Христиане Ливана беспомощны перед "Хезболлой" и коррумпированными политиками

Le Figaro: ряды ливанских христиан раскололись из-за "Хезболлы"

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Христиане Ливана ущемлены в правах, заявил в интервью Figaro проевропейский член маронитской общины этой страны. Он говорит о "потере свободы" и ругает шиитскую партию "Хезболла", но забывает об израильской оккупации, в ответ на которую та была создана.
Антуан Басбу, директор Информационного центра арабских стран, анализирует напряженность в отношениях между Ираном и Израилем, рассуждает о ее последствиях для Ливана и выражает обеспокоенность положением христианской общины в стране, находящейся под гнетом "Хезболлы".
Наш собеседник Антуан Басбу (Antoine Basbous) — франкоязычный ливанец, директор Информационного центра арабских стран.
Le Figaro: В эти выходные Иран нанес удар по Израилю. Может ли это обострение отношений между двумя странами иметь последствия для Ливана и его христианской общины (а она составляет 20-30% населения)?
Антуан Басбу: Ливан — это страна, которая не живет в полной автономии от соседей — но является элементом сложного геополитического региона. Это обстоятельство сказывается и на христианской общине Ливана. Вот уже на протяжении почти пятидесяти лет Ливану живется не очень легко; здесь и международное давление, и крупные миграционные потоки, и региональные войны, болезненные следы гражданской войны, внутриобщинные конфликты — все это породило сильную усталость, сопровождаемую определенным отчаянием.
Кроме того, христианское сообщество страны не представлено в управлении ей с 2022 года. Ранее христиане имели представительство благодаря президенту республики Мишелю Ауну, который покинул пост 30 октября 2022 года. С тех пор властный консенсус так и не был достигнут, поскольку представляющая мусульман-шиитов партия "Хезболла" хочет навязать кандидата, который поет дифирамбы аятолле Хомейни, генералу Касему Солеймани (Qassem Soleimani), президенту Сирии Башару Асаду и [лидеру партии "Хезболла"] Хасану Насралле (Hassan Nasrallah). Цель этой организации состоит в том, чтобы предложить кандидата, который будет отвечать иранским интересам на долгосрочной основе, даже если они противоречат главным интересам ливанского государства.
Тот факт, что кресло президента пустует, ведет к параличу многих институтов, которые в значительной степени служат стратегии "Хезболлы". Не говоря уже о том, что различные государственные служащие и те, кто стоит у власти, подчиняются "Хезболле", создавая вокруг нее многочисленные бригады суннитов, друзов и христиан, известные как "Бригады обороны". Эти силы выполняют функции помощников шиитских подразделений. Подобные формирования созданы по всему Ливану и обеспечивают выполнение приказов "Хезболлы".
Человек ЦРУ в КонстантинополеВо внутренних делах Вселенского Патриархата обозначилась рука правительства США, пишет ТАС. Константинополь настолько "сроднился" с ЦРУ, что в ответ на спонсорскую помощь готов сделать богоугодными любые деяния: от коррупции до борьбы с Русской Церковью.
Считают ли себя христианские общины Ливана вовлеченными в ближневосточный конфликт, учитывая их противостояние с "Хезболлой", которая регулярно посылает ракеты в Израиль с юга Ливана?
Христиане не все придерживаются одинаковых позиций. Одни выступают против "Хезболлы", другие пытаются вести переговоры с этой организацией. 6 февраля 2006 года христианин Мишель Аун (Свободное патриотическое движение) подписал с шейхом Хасаном Насраллой соглашение "Чийя" в Мар Михаэле (Бейрут). После нескольких месяцев переговоров между Свободным патриотическим движением (СПД) и "Хезболлой" было принято это соглашение. Оно предусматривало реализацию десяти пунктов договоренностей о будущем Ливана, в частности, позволяло "Хезболле" отойти от статуса "шиитского ополчения, выполняющего приказы Тегерана" и выступающего против государства Израиль. Это давало партии "Хезболла" возможность получить национальный статус, стать истинно ливанской партией. Но по сути именно пошедшие на это соглашение христиане помогли скрыть истинную натуру "Хезболлы", сделав ее более презентабельной в национальном масштабе.
К этому следует добавить тот факт, что христианский маронитский патриархат (представляющий потомков коренного арамейского населения Ливана, ставших христианами после IV века и заключивших унию с Римско-католической церковью) исторически является основой страны. Маронитская церковь стоит у истоков создания суверенного ливанского государства. Однако в последние годы роль патриарха ослабла, поскольку он оказался связан с сирийскими службами, которые нашли способы шантажировать его. Это ослабило христиан и не позволило главе маронитской церкви стать таким же авторитетным защитником Ливана, как его предшественники.
Сегодня христиане не только лишены представителя в высших эшелонах власти в Ливане — они также лишены той исторической роли, которую играл маронитский патриархат. Есть сложности в обеспечении суверенитета Ливана и независимости христианской общины от всесильной партии "Хезболла" и коррумпированных чиновников.
Способствуют ли последние события объединению христианских общин и ополчений — в частности, Катаиба (ливанская правая националистическая политическая партия — прим. ИноСМИ) и "Ливанских сил" (правая политическая партия христианской общины Ливана — прим. ИноСМИ)? Или же наоборот, эти события усиливают их раскол?
Христианские ополчения были расформированы более тридцати лет назад. Христианские партии в целом разделяют одно и то же кредо, когда речь заходит о "Хезболле", и их взгляды на геополитическую ситуацию в регионе более или менее совпадают. Разногласия возникают в основном со Свободным патриотическом движении (СПД), которое обвиняют в компромиссе с "Хезболлой" с момента создания СПД Мишелем Ауном. В этом отношении христианское общественное мнение больше не следует за СПД — последнюю обвиняют в том, что она позволила процветать "Хезболле", виновнице раскола в ливанском государстве. И хотя в различных христианских партиях у отдельных их членов могут присутствовать личные амбиции, они умеют объединяться, когда это необходимо. Пример этому можно было наблюдать на прошлой неделе, когда был убит Паскаль Сулейман, высокопоставленный член "Ливанских сил". На его похоронах все собрались вместе, чтобы решительно осудить своих противников, будь то сирийцы или ливанцы — члены "Хезболлы".
На последних выборах победили кандидаты из списков тех партий, которые выступили против "Хезболлы", — как христианских, так и мусульманских. Но, имея в своем распоряжении оружие и военную силу, "Хезболла" теперь хочет контролировать политическую систему страны и заходит так далеко, что пытается навязать обществу своего кандидата на пост президента Ливана. Впрочем, опасения христиан вполне конкретны: останется ли Ливан суверенной страной, страной свободы, особенно для христиан, учитывая влияние Исламской Республики Иран? Останется ли Ливан правовым государством, несмотря на давление "Хезболлы"?
Вопреки трудностям, с которыми столкнулись христианские общины Ливана, они, похоже, держатся вместе, не встречая никакого лобового противостояния со стороны "Хезболлы". Противостояние остается прежде всего политическим. Можно ли объяснить это тем, что "Хезболла" в первую очередь руководствуется ненавистью к Израилю? Может ли эта ненависть так сильно затрагивать христиан?
"Хезболла" выступает против всех, кто не служит ее интересам и интересам Исламской Республики Иран. Эта организация взяла на себя инициативу участия в израильско-палестинском конфликте, но от чьего имени и за что она борется? "Хезболла" действует от имени Ирана — как она это делала в Сирии, Йемене и Ираке — и выступает против всех, кто не придерживается ее линии, будь то сунниты, шииты или марониты, как только они проявляют враждебность.
Почему Россию нужно понимать? С Путиным или без него, но она будет играть роль в ЕвропеРади своего будущего Европе следует понимать Россию, пишет E15. Думать, что считаться с Москвой в будущем бессмысленно — опасная ошибка. Она по-прежнему будет играть важную роль в качестве фактора безопасности в Европе.
Кроме того, "Хезболла" поднаторела в том, чтобы выхолащивать демократическую сущность государственных институтов Ливана и контролировать таким образом все, что находится под властью государства. Несмотря на ливанские паспорта, члены "Хезболлы" находятся на службе у Исламской Республики Иран. Сам [лидер "Хезболлы"] Хасан Насралла считает себя солдатом армии Вали-е-факиха Хаменеи (Wali-e-faghih Khamenei), то есть представителем наместника пророка на земле. Напомним, что "Хезболла" была создана в 1983 году по указу аятоллы Хомейни... (Здесь собеседник Figaro не указывает главный фактор, приведший к созданию в Ливане "Хезболлы", а именно оккупацию Ливана в 1982 году Израилем — прим. ИноСМИ).
Какое будущее вы видите для маронитов, которые составляют самую большую часть ливанской диаспоры в мире?
Какое будущее может быть у страны, где потеряли свободу и всякую надежду на ее обретение? Сегодня, чтобы иметь хоть какую-то надежду на власть, нужно объединиться с шиитами, а сказать, что верховенство закона кануло в Лету, — это в наших условиях все равно, что ничего не сказать. Ливан уже не таков, каким был прежде... Те, у кого есть возможность реализовать свои таланты и профессию в другом месте, редко колеблются — уезжают при возможности. Некогда Ливан был либеральной страной, прославленной своими культурой и искусством. Бейрут даже называли столицей и Азии, и Северной Африки: его университеты привлекали элиту стран этих континентов. Но теперь это уже не так. Теперь страной управляют мафиози.
Эти перемены отражаются и в том, что мы прошли путь от таких праведников, как Элиас Саркис (Elias Sarkis), до таких, как Рияд Саламе (Riad Salamé), которого четыре европейских суда преследуют за мошенничество и отмывание денег. Элиас Саркис, бывший управляющий Центральным банком Ливана и бывший президент Ливанской Республики, никогда не отказывался от своих ценностей и честности. Напротив, Рияд Саламе, который управлял Центральным банком Ливана до 2023 года, в настоящее время затаился где-то на территории страны, где он пользуется всяческой защитой, чтобы избежать судебных разбирательств, возбужденных против него в Европе.

Автор статьи: Анн-Элен Шомпре (Anne-Elen Chompret).
Обсудить
Рекомендуем