Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Как заявили в Словакии, после покушение на Фицо "страна стоит на грани гражданской войны", пишет Advance. В социальных сетях множатся посты полные ненависти. В современной Европе даже минимальное отклонение от заданной линии, а именно это отличало Фицо, воспринимается как своеобразное предательство "клана".
Покушение на словацкого премьер-министра Роберта Фицо потрясло и шокировало Европу, но не так, как Словакию. Казалось, эти времена Европа оставила давно в прошлом, поскольку покушений на убийство там не случалось уже 20 лет. В 2003 году была убита шведский министр иностранных дел Анна Линд. Но это было не политически мотивированное убийство. Ее убил шведский гражданин сербского происхождения Михайло Михайлович. Этот человек, по собственным утверждениям, "слышал голоса в голове", и следствие пришло к выводу, что политических мотивов для убийства у него не было.
Последнее "настоящее" покушение в Европе случилось в 2003 году в Сербии, когда убили премьер-министра Зорана Джинджича в смутные времена после краха Слободана Милошевича тремя годами ранее.
В любом случает, покушения считались делом прошлого, уровнем насилия, который, по крайней мере в Европе, больше не проявляется. Но вчерашнее нападение на словацкого премьера на самом деле показывает, что подобный уровень насилия, по всей видимости, все это время сохранялся "где-то рядом", а теперь из области теории оно опять перешло в область реального.
Роберта Фицо оперировали после ранения. Операция продолжалась более пяти часов, и хотя сейчас его состояние стабильно, все еще точно неясно, выберется ли он и с какими последствиями.
Комментируя покушение, словацкий министр внутренних дел Матуш Сутай Эсток заявил: "Словакия стоит на грани гражданской войны. Из-за политической напряженности, социальных сетей, где множатся посты полные ненависти даже сейчас — после нападения".
Если говорить о политике в Европе, то любой, кто когда-нибудь погружался в чтение комментариев в социальных сетях, знает, что ненависти там на самом деле хоть отбавляй. Обе стороны (при условии, что их две) проявляют одинаково сильную ненависть по любому поводу. Это уже не просто разные мнения, и даже речи не идет о том, чтобы одна из сторон рассмотрела и поняла противоположную точки зрения. Люди готовы возненавидеть других из-за самых банальных вещей, от спорта до музыки, и можно только воображать, сколько яда сейчас изливается из-за политики, а тем более когда речь идет о такой острой теме, как вооруженный конфликт на Украине.
Страсти вокруг вооруженного конфликта на Украине кипят по всей Европе, в том числе, разумеется, и у нас. Однако в странах, которые граничат с Украиной, это более ощутимо. Словакия — одна из таких стран, а кроме того, недавно она выбрала власть, которая противоречит почти целой Европе в том, что касается конфликта на Украине. Роберт Фицо открыто противится отправке оружия на Украину.
Многие словаки в этом его поддерживают, а многие нет. Те, кто против него, дополнительно "мотивированы" давлением СМИ, которые преподносят политику Фицо как опасность для всей Европы. Вполне можно было ожидать, что в итоге у кого-нибудь наконец лопнет терпение и он возьмется за оружие.
Заместитель Фицо Роберт Калиняк точно сформулировал проблему, которую сегодня и описал: "Вот во что вылилась неспособность принять волю части общественности, которая не устраивает определенную группу".
День, когда началась новая жестокая эпоха. Покушение на словацкого премьера как послание предвоенной ЕвропеЮрай Цинтула, возможно, выстрелил в премьера Словакии Фицо по собственному желанию, но прежде его хорошенько обработала пропаганда, которая выставляла политика величайшей угрозой для ЕС, пишет Advance. Его поступок — это послание всей Европе: свобода слова и мысли — в прошлом. За это теперь лишают жизни.
16.05.202400
А Роберт Фицо на самом деле воплощает собой все, на что в современной Европе другие правящие элиты смотрят с максимальной нетерпимостью. Воцарилась настоящая паника, когда его социал-демократическая (правда, и с долей национализма) партия "Смер" победила на выборах в сентябре прошлого года.
Достаточно вспомнить заголовки влиятельных СМИ в дни после победы его партии. АР писало: "В то время как доверие Словакии к демократии хиреет, ее избранный лидер проводит кампанию против помощи Украине". Все мнения подводят к единственному выводу: Фицо — угроза демократии. А почему? Потому что не хочет помогать Украине.
Но почему же это "не демократично"? Разве "доверие к демократии" неизбежно падает, если электорат выбирает человека, чье мнение не относится к доминирующим и не поддерживается другими? Как я уже писал, Словакия граничит с Украиной. Словакам не все равно, и ситуация для них выглядит, несомненно, не так, как, скажем, для португальцев, для которых все это очень далеко.
France24 после выборов в Словакии написал: "Словацкий популист Фицо, бывший премьер, известен своей симпатией к Путину". Я напомню, что Фицо уже занимал пост премьер-министра один срок, но с тех пор политическая ситуация в Европе несколько "осложнилась". В основном, Фицо называют тем, кто симпатизирует Путину. И опять-таки из этого и подобного ему заголовков можно сделать определенные выводы. Если месяцами пишут о том, что Путин сейчас — главный враг Европы (…), то кто такой Роберт Фицо, если в газетах пишут, что он "симпатизирует Путину"?
Что же такого сказал Фицо, что на него так взъелись? В означенной статье французского онлайн-канала Фицо цитируют: "Для нас жизненно важно наладить хорошие отношения со всеми странами мира, включая Российскую Федерацию".
По-видимому, это неприемлемо.
В той же статье приводятся другие слова Фицо: "Война на Украине началась в 2014 году, когда украинские фашисты убивали мирных людей русской национальности".
Неужели поэтому Фицо "симпатизирует Путину"? Но то же, что и он, говорили другие политики в 2014 году. Тогда можно было говорить о пресловутом полку "Азов"*и его связи с неонацизмом. Можно было говорить об украинском "Правом секторе"**. Сегодня все эти темы — табу, и от Фицо, вероятно, ожидали, что он подстроится. Но он этого не сделал.
Сегодня фотографии бойцов "Азова"* с гордостью размещают в европейских СМИ. В заголовках о них пишут не иначе, как об "охотниках на русских". Это превратилось в "новую нормальность" в современной Европе, а кто отклоняется от этой линии, того быстро причисляют к той же категории, что и Роберта Фицо.
Идем дальше. "Файнэншл таймс" после словацких выборов писал: "Роберт Фицо побеждает на выборах в Словакии с антиукраинской позицией". Далее в статье говорится: "Фицо борется за формирование стабильной коалиции, но его победа вызовет беспокойство в Вашингтоне и Брюсселе, так как может означать еще один голос против Украины в ЕС, помимо венгерского премьера Виктора Орбана".
Да, Роберт Фицо противился дальнейшей отправке оружия на Украину, но выступал за отправку гуманитарной и "несмертоносной" помощи. Почему "Файнэншл таймс" называет это "антиукраинской" позицией? Антиукраинской его позиция была бы, если бы он открыто поддерживал Россию, а может, даже отправлял ей военную помощь так же, как Запад Украине. Но Фицо даже не собирался этого делать, как и Виктор Орбан. Проблема в том, что даже минимальное отклонение от заданной линии воспринимается как своеобразное предательство "клана", и немедленно следует наказание в медиа-поле.
"Словакия обеспечивает пророссийскому популистскому национализму еще одну победу", — пишет "Экономист". Опять в заголовке ставка делается на то, что Фицо "пророссийский". Признала ли Словакия аннексию Крыма? Собирается ли? А четыре другие украинские региона, которые Россия сейчас называет "составными частями Российской Федерации"? Конечно же, нет.
Все эти заголовки (а я привел только несколько из повторенных бесконечного числа раз утверждений и вариаций) способствовали тому, что атмосфера накалилась до предела. Вряд ли можно говорить, что действительно ставилась цель "накрутить" политически лабильного убийцу, чтобы он совершил покушение, но это точно явилось следствием. Нечаянным? Большой вопрос. Сегодня никто в Европе не скажет, что рад тому, что случилось с "пророссийским" Фицо, но ясно, что такие есть. Те, кто готов в этом признаться, обитают в социальных сетях Словакии и других стран. Поэтому министр внутренних дел Словакии и сказал, что страна стоит "на грани гражданской войны". Действительно, когда начинаются покушения, до гражданской войны, как правило, уже недалеко.
* запрещенная в РФ террористическая организация, прим. ред.
** запрещенная в РФ экстремистская организация, прим. ред.