Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Дешевые российские средства РЭБ успешно глушат дорогостоящее американское вооружение, поставленное ВСУ. Вашингтону необходимо разрабатывать технические контрмеры, пишет BI. Конфликт на Украине стал для разведки “золотым дном” в том, что касается тестирования вооружений в реальных условиях.
Российские средства радиоэлектронной борьбы создали проблемы целому ряду высокоточных вооружений американского производства на Украине. Но Москва при этом раскрыла свои карты и подсказала США, какие решения нужны для готовности к будущим боям.
Украина на протяжении всего конфликта применяет американское высокоточное оружие, включая управляемые ракетные системы залпового огня HIMARS и высокоточные авиационные боеприпасы прямого поражения JDAM. Однако широко распространенные российские средства РЭБ регулярно снижают его эффективность.
Генерал-лейтенант Антонио Агуто (Antonio Aguto), командующий Группой содействия безопасности Украины, поднял этот вопрос еще в декабре 2023 года и признал, что проблема применения средств РЭБ против ряда “наиболее точных возможностей США” требует решения. Другие официальные лица также подчеркнули эти трудности, добавив, что Америка и Украина совместно работают над решением.
Любые наработки для эффективного противодействия этой угрозе принесут пользу не только Украине. Они помогут самим США решить давно назревшие проблемы на фоне возможного конфликта сверхдержав.
Полковник морской пехоты в отставке и старший советник Центра стратегических и международных исследований Марк Канчан (Mark Cancian) объяснил Business Insider, что “широко распространенное использование на Украине имитационных сигналов GPS придает остроты проблеме, которую Министерство обороны уже давно осознало: во время конфликта эти средства значительно снижают эффективность вооружений”.
Радиолокационную войну можно вести дешевыми, но эффективными средствами, и противники широко их используют. Причем эти технологии используются не только для противодействия высокоточным боеприпасам — они применяются и для нарушения связи между оператором и разведывательным или ударным беспилотником.
Радиоэлектронная борьба — это собирательное понятие, куда входит и целый ряд недорогих решений. По словам младшего научного сотрудника Королевского объединенного института оборонных исследований Томаса Уитингтона (Thomas Withington), эксперта по радиоэлектронной борьбе и противовоздушной обороне, задача по постановке помех относительно проста. Для этого необходимо “забить” сигнал местоположения глобальной навигационной спутниковой системы “шумом”, чтобы нарушить синхронизацию и позиционирование.
Имитация же сигналов предполагает отправку в навигационную систему ложных данных, чтобы сбить оружие с курса или траектории. Постановка помех проще, требует меньше квалификации и осуществляется с более дешевого оборудования, тогда как имитационные сигналы, скорее всего, применяются в более конкретных случаях — например, для сокрытия позиций от противника.
Оба метода служат разным целям, но в любом случае последствия для высокоточного оружия могут оказаться весьма проблематичными.
Украине удалось адаптироваться к этому вызову, в том числе путем постановки собственных помех или обнаружения российских средств РЭБ и дальнейшего уничтожения. Обойти эту проблему помогает применение альтернативных систем, не зависящих от GPS и использующих другие системы наведения наподобие инерциальной, но они не всегда годятся.
Интерес российских вооруженных сил к использованию средств РЭБ в бою явно возрос за последний год, поскольку они доказали свою эффективность против поставленного США высокоточного оружия.
Защитники Украины с тревогой ждут надвигающегося российского наступленияУкраинское командование рассматривает сценарии наступления российских войск на Харьков, пишет The Economist. Цель Украины сейчас — удержание рубежей. У нее не хватит ресурсов для возврата на границы 1991 года, признаются военнослужащие ВСУ.
11.05.202400
Высокоточные системы, такие как управляемые снаряды “Экскалибур” (Excalibur) и GMLRS, для запуска которых используются предоставленные США гаубицы M777 и системы РСЗО HIMARS соответственно, продемонстрировали поразительное снижение эффективности из-за помех.
“Идея такого оружия, как “Экскалибур” и JDAM, в том и заключается, что использование глобальной навигационной спутниковой системы должно было обеспечить определенный уровень точности", — сказал Уитингтон.
По его словам, возможности и точность этого хваленого оружия оказались под вопросом, и это “не только имеет тактические и оперативные последствия для украинцев”, но также поднимает вопросы о “доверии к этим системам со стороны других стран”.
Старший научный сотрудник Гудзоновского института Дэниел Пэтт (Daniel Patt) еще в марте сообщил Конгрессу, что 155-мм артиллерийский снаряд “Эскалибур” с GPS-наведением при первом использовании на Украине показал 70-процентную эффективность поражения, однако уже через шесть недель эффективность снизилась всего до 6%, поскольку русские адаптировали свои системы радиоэлектронной борьбы для успешного противодействия.
Пэтт добавил, что пик эффективности новой системы вооружений наступает “всего за две недели до появления контрмер”. Это ценная информация для США при подготовке к возможным будущим боям.
По мнению военных экспертов, конфликт на Украине стал для разведки “золотым дном” и дает США возможность проверить, как их высокоточное оружие работает в условиях современных угроз, включая средства РЭБ. И это не сухая теория: США наблюдают, как соперничающая держава применяет свое оружие в полевых условиях.
Разведданные с поля боя пополнят многолетние исследования и станут материалом для давних дискуссий среди представителей Министерства обороны США и экспертов о том, как средства РЭБ повлияют на американский арсенал в конфликте великих держав и как США предстоит к этому адаптироваться.
Канчан отметил, что Министерство обороны работает над преодолением этих угроз. Особое внимание уделяется таким решениям, как использование более узких диапазонов или усиление сигналов, чтобы обойти средства подавления противника.
Однако эти угрозы напоминают нам, что нельзя переоценивать свои силы и чересчур полагаться на “прорывные средства”, подчеркнул он. “Противник всегда разрабатывает контрмеры, которые снижают их эффективность”, — пояснил он.
Несмотря на возникшие проблемы, США не должны полностью списывать со счетов свое высокоточное оружие, если они вдруг окажутся в состоянии войны с другой сверхдержавой, будь то Россия или Китай, которые почти наверняка также применят средства РЭБ.
Уитингтон считает, что “даже если эти помехи оказались весьма успешными, вытекающий из этого тактический императив заключается в том, что необходимо разработать способы снизить эффективность электронной атаки”. По его словам, мощные российские помехи могут быть эффективными, но такой сигнал легче обнаружить и уничтожить.
На пресс-конференции в начале этого месяца начальник снабжения армии Дуг Буш (Doug Bush) назвал “неудивительным”, что России удалось “забить” сигнал американского оружия. Он сказал, что это очередной виток “спирали нововведений” с обеих сторон, добавив, что США сознают, что “всякое высокоточное оружие нуждается в нескольких способах наведения”.
Пентагон объявил о "срочно необходимой" военной помощи Украине в размере 400 миллионов долларовВ пятницу Пентагон выделил Украине новый пакет военной помощи на 400 миллионов долларов, пишет NYP. Его цель достаточно скромна: сдержать российское наступление и не позволить Путину добиться значительных успехов на Украине хотя бы до конца года.
11.05.202400
Для некоторых видов оружия их разработка уже ведется. Ранее на этой неделе ВВС США объявили о контракте на поставку дополнительных средств наведения для JDAM увеличенной дальности. Предполагается, что они смогут противостоять средствам РЭБ и будут наводиться на источник помех.
Буш сказал, что армия задолго до конфликта на Украине создала целую команду для адаптации оружия к средствам радиоэлектронной борьбы. Это знак, что Пентагон четко понимает угрозу, которую они в себе таят.
В августе 2023 года Буш заявил, что армия “широко вкладывается в восстановление потенциала тактической радиоэлектронной борьбы после 20 лет фактического бездействия на этом направлении”, добавив, что конфликт на Украине лишь придал срочности этим мерам.
По словам Уитингтона, шаги по адаптации высокоточного оружия к угрозе — лишь одно из звеньев многоуровневого подхода. Среди других решений — использование другого оружия и прицельное уничтожение источников сигналов на ранних этапах конфликта.
“Крайне важно, чтобы США и их союзники представляли себе будущую битву и с самого начала пытались установить электромагнитное превосходство”, — сказал он. По его словам, если противник не сможет воспользоваться средствами электромагнитного спектра, его боевой потенциал окажется подорван, даже если вмешательство не удастся пресечь полностью.
Однако США и Украина постепенно приспосабливаются к российским средствам РЭБ, извлекают уроки из конфликта, и “спираль нововведений”, как выразился Буш, продолжится.
“Меры, контрмеры и контрпротиводействие, которые мы видим на Украине, вообще типичны для всякой войны”, — заключил Канчан, добавив, что “нет такой технологии, которая бы принесла окончательное преимущество”.
Авторы: Крис Панелла (Chris Panella), Джейк Эпштейн (Jake Epstein).