Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Американская поддержка Украины, а также Израиля и Тайваня, призвана напугать противников США. Однако по факту все обстоит иначе, пишет автор статьи для сайта Anadolu. Хоть Вашингтон и мечтает, чтобы его все боялись, на самом деле он использует внешнюю политику для акцента на внутренних проблемах.
На прошлой неделе президент США Джо Байден вслед за одобрением со стороны конгресса подписал дополнительный пакет иностранной помощи на сумму около 95 миллиардов долларов для Украины, Израиля и Тайваня. В рамках пакета Киев получит военную поддержку на сумму 61 миллиард долларов, Тель-Авив – 26 миллиардов долларов, а Тайбэй – восемь миллиардов. Этот пакет помощи служит очередным примером того, что американская внешняя политика находится в тени внутриполитических споров.
Амбициозная политика помощи
Прежде всего пакет представляет собой еще одно проявление амбициозной политики Байдена по оказанию военной помощи союзникам. Джо Байден, придя к власти, разделил мир на "авторитарные" режимы и "демократии" и подтвердил приверженность Америки второй категории. При этом США намерены сделать все возможное, чтобы соперничество крупных держав не изменило существующий миропорядок. Так, Соединенные Штаты поначалу предпочли не сдерживать наступление России на Украине, а после того как Киев не пал, начали оказывать серьезную военную поддержку Зеленскому. Тем не менее растущие издержки этой помощи создают мотивацию не допустить аналогичного сценария на Тайване.
Администрация Байдена представила пакет на рассмотрение конгресса несколько месяцев назад, однако долгое время результата не было. Пакет оспаривался некоторыми республиканцами в сенате и палате представителей на том основании, что США не приняли достаточных мер для обеспечения собственной безопасности на границе с Мексикой. С этой точки зрения решение по внешней политике затронуло и внутренние вопросы.
К тому же в последние годы американская внешняя политика порождает все больше дебатов во внутренней политике. Обсуждается множество причин такой ситуации, при этом в качестве основного фактора можно назвать то, что США в некотором смысле действуют в условиях отсутствия реальной угрозы. Поскольку в противовес Штатам нет другого конкурирующего полюса, который мог бы представлять для них экзистенциальную угрозу, они ощущают меньше давления в вопросах международной безопасности. А это приводит к тому, что внутренняя политика влияет на внешнюю еще больше. В противном случае насущные серьезные угрозы безопасности подавили бы бесплодные внутриполитические споры.
Спорные вопросы
Когда речь идет о помощи Израилю, в США нет серьезных разногласий. Что касается Тайваня, в этом вопросе со стороны республиканцев отсутствуют какие-либо возражения, поскольку это часть конкуренции с Китаем. Однако украинская проблема вызывает много дискуссий. Значительная часть помощи в последнем пакете идет именно Украине. При этом помощь Киеву не пользуется особой поддержкой ни со стороны европейских союзников, ни со стороны республиканцев из-за ее экономического бремени.
Военная помощь Украине со стороны США предоставляется посредством двух правовых механизмов. Одним из них являются президентские полномочия по сокращению ресурсов (PTA), а другим – Инициатива по содействию безопасности Украины (USAI). PTA позволяет президенту без одобрения конгресса передавать оружие из арсеналов американских вооруженных сил другим странам в чрезвычайных ситуациях. Поскольку эти полномочия уже предоставлены американскому лидеру, конгресс достаточно лишь уведомить о принятом решении.
USAI в отличие от PTA позволяет правительству США оказывать военную поддержку Украине, совершая новые закупки у американских компаний оборонной промышленности. В последнем пакете в рамках USAI будет предоставлено шесть миллиардов долларов. Эта поддержка в основном предназначена для удовлетворения долгосрочных военных нужд. С другой стороны, 23 миллиарда долларов в рамках пакета будет выделено в соответствии с PTA.
Значительная часть военной помощи Украине оказывалась в рамках PTA. Однако в дальнейшем возникли опасения, что эта ситуация достигнет таких масштабов, что поставит под угрозу боеготовность американской армии.
Неспособность получить желаемые результаты от прошлогоднего наступления ВСУ и сосредоточение боевых действий на востоке Украины создали потребность в большем количестве оружия и боеприпасов для этой страны. С этой точки зрения потребовалось отдельное финансирование для замены вооружений, переданных Украине из армейских запасов, новыми. Это покроет часть пакета в рамках PTA на сумму 23 миллиарда долларов. Иначе говоря, эти деньги не будут переданы Украине напрямую.
В этом смысле следует отметить, что американская военная помощь имеет и экономико-политическую составляющую: благодаря поддержке Украины также вносится вклад в инфраструктуру американской оборонной промышленности в 37 штатах. Демократы в противовес дискурсу республиканцев "наши налоги уходят в другие страны" выводят на передний план риторику о том, что "эта помощь на самом деле подпитывает американскую экономику". Оружейные заказы и тендеры оказывают оживляющее действие на промышленность во многих сферах, создавая рабочие места и инвестиционные возможности. Некоторые круги даже рассматривают это как уникальную возможность серьезного стимула для американской оборонной промышленности. Конечно, также следует подчеркнуть, что этот подход направлен на то, чтобы убедить общество в необходимости военной поддержки других государств.
Таким образом, администрация Байдена рассматривает помощь Украине, Израилю и Тайваню в качестве важного сигнала своим друзьям и противникам. Союзникам Байден дает понять, что США придут на помощь, тогда как соперникам посылается сигнал об устрашении на дальнейшую перспективу. Однако тот факт, что эти противники не представляют экзистенциальную угрозу для США, в то же время приводит к тому, что внутренние проблемы в Соединенных Штатах еще больше влияют на внешнюю политику.
Автор: Бекир Ильхан (Bekir İlhan), докторант школы общественных и международных отношений Университета Цинциннати.