Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Воинственная и опасная риторика Макрона, похоже, радует французские СМИ, пишет Le Monde diplomatique. Пока его западные коллеги спешно оправдываются за его опрометчивое заявление об отправке войск на Украину, медийная пехота уже вытянулась по стойке смирно.
Военные действия между Францией и Россией? Некогда немыслимая гипотеза получила развитие после того, как Эммануэль Макрон заговорил об "экзистенциальной войне" и отправке сухопутных войск на Украину. С тех пор риторика Парижа и Москвы ужесточается. Под этот тон подстраиваются и французские СМИ, которых эскалация, похоже, радует.
Алхимики наконец-то нашли тех, кто продолжит их бесплодные поиски. В конце зимы французские журналисты приложили немало усилий, чтобы превратить опрометчивое заявление Макрона в золотой слиток геополитического анализа. "Консенсуса относительно официальной отправки сухопутных войск нет", — заявил президент Франции в понедельник, 26 февраля 2024 года, по итогам встречи по поддержке Украины в Париже.
"Но в будущем ничего исключать нельзя. Мы сделаем все, чтобы Россия не выиграла этот конфликт. Все возможно, если это будет полезно, чтобы достичь нашей цели", — предупредил он.
В последующие часы заявление президента Франции вызвало шквал опровержений. Канцлер Германии Олаф Шольц в ответ слишком разговорчивому коллеге ограничился несколькими словами: " В очередной раз в рамках хорошей дискуссии мы обсудили, что то, о чем договорились с самого начала, применимо и к будущему, а именно, что на украинской территории не будет сухопутных войск и солдат, которые были бы отправлены туда из европейских государств или стран НАТО".
Два главных сторонника Киева сошлись во мнениях по данной проблеме.
"Польша не планирует высылать свои подразделения на территорию Украины. У нас с Прагой общая позиция по этому вопросу", — объяснил польский премьер-министр Дональд Туск на пресс-конференции со своим чешским коллегой.
"Нет никаких планов по размещению боевых подразделений НАТО на местах на Украине", — заверил Йенс Столтенберг, официальный представитель альянса, возглавляемого Америкой, в беседе с AFP.
Представители Белого дома, Госдепартамента и Пентагона посменно стремились загладить оплошность французского лидера.
"Американские войска не будут воевать на территории Украины ", — настаивал координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби.
Британский премьер-министр Риши Сунак согласился: "Помимо небольшого количества личного состава, который есть в стране для поддержки вооруженных сил Украины, у нас нет никаких планов по крупномасштабному развертыванию".
Испания, Италия, Венгрия и Швеция также ответили стратегу из Елисейского дворца отказом.
Выпад Макрона обернулся катастрофой: до "стратегической двусмысленности", которой он хвастается, было далеко. В итоге он лишь подтвердил "очень глубокое единодушие", по словам Шольца, в отказе правительств западных стран посылать солдат на борьбу с российской армией.
"К этому нельзя относиться всерьез", — гласил заголовок одной статьи в ведущей консервативной немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung от 27 февраля, в которой внешняя политика Парижа описывалась как "серия плохо продуманных и опрометчивых инициатив". В газете New York Times за 29 февраля подвели итог: "Макрон ставил на то, чтобы обеспокоить Кремль, но прежде всего шокировал союзников".
Радиостанции Франции вытянулись по стойке смирно
Но, к счастью для Эммануэля Макрона, пока лидеры западных стран сомневались в его компетентности, дюжина французских журналистов и экспертов нахлынула в эфир, чтобы приветствовать его решимость. Они работали вместе с Киевом уже два года и мечтали о более прямой военной конфронтации с Россией. Опрометчивость президента они воспринимают как манну небесную.
Говоря о "стратегической двусмысленности", на которую сослался Макрон, эксперт по военному делу Пьер Серван признался в эфире LCI, что он удивлен и рад, и похвалил "очень уместные предложения" президента. По его словам, "все было подготовлено, продумано и структурировано". Поскольку категоричность президента превзошла ожидания комментаторов, дело старались слегка замять. Ничего как будто и не было. Le Monde 14 марта доброжелательно цитировал советника из Елисейского дворца, по мнению которого "комментарии Эммануэля Макрона всегда очень последовательны". Таким образом, пехотинцев от государственной журналистики задействовали в борьбе с почти всеобщим ощущением суеты и дилетантства. До такой степени, что их обмен репликами иногда напоминает сатиру. Например, в эфире канала LCI 29 февраля прозвучало следующее:
Брюссельский корреспондент Libération Жан Катремер: Эммануэль Макрон все верно сказал… Он никого не застал врасплох, все были предупреждены заранее.
Ведущий Давид Пюжадас: Но то, что вы говорите, очень важно, потому что, когда мы читали новости, создавалось впечатление, что он вел свою игру.
Жан Катремер: Вовсе нет!
Журналист Le Figaro Изабель Ласер: Это не было спонтанным заявлением, это абсолютно точно! Швеция тоже была в курсе.
Жан Катремер: И страны Прибалтики!
Изабель Ласер: Это ни для кого не стало сюрпризом [она говорит это повышенным тоном].
Жан Катремер: Именно так! А какова была цель Эммануэля Макрона? В том, чтобы вновь ввести "стратегическую двусмысленность".
"Сюр какой-то". Читатели Le Figaro осудили постоянного военного представителя Франции при НАТО и ЕС Жерома Гуаска за слова о РоссииПостоянный военный представитель Франции при НАТО и ЕС Жером Гуаск приравнял Россию к террористической группировке и заявил, что ее необходимо остановить, иначе на Украине она не остановится. В частности, для этого и проводятся учения Steadfast Defender, сообщает Le Figaro. Читатели издания осудили генерала за развязывание мировой войны.
08.04.202400
Такому фейерверку плюрализма могли бы почти позавидовать утренние болтуны на France Inter. Почти... Потому что на протяжении последних двух лет эта государственная радиостанция также изо всех сил старается освещать конфликт на Украине с дотошным пристрастием. Но ни один обозреватель не откликнулся на сигнал. А тон новостных репортажей напоминал обмен мнениями в антироссийском салоне, который по вечерам ведет Дариус Рошбен на телеканале LCI. Здесь присутствуют все те же гости, хотя в эфире канала, который принадлежит промышленной группе Bouygues, доля бывших офицеров НАТО выше.
28 февраля Николя Деморан и Леа Саламе также обратились к Пьеру Сервану и Изабель Ласер с просьбой прокомментировать президентский демарш, но в студии присутствовал также бывший министр иностранных дел Юбер Ведрин. Серван повторил свою фразу, прозвучавшую накануне в эфире LCI: заявление Макрона было "очень уместным, полезным и желанным". Но решил дополнить и предложил провести параллель с речью от 18 июня... Ласер согласилась и в привычной для себя манере посетовала на рыхлость западных лидеров: "Если бы мы с самого начала сделали все возможное, у нас не было бы этих дебатов". Ведрин же выступил против эскалации и призвал ускорить поставку ракет и истребителей на Украину.
Эта относительная сдержанность возмутила Сервана. Он обвинил бывшего министра в том, что тот "находится в интеллектуальной ловушке Путина, в своего рода подчинении". Экс-глава МИД предпочел игнорировать эту "дурацкую формулировку" и перешел к подробной критике высказываний президента Франции: "Сделать заявление и исправить его на следующий день, говорить об отправке войск, которые не являются войсками, — это сигнал Путина о нашей слабости".
Но несколькими минутами ранее обозреватель канала по внутренней политике Франции Яэль Гоош объяснил, что целью Макрона было не столько произвести впечатление на российского президента, сколько "привнести драматизм в предвыборную гонку, которая продлится до 9 июня." Он восторженно пояснял: "Его выпад вновь переносит в центр внимания нестыковки в действиях партии "Национальное объединение", их долгую путинофильскую историю и тот странный "мир" неприсоединившихся, к которому также стремится часть левых". Таким образом, France Inter, похоже, ничуть не стеснял тот факт, что искажения в ходе общественных обсуждений превращают угрозу эскалации конфликта в инструмент в руках тех, кто рассчитывает убавить пыл своих политических противников в свете предстоящих выборов в Европарламент.
В плане плюрализма худшее ожидало впереди. И не на канале, который постоянно выливает реки ненависти в новостях, а в эфире радио France Culture, в безмятежной, казалось бы, воскресной обзорно—аналитической передаче. 3 марта "дискутировали" четыре докладчика: редактор Le Monde Сильви Кауфман, глава издательства Le Cerf Жан-Франсуа Колозимо, главный редактор журнала Esprit Анн-Лоррейн Бужон и генеральный директор аналитического центра Terra Nova Тьери Пеш. Кауфман в самом начале обсуждения поспешила прояснить ход мыслей Елисейского дворца, прежде чем поделился своими собственными. И надо же, они совпали: "В какой-то момент можно решить, что нам надо пересечь эту красную линию, что пропорциональным ответом на агрессивность России будет отправка французских войск на Украину". С возможным дипломатическим разрешением конфликта придется подождать, поскольку "Владимир Путин больше не является возможным собеседником в этом вопросе". Колозимо не противоречил редактору Le Monde: "В Кремле поселилась мерзость, которая держит все в своих руках, и нужно надавить на нее, потому что кроме силы и насилия она ничего не признаёт".
В более смягченных выражениях Пеш согласился: "Владимира Путина, Усаму бен Ладена, ИГИЛ* и других персонажей объединяет одно: они принимают нас за жвачных животных. Стадо вполне благополучных, довольно робких людей, которые, прежде всего, не хотят ничего менять и не хотят умирать за Донбасс. Вот почему сигнал французского президента — правильный", — заключил он. Ведущий Эрве Гардет отметил, что все трое высказавшихся между собой практически во всем единодушны, после чего обратился к четвертому, надеясь на небольшой диссонанс. К сожалению, редактор Esprit заявила, что "в основном согласна с тем, что было сказано". Она даже добавила: "На протяжении многих лет партии "Непокоренная Франция" и "Национальное объединение" недопустимо потакают России". Именно эту тему Елисейский дворец выбрал для своей кампании перед выборами в Европарламент...
Израильский вопрос и конфликт на Украине входят в число редких тем, где экстремальная политическая активность затмевает качества журналистов. Репортер Le Monde Эммануэль Гринспан на вопрос одного из пользователей, знает ли он "приятных и одновременно поддерживающих" Путина россиян, ответил без промедления: "Может ли быть приятен человек, который поддерживает нацизм? Это тот же случай". Сделай он подобные публичные комментарии в отношении США или Израиля, на его карьере журналиста в скором времени можно было бы ставить крест... В случае с Россией это допускают. Лор Мандевиль из Le Figaro, Дариус Рошбен из LCI, Эльза Видаль из Radio France Internationale и Марион Ван Рентергем из газеты Express — все они соревнуются в агрессивности своих поучений. Однако от этого нет и следа, как только они говорят о резне в Газе. Они цитируют или приглашают одних и тех же экспертов, всегда готовых выступить за военную эскалацию: Бруно Тертрэ, Томас Гома, Бернар-Анри Леви, Пьер Серван, Франсуа Хейсбур, Николя Тензер.
Член экспертно-аналитической группы, близкой к НАТО, и преподаватель Высшей школы политических наук Парижа Тензер использует в геополитике интеллектуальные рецепты Сирила Хануна — детские провокации. И делает это успешно — его медиа-охваты увеличились в восемнадцать раз по сравнению с 2021 годом. Макрон "абсолютно прав", говорит Тензер на сайте France Info 17 марта, но вовсе не ограничивается этим. "Россия — это карлик в процессе деградации", а ее президент — "своего рода мелкий криминальный мафиози". И поскольку "это наша война, мы не можем оставить украинцев воевать одних, без нас". В конце концов, "мы, быть может, способны физически сломить Россию". Что касается варианта переговоров, то "это либо сделка с совестью, либо даже коррупция, ну или глупость какая-то".
Несмотря на всю эту военную агитацию, ропот во Франции нарастает. По прошествии нескольких месяцев образ Украины, хотя и остается еще благоприятным, уже не такой положительный, как прежде. За то, чтобы поставлять ей военную технику (к слову, этот вопрос ни одна из политических партий не обсуждала) теперь высказывается только половина. И большинство теперь выступает против вступления Киева в ЕС. Макрон, по крайней мере, примирил своих сограждан по одному вопросу: идея отправить французские войска на Украину сплотила три четверти опрошенных (76 %)... против того, кто ее выдвинул.
Неважно, поскольку в своей стратегии разделения политической карты по украинскому вопросу на "сопротивляющихся" (партия "Возрождение", ее союзники и сторонники Рафаэля Глюксмана) и "коллаборационистов" (партия "Национальное объединение", коммунисты и "Непокоренные") Елисейский дворец может рассчитывать на "теневую власть", к которой вернулись рефлексы эпохи американского маккартизма, чтобы поносить всех, кто проявляет недостаточно остервенения. "Непокоренные", партия коммунистов и несколько газет, таких как Marianne, напоминают журналисту France Inter и обозревателю Libération Тома Леграну о "трусливой позиции некоторых представителей элиты в конце 1930-х годов". "Мы можем только наблюдать поразительное и пугающее сходство в нарративе и рефлексах между пацифистскими, а затем коллаборационистскими силами", — говорит он, после чего сравнивает Паскаля Бонифаса, нынешнего директора Института международных и стратегических отношений (IRIS), с бывшим пронацистским социалистом Марселем Деа. Бернар-Анри Леви в материале газеты Le Parisien за 17 марта 2024 года в свою очередь назвал бывшего премьер-министра Доминика де Вильпена виновным в "пропаганде худших версий теории заговора", а пятничное приложение к газете Монд Le Monde des livres 20 января 2024 года сообщило, что эссеист Эммануэль Тодд "присягнул на верность варварам".
"Отправить парней в Одессу"
В другой колонке в Libération за 15 марта 2024 года под заголовкомл "Россия и ее СМИ во Франции" Легран сравнил каналы группы Боллоре с "машинами для поляризации, запутывания и раскалывания общественного мнения". Они "фактически объективно служат стратегии Кремля по подрыву либеральных демократий". Но не является ли поляризация политического спектра по обе стороны от линии украинского фронта как раз той самой стратегией президента по вытеснению всех "ультра" в лагерь зла? Ведь несмотря на глубокую взаимную неприязнь, CNews и France Inter придерживаются одного и того же подхода к повышению своих рейтингов. Ультраправые СМИ выступают за возвращение "потерянных территорий Республики" и считают мигрантов и левых исламистов своими внутренними врагами. Другие медиа, которые симпатизируют радикальным центристам, призывают к войне НАТО против России и осуждают "пятую колонну" Москвы во Франции. Вопли первых угрожают гражданскому согласию, проклятия вторых миру в целом.
" В любом случае, в следующем году мне придется отправить парней в Одессу", — экспромтом выдал Макрон группе гостей, собравшихся в Елисейском дворце. В течение еще трех лет французам придется жить с этим импульсивным президентом, наделенным значительными полномочиями. Им не стоит рассчитывать на то, что местные средства массовой информации побудят его к благоразумию.
Автор: Серж Халими (Serge Halimi)
* Террористическая организация, запрещенная в РФ