Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украина не справляется с российским наступлением в Харьковский области, пишет Le Monde. Местность оказалась плохо подготовлена к обороне, а острая нехватка вооружений, снарядов и личного состава делает положение ВСУ катастрофическим.
Украинский Генеральный штаб признал, что "противник добивается тактических успехов" в районе второго по величине города страны. Хотя это наступление не стало неожиданностью, очевидные свидетельства о том, что район не был подготовлен к обороне, уже вызывают неоднозначную реакцию в рядах украинских войск.
С рассвета 10 мая российская армия ведет наступление в четырех направлениях к северу от города Харькова на востоке Украины. По словам губернатора области Олега Синегубова, после трех дней интенсивных боев и обстрелов российским войскам удалось сформировать два очага общей площадью около 130 км2 вдоль границы — но эти участки не превышают 8 километров в длину, и русские пока не прорвали основную линию обороны, защищающую Харьков, в котором по-прежнему проживает 1,3 миллиона человек.
"В настоящее время противник добивается тактических успехов", — признали в украинском Генштабе в заявлении, опубликованном в социальных сетях, в понедельник, 13 мая. К полудню воскресенья главнокомандующий вооруженными силами Александр Сырский уже признал, что ситуация к северу от Харькова "значительно ухудшилась". Но при этом он отметил: "Мы знаем планы противника и гибко реагируем на все его действия".
Способность верховного командования предвосхищать инициативы противника не всегда высоко оценивается на поле боя. Денис Ярославский, украинский военнослужащий из 1-го смешанного батальона 57-й бригады, которая воюет в Волчанске, на своей странице в социальных сетях в воскресенье отметил, что "в городе начались бои и идет попытка окружения. Я говорю это, потому что мы рискуем погибнуть, и никто не может знать правду". Солдат заявил, что отсутствие надлежащих оборонительных укреплений и минных полей в этом районе — признак неподготовленности и коррупции. Источник Le Monde, также воюющий в Волчанске в составе другого подразделения, с тревогой подтверждает, что "оборона Волчанска не была подготовлена" и что "в районе нет необходимых ресурсов, чтобы остановить наступление, в то время как русские перебрасывают все новые и новые силы".
Более 4 000 гражданских лиц вынуждены бежать
На протяжении нескольких недель украинские власти предупреждали общественность о готовящемся наступлении на Харьков, уверяя при этом, что российские войска не в состоянии взять или окружить второй по размерам город страны. Возникновение этого нового фронта, который появился в дополнение к общему наступлению российских войск на 400-километровом фронте на юге от Купянска до Орехова, уже заставил более 4 000 украинских гражданских лиц покинуть свои дома.
Город, которому главным образом угрожает российское наступление, Волчанск, где население в 2021 году составляло 18 000 человек, за три дня подвергся колоссальным разрушениям.
Чтобы попасть из Харькова в Волчанск, расположенный в 70 километрах к северо-востоку, нужно сначала проехать по дороге. Вдоль нее на равном расстоянии друг от друга расположены массивные укрепления, вершины которых тщательно замаскированы — чтобы скрыть их от камер бесчисленных российских разведывательных беспилотников. Затем нужно перейти по понтонному мосту через реку Донец, которая часто становится мишенью для российских управляемых авиабомб. С восточного берега Донца дорога приобретает менее обнадеживающий вид: она пустынна, и в окрестностях видно очень мало укреплений. На протяжении примерно двадцати километров дорога проходит через лес, который в некоторых местах полыхает после попадания в него российских снарядов.
"Противник видит все, что движется"
В Волчанске дым стал еще плотнее. Едкий запах горящей пластмассы и стройматериалов витает повсюду. В субботу, когда корреспонденту Le Monde удалось попасть в Волчанск, Алексей Харьковский, местный руководитель "патрульной полиции" (подразделения, специализирующегося на оперативном вмешательстве), изложил правила движения по разбомбленному городу: всегда ехать настолько быстро, насколько позволяют разбитые дороги; делать как можно более короткие остановки; оставлять двигатель автомобиля включенным и готовым к резкой эвакуации. "Противник видит все, что движется", — объясняет этот энергичный мужчина лет тридцати с рыжей бородой и в боевой экипировке. Именно поэтому украинская бронетехника, дислоцированная в этом районе, тщательно скрывается под зеленью на окраине города.
Невидимая украинская артиллерия часто выпускает снаряды, чтобы держать врага на расстоянии. "Россияне находятся в 1,5-2 км отсюда. Это разведывательные группы, которые пытаются закрепиться в городе, но им это не удается", — рассказал полицейский. Внезапно между стенами дома с треснувшей крышей поднимается квадрокоптер, словно разбуженный нашим проезжающим автомобилем. Заметив, что это не вооруженный беспилотник, господин Харьковский пожал плечами: "Их так много, что невозможно понять, наши они или их. С уверенностью могу сказать только, что нам нужно быстро уходить".
Полицейский особенно старается показать, как действуют радиоуправляемые планирующие бомбы, сброшенные на город российскими ВВС. "С сегодняшнего утра на Волчанск упало двадцать штук. Эта вот весила 500 кг", — говорит г-н Харьковский, указывая на глубокую воронку перед большим одноэтажным зданием, частично разрушенным и, вероятно, не подлежащем восстановлению. Немногочисленные жители пытаются спасти свои вещи из-под обломков. Одна квартира все еще горит (ВС РФ не наносят ударов по жилой инфраструктуре и мирному населению — прим. ИноСМИ). "Бомба упала в 11 часов утра. Моя квартира разрушена", — говорит Евгения, пожилая женщина, пребывающая в состоянии шока. Она отказалась от предложения эвакуироваться. "Как я могу уехать? Я только что похоронила здесь своего сына! Мне нужна помощь!" — кричит она уже на грани нервного срыва.
"Страх невыносим"
На маршруте проезда по Волчанску была поликлиника, а затем школы, обе разрушенные планирующими бомбами. Полицейский назвал предварительное число погибших: один человек погиб и один пропал без вести под завалами тем же утром. По его подсчетам, 500 человек все еще остаются в своих домах, несмотря на эвакуацию, предложенную полицией, пожарной службой и волонтерскими организациями из Харькова. Все дети уже давно эвакуированы.
Россия подтверждает взятие под контроль еще четырех деревень в Харьковской областиФранцузская Figaro сообщила о продвижении войск России на Харьков почти одновременно с трагической вестью об ударе ВСУ по жилому дому в Белгороде. Читатели увидели в этом схему: чтобы спасти Белгород от новых трагедий, России нужно нужно двигаться на Харьков. Так расширяется зона безопасности.
12.05.202400
Эвакуационный пункт был создан в небольшом городке к югу от Волчанска, название которого не разглашается из соображений безопасности. Машины полиции, пожарной охраны и других государственных структур доставляют туда гражданских лиц, которые затем садятся в автобусы, направляющиеся в менее опасные населенные пункты.
Ирина, 47 лет, выходит из пожарной машины вместе со своей матерью, Натальей, 85 лет. Обе одеты в потрепанную одежду. Ирина работала уборщицей в местной школе, которая теперь разрушена. Она говорит, что "страх невыносим, взрывы не прекращаются уже два дня". Она и ее мать хотят укрыться в принадлежащем им сарае в соседней деревне. "На моей улице до сих пор живут десять человек, которые не знают, куда идти. Есть и те, кто не хочет бросать свой мелкий скот".
Вдалеке часто слышны артиллерийские обстрелы, иногда даже ракетные. Полицейский насчитал 12 ракет в залпе и сделал вывод, что это украинская система "Ураган". Услышать полноценный залп стало редкостью в условиях пресловутой нехватки боеприпасов у украинской стороны в сочетании с жестокой нехваткой солдат. Цель России — использовать эту слабость, как признал в воскресенье вечером президент Владимир Зеленский: "Задача атак в Харьковской области — растянуть наши силы и подорвать моральный дух".