Россия и Китай отказываются от доллара: Москва анонсирует новые торговые коридоры

RS: дедолларизация и новые торговые пути позволят России справиться с санкциями

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Кремль пытается изменить систему глобальной торговли, чтобы окончательно справиться с влиянием западных санкций, пишет RS. Для этого Россия отказывается от использования доллара в международных сделках и строит новые маршруты – они откроют ей путь к азиатским рынкам.
Майя Крайнц (Maya Krainc)
На этой неделе Россия объявила, что двусторонняя торговля с Китаем почти полностью освободилась от использования доллара, и подчеркнула намерение двух стран и дальше снижать зависимость от экономической системы под началом США.
Помимо собственно независимости от господствующей на Западе мировой валюты, шаги по так называемой “дедолларизации” позволяют России и Китаю избежать множества санкций, которые на данном этапе мешают Москве вести дела на международном рынке.
Западные санкции уже привели к буму торговли между Москвой и Пекином с 2022 года, которая в этом году выросла на 26% до 240 миллиардов долларов. Китай также стал ведущим в мире импортером российской нефти.
Дедолларизация — не единственная российская схема для обхода санкций. Российские официальные лица объявили на прошлой неделе на заседании ООН, что Кремль тратит миллиарды долларов на развитие новых торговых путей в Азии.
Этот план насчитывает два новых транспортных коридора: один свяжет Россию с Киргизией через Каспийское море, другой будет простираться от Белоруссии до Пакистана. Эти усилия развивают прошлые попытки перенаправить торговые маршруты — в частности, коридор “Север – Юг”, железнодорожный маршрут, который был задуман еще в 2000 году и соединит Россию с Индийским океаном через Иран.
После нескольких лет проволочек в прошлом году Москва выделила Тегерану кредит в размере 1,3 миллиарда евро на строительство ключевого железнодорожного участка маршрута “Север – Юг”. Полномочный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности и транспорта Сергей Иванов заявил, что коридор обеспечит России полный доступ к Персидскому заливу и что “никакие санкции на него не повлияют”. Недавно объявленные маршруты также позволят России обойти санкции и обеспечат ей доступ к азиатским рынкам.
Россия и Иран также расширили возможности для совершения сделок, связав воедино свои банковские системы. Дело в том, что санкции, с которыми столкнулись обе страны, ограничивают их способность совершать сделки с Западом.
США и европейские страны ввели против России жесткие санкции после начала спецоперации на Украине в 2022 году. Больше всего пострадали возможности Кремля экспортировать нефть на Запад и продавать ее по конкурентным рыночным ценам. Когда же Россия перевозит товары по сухопутным коридорам вне юрисдикции стран, наложивших санкции, западным державам гораздо труднее этому воспрепятствовать, признал Маркус Йегер из Атлантического совета.
“Они хотят ослабить зависимость и снизить уязвимость к недружественным мерам третьих стран”, — сказал Йегер.
Но если судить по историческим прецедентам, то Россия еще не до конца себя обезопасила. Санкции против Ирана, включая “меры максимального давления” администрации Трампа, серьезно замедлили развитие коридора “Север – Юг”. По словам вице-премьера России Марата Хуснуллина, Россия выделяет кредиты на строительство в Иране и, как ожидается, к 2030 году потратит на проект в общей сложности порядка 3,5 миллиарда долларов.
По словам Йегера, давление США также осложнило экономическое сближение России с Китаем, поскольку над ним нависли карательные меры Запада за поддержку Москвы. Он отметил запланированный на этой неделе визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Китай — сообщается, что он намерен предупредить президента Си Цзиньпина, что помощь Пекина российским вооруженным силам тревожит Вашингтон.
Йегер заметил, что чем шире экономическое сотрудничество Китая с Ираном, Россией и другими подсанкционными странами, тем выше риск европейских и американских санкций.
“Для США введение вторичных санкций против китайских предприятий рассматривается как ответ на крайне враждебный шаг со стороны Китая, который чреват дальнейшей напряженностью в американо-китайских отношениях”, — заключил он.
Майя Крайнц — репортер-стажер Responsible Statecraft. Ранее публиковалась в журнале Evanston RoundTable. Студентка Северо-Западного университета, изучает журналистику и политологию, пишет для журнала STITCH и редактирует журнал North by Northwestern
Обсудить
Рекомендуем