Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Немецкое правительство возлагает большие надежды на солнечную энергию, но оно явно погорячилось, пишет JB Press. Независимость от российского газа, защита климата и борьба с "грязным" производством — три стула, на которых Германии не усидеть.
Коалиционное правительство Германии достигает соглашения по внесению изменений в закон о защите климата. Цель состоит в том, чтобы расширить целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов, установленные для каждого экономического субъекта, и включить их в целевые показатели для всей экономики.
В то же время было решено способствовать развитию солнечной энергетики с целью дальнейшего увеличения производства возобновляемой энергии.
Однако одно только географическое положение Германии в высоких широтах делает ее совершенно неподходящей для производства солнечной энергии. Разве не является политика Германии по отказу от ядерной и угольной энергетики при отсутствии дешевого российского газа чрезмерно идеологизированной?
Правящая коалиция Германии, в которую входят Социал-демократическая партия (СДПГ), Альянс 90/Партия зеленых (B90/Grüne) и Свободная демократическая партия (СвДП), 15 апреля достигла соглашения о пересмотре закона о защите климата.
Этот закон устанавливает целевые показатели по сокращению выбросов парниковых газов для каждого экономического субъекта, но, похоже, он будет пересмотрен с целью сокращения выбросов по всей экономике в целом.
СвДП, занимающая третье место в коалиции, имеет экстремальные планы по пересмотру закона о защите климата.
Член руководства СвДП министр транспорта и цифровых технологий Фолькер Виссинг (Volker Wissing) утверждает, что единственный способ достичь целевых показателей выбросов парниковых газов, установленных для транспортного сектора в соответствии с действующим законодательством, — это запретить в Германии по выходным движение всего автотранспорта. Другими словами, он раскритиковал действующий закон за то, что тот ставит "невыполнимые задачи".
Хотя СДПГ и Партия зеленых приняли цель сокращения выбросов парниковых газов в экономике, они сохранили саму основу закона о защите климата, который направлен на достижение "климатической нейтральности" к 2045 году.
Особое внимание все три коалиционные партии уделяют всемерному развитию производства солнечной энергии. Основная идея заключается в том, чтобы упростить административные процедуры и облегчить установку в Германии солнечных панелей. В частности, это подразумевает упрощение установки таких панелей на балконах и использование самогенерируемой солнечной энергии в жилых комплексах.
Однако в Европе рынок заполонили недорогие солнечные панели китайского производства. В германском кабинете министров было выдвинуто предложение о предоставлении субсидий на покупку солнечных панелей европейского производства. Но оно было сразу же отложено из-за противодействия со стороны СвДП, которая выступала против увеличения нагрузки на налогоплательщиков.
В то время как рейтинги поддержки СДПГ и "зеленых" снижаются, влияние СвДП в правительстве ФРГ, похоже, возрастает.
Если мы посмотрим на сравнительные доли источников энергии в Германии по состоянию на 2023 год на основе данных Федерального статистического управления Германии, то увидим, что доля возобновляемых источников энергии составляет около 52%. Из них большая часть приходится на энергию ветра (26,8%), за ней следуют солнечная энергия (11,9%) и биомасса (8,5%).
Как известно, в Германии много равнин и отсутствуют обширные горные районы. В результате рек с крутыми течениями мало, а гидроэнергетика составляет лишь 3,8% от общего объема источников энергии.
Абсурдность продвижения солнечной энергетики в Германии, которой не хватает солнечного света
В любом случае в настоящее время энергия ветра является основным источником генерации возобновляемой энергии в Германии. В стране уже установлено большое количество ветряных генераторов, особенно в районах побережья Балтийского моря, где стабильно возникают сильные потоки ветра. К таким районам относятся земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония.
Однако возможности для установки дополнительного количества ветрогенераторов постепенно уменьшаются по мере роста их числа в стране. Установка и эксплуатация этих объектов стоит недешево.
Премьер-министр Олаф Шольц из СДПГ, который продвигает производство электроэнергии из возобновляемых источников, и заместитель премьер-министра и министр экономики и защиты климата Роберт Хабек (Robert Habeck) из Партии зеленых уделяют особое внимание солнечной энергии как средству замены энергии ветра и не покладая рук работают над популяризацией этого направления.
Однако остается вопрос, может ли производство солнечной энергии стать стабильным источником энергии в Германии, где количество солнечных дней не так уж и велико.
Ежегодное количество солнечных часов в крупных городах Германии в среднем составляет около 1700. Обычно на территории страны превалирует пасмурная погода, особенно зимой, когда в месяц слабое солнце светит всего около 70 часов.
Это в европейских странах Средиземноморья много солнца: в Греции, Португалии и Испании ежегодно бывает более 3000 солнечных часов. И для южноевропейских стран, богатых солнечным светом, было бы логично сосредоточиться на выработке солнечной энергии. А вот Германия, где солнечной энергии так мало, даже если и начнет продвигать получение из нее электроэнергии, вряд ли сможет добиться стабильного потока.
Даже при наличии политической поддержки трудно представить устойчивый рост производства солнечной энергии в Германии при отсутствии огромных субсидий.
Электроснабжение дестабилизируется политикой правительства
С другой стороны, коалиционное правительство Шольца продолжает сокращать производство электроэнергии на угле.
В марте 2024 года власти закрыли 15 угольных электростанций. Семь из этих ТЭС работали на буром угле и эксплуатировались в качестве экстренной меры в условиях энергетического кризиса, вызванного специальной военной операцией России на Украине. Вице-премьер Хабек назвал производство электроэнергии на угле неэкономичным вариантом.
Эта мера сделала Германию еще более зависимой от возобновляемых источников энергии и газа для электроснабжения. Другими словами, в плане энергетической ситуации Германия стала более зависимой от погодных условий и цен на газ.
Если правительство вмешается в рынок с целью стабилизации цен на энергоносители, это может дать определенный краткосрочный эффект. Но существует серьезный риск того, что цены на энергоносители останутся высокими в долгосрочной перспективе.
Хотя эти цены в Германии на некоторое время снизились, они все еще в 1,8 раза превышают уровень до украинского конфликта.
Маловероятно, что стоимость энергоносителей упадет до прежнего уровня, учитывая, что дешевый российский природный газ стал недоступен и произошел переход на сжиженный природный газ, который требует значительных затрат на транспортировку и регазификацию.
Из-за экономической политики Германии население Евросоюза стало восприимчивее к российской пропагандеФранции в дипломатическом отношении приходится рассчитывать лишь на собственные силы: США ускользают от сотрудничества, Германия сейчас является не лучшим примером для подражания, а Россия вообще не обнадеживает, пишет аналитик Эммануэль Саль в статье для издания Marianne.
14.04.202400
В этом контексте Германия неуклонно увеличивает свою зависимость от возобновляемых источников энергии. Однако у экспертов существуют серьезные опасения, что в случае ожидаемых существенных изменений европейского климата и увеличения здесь ненастных погодных условий, таких как отсутствие ветра или солнечного света, количество вырабатываемой электроэнергии снизится, что приведет к значительному росту цен на энергоносители в Германии.
В таких обстоятельствах коалиционное правительство Шольца, похоже, по-прежнему настроено чрезмерно оптимистично.
Цены на энергоносители в Германии снова вырастут в связи с осложнением ситуации на Ближнем Востоке
В настоящее время поводом для беспокойства в мировой экономике является все более напряженная ситуация на Ближнем Востоке.
С начала апреля серьезно осложнились отношения между Израилем и Ираном, а цены на нефть быстро росли. Так, форвардная цена голландского TTF, европейского индекса цен на природный газ, уже превысила державшийся пока минимальный диапазон в 30 евро за мегаватт-час, поскольку увеличилась вероятность перебоев в поставках через Ормузский пролив — основной маршрут доставки СПГ.
Если ситуация на Ближнем Востоке станет еще более напряженной, избежать дальнейшего роста цен на газ будет сложно. В этом случае возникнет сильное повышательное давление на цены на энергоносители в Германии, которая становится все более зависимой от газовой энергетики.
А если к этому добавятся ожидаемые в текущем году плохие погодные условия, такие как отсутствие ветра и солнечного света, производство электроэнергии в Германии на основе возобновляемых источников серьезно пострадает, что приведет к еще большему росту цен на энергоносители и окажет негативное давление на немецкую экономику.
Конечно, это наихудший сценарий, но изначальная обязанность политиков — принять эти возможные изменения во внимание и обеспечить постепенную и разумную декарбонизацию германской энергетики.
С этой точки зрения следует сказать, что нынешняя энергетическая политика, продвигаемая правительством Шольца, особенно СДПГ и "зелеными", слишком сильно политизирована и весьма пренебрежительно относится к решению практических задач, возникающих перед немецкой экономикой.