прошлом месяце с речью, канцлер Германии Олаф Шольц не стал категорически исключать возможность выпуска совместных облигаций, но и особого энтузиазма тоже не продемонстрировал. "Мы не слишком большие фанаты таких идей", — заявил он репортерам.
Фоном для таких дискуссий стал план НАТО по крупнейшей со времен холодной войны перестройке всей системы обороны.
Альянс намерен перевести 300 тысяч военнослужащих в состояние повышенной боевой готовности, благодаря чему страны-члены смогут увеличить восемь многонациональных боевых групп, размещенных на восточном фланге НАТО. Сейчас в каждой из таких групп по тысяче человек личного состава. В перспективе их планируют довести до размеров бригады, и тогда численность каждой боевой группы составит 5 500 человек.
"Надо больше, и срочно", — сказала аналитик из лондонского Королевского института оборонных исследований и бывший пресс-секретарь НАТО Оана Лунгеску (Oana Lungescu).
Альянсу необходимо залатать давно уже существующие бреши в таких областях как противовоздушная оборона, пополнить запасы боевой техники, оружия и боеприпасов, а также вкладывать средства в новые технологии, чтобы сохранить преимущество перед Россией, заявила она. Надо будет также оказывать помощь Украине, которая уже третий год ведет военные действия с Россией.
Все это может повлечь за собой такие издержки, которые политические руководители даже не начали пока подсчитывать. Однако Джонсон из Массачусетского технологического института подчеркивает, что это все равно лучше альтернативных решений. "Надо заново взвесить и оценить, что произойдет, если не потратить эти деньги, — сказал он. — Что это будет означать для твоей страны, твоей экономики и инвесторов".
Авторы: Энда Карран (Enda Curran), Наталья Дроздяк (Natalia Drozdiak)
Свой материал для статьи предоставили Элайн Оямада (Aline Oyamada), Эрик Мартин (Eric Martin) и Зои Шнеевайс (Zoe Schneeweis)