Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российская нефть экспортной марки Urals торгуется примерно по 75 долларов за баррель — на 15 долларов выше установленного G7 потолка, сообщает Bloomberg. При этом почти четверть мартовских перевозок покрывается западной страховкой.
Аларик Найтингейл (Alaric Nightingale), Джулиан Ли (Julian Lee)
Цена на российскую нефть значительно превышает потолок, установленный “Семеркой” c тем, чтобы лишить Москву доходов на финансирование боевых действий на Украине. Это говорит о том, что принятые меры не соблюдаются.
По данным компании Argus Media, чьи оценки цен отслеживаются рядом стран “Семерки”, причастных к внедрению потолка, флагманский сорт нефти с отгрузкой из портов Балтийского и Черного морей торгуется по цене порядка 75 долларов за баррель. По словам высокопоставленного представителя Минфина США, официальные лица страны в курсе скачка цен и объясняют его сложившейся геополитической динамикой.
По условиям потолка, любая западная компания обязана получить для перевозки российской нефти соответствующий сертификат, подтверждающий, что стоимость груза не превышает 60 долларов за баррель. В противном случае оказание коммерческих услуг воспрещается. То, насколько цены, по данным Argus, превышают допустимый уровень, создает очевидный диссонанс.
Какой еще потолок?
Мало того, что цена Urals почти весь год держалась выше 60 долларов, скачок в этом месяце до уровня значительно выше 70 долларов рискует подорвать доверие к сертификатам среди торговцев, желающих пользоваться западными услугами.
По данным Bloomberg, в марте 23% российских поставок сырой нефти были застрахованы от разливов и столкновений посредством Международной группы клубов P&I. Это означает, что трейдеры могли поручиться, что стоимость грузов была значительно ниже оценки компании Argus. Меньшая доля перевозок пришлась на греческие танкеры. Все они имеют страховку от той же группы клубов и также могли ручаться за соблюдение.
При этом американский чиновник заверил, что потолок по-прежнему дает желанный эффект, сокращая доходы Кремля от продажи нефти и вынуждая его либо соблюдать принятые ограничения, чтобы воспользоваться западными услугами, либо прибегнуть к собственному “теневому флоту”. США намерены и дальше добиваться нормативно-правового соответствия, последовательно вводя санкции против судов теневого флота, но не собираются реагировать на конкретные движения рынка, сообщил осведомленный чиновник на условиях анонимности.
Европейская комиссия на запрос о комментариях не откликнулась.
К моменту доставки в Индию сорт Urals торгуется на уровне 88 долларов за баррель — всего на 3,80 доллара ниже мирового эталона Brent, показывают данные Argus. Когда же российская нефть марки ВСТО покидает порт Козьмино на Дальнем Востоке, ее стоимость составляет 84 доллара за баррель. Цена не приближалась к установленному потолку уже около года.
Несмотря на это, компания Argus по-прежнему отмечает крупные затраты на перевозки как прямое следствие санкций — из этого следуют как минимум некоторые дополнительные расходы для Москвы. Кроме того, доставка в Азию обходится значительно дороже, чем в Европу — основной рынок России до начала конфликта. Все это понижает экспортные цены.
Что же касается отгрузки марки Urals в Индию или Китай из портов на Балтике, то, по оценкам агентства, санкции увеличивают стоимость доставки на 7,12 и 8,79 долларов за баррель соответственно. При этом оба показателя, хотя и высоки, все же ниже уровня, месячной давности.
Начиная с октября Минфин США наказывает компании за прошлые нарушения ценового потолка.
Однако, учитывая его стремление избежать действий, которые могут нарушить приток на рынок сырой нефти и грозят повысить цены, скачок фьючерсов на нефть марки Brent примерно до 90 долларов за баррель может подорвать дальнейшие шаги в этом направлении на данном этапе.
Статья написана при участии Дэниела Флэтли и Альберто Нарделли