Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В связи со стремительными успехами Китая и России США наращивают обширный потенциал для боевых действий в космосе, пишет NYT. Пентагон поставил перед собой новые задачи: выводить из строя спутники противника и снижать уязвимость США для атак из космоса.
Пентагон спешит расширить свои возможности для ведения космический войны. Он убежден, что скорые успехи Китая и России в космических операциях несут угрозу американским войскам и другим военным целям на земле, а также спутникам на орбите.
Подробности шагов Пентагона строго засекречены. Но представители Министерства обороны всё чаще признают, что эта инициатива символизирует серьезный стратегический сдвиг, поскольку космос становится полем битвы.
США больше не будут просто использовать военные спутники для связи, навигации, отслеживания и целеуказания, хотя эти инструменты на протяжении десятилетий обеспечивали Пентагону решающее преимущество в конфликтах. Вместо этого министерство обороны стремится обзавестись новым поколением наземных и космических инструментов, которые позволят защитить спутниковую сеть от атак противника и при необходимости вывести из строя его космические корабли на орбите или нарушить их работу. Об этом представители Пентагона заявили в серии недавних интервью и выступлений.
Эта стратегия принципиально отличается от прошлых военных программ в космосе и расширяет диапазон наступательных возможностей. “Мы должны защитить наши космические средства, а также иметь возможность воспретить противнику воспользоваться своими, — заявил в марте генерал Ченс Зальцман (Chance Saltzman), глава Космического командования Пентагона, созданного в 2019 году как новое подразделение ВВС. — Потому что если мы лишимся космоса, то проиграем”.
Представители Пентагона и национальной разведки в недавней несекретной оценке сообщили, что и Россия, и Китай уже испытали либо развернули такие системы, как наземные высокоэнергетические лазеры, противоспутниковые ракеты или маневренные спутники, которые могут быть использованы для подрыва космических средств США.
Тревога лишь усилилась после сообщений о том, что Россия может разрабатывать ядерное оружие космического базирования, которое способно полностью уничтожить спутники на орбите, как гражданские, так и военные. Успешное использование Россией в ходе конфликта на Украине средств электронного подавления для вывода из строя передовых американских систем вооружения представители Пентагона назвали еще одной причиной, почему США должны усилить свою космическую оборону.
“Сейчас это уже не теория, — в апреле заявил журналистам курирующий Космическое командование генерал Стивен Уайтинг (Stephen Whiting) на конференции космической отрасли в Колорадо. — Это реальность. Эти средства уже развернуты, они в окружающей среде”.
Но стремление упрочить военный потенциал в космосе обусловлено главным образом расширением соответствующих возможностей Китая.
“Китай развернул ряд космических средств, предназначенных для нападения на наши силы, — заявил в интервью министр ВВС Фрэнк Кендалл (Frank Kendall). — И мы не сможем успешно действовать в западной части Тихого океана, если не превзойдем их”.
Генерал Уайтинг заявил, что с 2018 года Китай втрое расширил свою сеть разведывательных, наблюдательных и рекогносцировочных спутников, и назвал ее “нависшей над Тихим океаном паутиной смерти, предназначенной для поиска, фиксации, отслеживания — и, да, нанесения ударов по военному потенциалу США и их союзников”.
Правительственные чиновники Китая и России эти обвинения отвергли, утверждая, что милитаризацию космоса ускоряют как раз США. “США уже давно и систематически выставляют Китай “космической угрозой”, очерняя его своими нападками”, — говорится в заявлении китайского правительства, опубликованном ранее в этом году. Там же утверждается, что для США это “лишь предлог для расширения сил в космическом пространстве и поддержания военной гегемонии”.
Война в космосе: США, КНР и РФ готовятся к новому рубежу противостоянийРоссия и Китай выяснили, что мощная группировка спутников-шпионов стала ахиллесовой пятой американской армии, сообщает Fox News. В случае вооруженного конфликта они станут легкой добычей. Если вывести их из строя, это "оглушит и ослепит" вооруженные силы США.
25.01.202400
В попытке дать отпор США, Россия и Китай в апреле призвали Совет Безопасности ООН “предотвратить размещение оружия в космическом пространстве раз и навсегда”, но безуспешно. Помощник министра обороны по космической политике Джон Пламб (John Plumb) назвал призыв России и Китая, прозвучавший после требования США принять резолюцию о запрете на размещение ядерного оружия в космосе, не только “непроверяемым и невыполнимым”, но и “лицемерным, потому что они сами его размещают”. Милитаризация космоса неизбежна, добавил он. “История человечества разворачивается там, где есть военные преимущества, — сказал Пламб. — Люди будут пытаться их нейтрализовать или сами ими воспользоваться. И космос в этом смысле ничем не отличается”.
Вместо этого американские чиновники говорят о проведении “ответственной контркосмической кампании” — этот умышленно двусмысленный термин избегает прямого подтверждения, что США намерены разместить в космосе собственное оружие. Но он также отражает обязательство США преследовать свои интересы в космосе, не создавая огромных полей обломков, неизбежных в случае использования взрывного устройства или ракеты для уничтожения средств противника. Именно это произошло в 2007 году в ходе ракетных испытаний Китая. Помимо Китая, противоспутниковые испытания провели США, Индия и Россия, но Вашингтон в 2022 году пообещал от них воздержаться.
США также уже давно имеют наземные системы, которые позволяют глушить радиосигналы и затруднять противнику прием данных со спутников, и предпринимают шаги по их модернизации. Но в соответствии с новым подходом Пентагон собирается взять на себя еще более смелую задачу: подавление угроз противника на орбите, аналогично тому, как делают ВМС на море и ВВС в небе.
Один из главных приоритетов — так называемая “защита сил”, то есть способность Космических сил гарантировать, что другие рода войск не подвергнутся атаке в результате применения противником спутников для обнаружения и целеуказания. “Достижение космического превосходства посредством эффективного подавления космического потенциала противника” — так описывается эта задача в недавно обновленной доктрине Пентагона.
Учитывая секретность этой работы, обсуждать подробности представители Пентагона отказались. Помощники генерала Зальцмана отменили запланированное интервью The New York Times, узнав о намерениях расспросить его о конкретных средствах ведения войны. “Есть смысл сохранять двусмысленность, чтобы потенциальные конкуренты и стратегические противники гадали, чем именно мы занимаемся”, — ответил генерал Уайтинг на вопрос об усилении Космических сил.
Но некоторые намеки все же есть — например, недавний доклад полковника Космических сил в отставке Чарльза Гэлбрита (Charles Galbreath). Он привел три примера, как вывести из строя спутниковые сети противника: кибератаки, лазеры наземного или космического базирования и высокоэнергетические микроволны.
В одном докладе, составленном по заказу Пентагона, еще в 1990-х годах предлагалось построить боевой спутник, который будет облучать спутники противника высокой энергией, сжигая их электронику. При этом предсказывалось, что он поступит на вооружение в ВВС к 2025 году.
Недавно вышедший в отставку генерал-лейтенант Космических сил Джон Шоу (John Shaw), помогавший руководить Космическим командованием, согласен с тем, что частью будущей системы наверняка станут устройства направленной энергии, будь то наземного или космического базирования. “Они сведут к минимуму космический мусор и будут работать со скоростью света, — сказал он. — Вероятно, это и есть инструмент для достижения нашей цели”.
США никогда не подтверждали во всеуслышание наличие у себя оружия космического базирования. Руководители Пентагона отказались обсуждать какие-либо подробности, подтвердив лишь, что к 2026 году намерены иметь “существенные орбитальные возможности, которые позволят нам соперничать на равных в операциях полного спектра”, — так генерал Зальцман описал свой план Сенату в прошлом году, намекнув на наступательные средства.
При этом у Пентагона есть секретный проект X-37B — беспилотный космический самолет типа “челнок”, который уже совершил семь полетов. Это наталкивает на мысли, что он проектировался как оружейная платформа. Военные чиновники утверждают, что используют его для испытаний.
Помимо этого, Пентагон работает над запуском военных спутников нового поколения, которые смогут маневрировать и дозаправляться в космосе или получат роботизированное оружие, способное захватывать и потенциально уничтожать спутники противника.
Убийца спутников и гарантированное взаимоуничтожение в космосе. О новом российском космическом ядерном оружии, которое вызвало большое беспокойство в ВашингтонеСпецслужбы США предупредили, что Россия далеко продвинулась в разработках нового ядерного оружия для космоса, пишет Advance. Теоретически оно может вывести из строя всю систему американских спутников на орбите. Эта перспектива вызвала панику в США, ведь ответить Вашингтону нечем.
17.02.202400
Еще один первоочередной приоритет — защита спутников противоракетной обороны. Министерство обороны недавно потребовало оборудовать новое поколение этих систем встроенными средствами для уклонения от возможного удара или для реагирования на него. “Функция устойчивости для защиты от механизмов направленной энергетической атаки” — вот как это описано в недавнем контракте в области противоракетной обороны.
В апреле Пентагон также заключил контракты с двумя компаниями — Rocket Lab и True Anomaly — на запуск к концу следующего года двух космических кораблей, один из которых будет выступать в роли условного противника, а другой — оснащен камерами, чтобы наблюдать за угрозой вблизи. Спутник-перехватчик не будет нести никакого оружия, но получит специальный грузовой отсек для этих целей.
Генерал Зальцман заявил, что пытается снизить уязвимость США для атак из космоса. “Чтобы избежать оперативных неожиданностей, нам необходимо постоянно поддерживать точное понимание космической сферы, — сказал он в апреле сенатскому комитету по ассигнованиям и добавил, что около 2,4 из 29,4 миллиарда долларов в бюджете Космических сил на 2025 год предусмотрено на “осведомленность о состоянии космической сферы”.
Поскольку программы засекречены, никто, кроме правительства, не может достоверно оценить, сколько в общей сложности тратится на системы, предназначенные для вывода из строя космических объектов противника. Однако аэрокосмический инженер Тодд Харрисон (Todd Harrison) из консервативного Американского института предпринимательства оценил эту сумму в “сотни миллионов долларов в год”. Но даже в этом случае, заявил Харрисон, пройдет от пяти до десяти лет, прежде чем США получат в свое распоряжение существенный набор наступательных космических вооружений — если предположить, что работа в этом направлении в принципе увенчается успехом.
Другие же утверждают, что США слишком старательно превращают космос в зону боевых действий. “Это стремление США к господству”, — считает Брюс Ганьон (Bruce Gagnon) — известный борец за мир из штата Мэн, призывавший к запрету любого оружия в космосе.
Но едва ли Пентагон намерен сдерживаться. Наоборот, он уже работает над координацией так называемых “контркосмических усилий” с основными союзниками, включая Великобританию, Канаду и Австралию, посредством многонациональной операции под названием “Олимпийский защитник”. Особую решительность проявила Франция, заявив о намерении построить и запустить к 2030 году спутник, оснащенный высокоэнергетическим лазером.
Однако, несмотря на эти совместные усилия, официальные лица в Пентагоне и Конгрессе считают, что Космические силы развиваются недостаточно быстро. “Мы не приобретаем возможности противокосмической борьбы темпами, которые необходимы для борьбы и победы в космосе”, — заявил на слушаниях по бюджету ВВС в апреле член Палаты представителей Майк Роджерс (Mike Rogers), республиканец от Алабамы и председатель комитета по вооруженным силам.
Но ясно то, что порог уже пройден: космос фактически стал частью сферы боевых действий, заявили действующие и бывшие представители Пентагона. “Мы ни в коем случае не хотим, чтобы в космосе развернулась война, — заявила заместитель начальника управления космических операций генерал-лейтенант Деанна Берт (DeAnna Burt) на мероприятии Института Митчелла в начале года. — Но если это произойдет, мы должны быть готовы сражаться и побеждать”.
Автор: Эрик Липтон (Eric Lipton).