Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Президент Ирана Эбрахим Раиси погиб в результате крушения вертолета. В этой связи редакция сайта Al Jazeera поднимает вопрос, почему в этой стране так часто происходят авиакатастрофы. По мнению пилота компании Iran Air, дело в американских санкциях.
Сообщения о жесткой посадке вертолета, перевозившего президента Ирана Эбрахима Раиси, вызвали следующий вопрос: почему в этой стране довольно часто происходят авиакатастрофы, особенно в последние годы?
За последние десять лет в Иране произошло несколько авиационных происшествий: пассажирские самолеты выкатывались за пределы взлетно-посадочной полосы, один из бортов потерпел крушениеврезался в гору Динар. Также известны случаи крушения вертолетов с иранскими чиновниками.
В феврале 2023 года вертолет, на борту которого находился министр спорта и молодежи Ирана Хамид Саджади, разбился в городе Бафт в провинции Керман на юге страны. Саджади и несколько других иранских чиновников получили ранения, а его советник, Исмаил Ахмади, погиб.
Американские санкции
Частота авиакатастроф и отмена многих внутренних рейсов заставляют задуматься о причинах, особенно в свете сообщений об обветшании авиапарка и материальных и моральных потерях, понесенных этим сектором из-за растущих страхов и опасений со стороны его клиентов.
В Иране сходятся во мнении, что американские санкции, наложенные на сектор воздушного транспорта, являются главным фактором повторения этих инцидентов. При этом отмечается, что риски, связанные с отсутствием надзора и обветшанием авиапарка, не менее опасны, чем санкции.
Пилот авиакомпании Iran Air Хушнак Шахбази обвиняет США в повторном введении санкций против иранского сектора авиаперевозок после того, как администрация экс-президента Дональда Трампа вышла из ядерной сделки в 2018 году, заключенной в 2015 году между Тегераном и шестью странами-посредниками.
В беседе с "Аль-Джазирой" Шахбази отметил, что Иран ранее заключил соглашения на покупку сотен современных пассажирских самолетов, но выход Соединенных Штатов из ядерной сделки все испортил. Кроме того, американские санкции не позволяют третьим государствам продавать запчасти, необходимые для ремонта и восстановления устаревших иранских самолетов.
Кто станет следующим президентом Ирана после гибели Раиси?Гибель Эбрахима Раиси поднимает вопрос о том, что будет с одной из самых влиятельных ближневосточных стран, пишет автор статьи для Bloomberg. По ее мнению, политика Ирана вряд ли изменится. Актуальной темой будет то, кто же станет преемником аятоллы Али Хаменеи, ведь пост Верховного лидера пророчили именно Раиси.
20.05.202400
Причины частых авиакатастроф связаны не только с ухудшением состояния авиапарка, но и с плохими погодными условиями в Иране. Шахбази призывает Тегеран внести изменения во внешнюю политику и работать в направлении снятия санкций, чтобы избежать подобных трагедий.
По словам иранского пилота, в настоящее время воздушный флот Исламской Республики насчитывает примерно 250 пассажирских самолетов, около 200 из которых выведены из эксплуатации, а их средний возраст составляет – более 25 лет. Учитывая географию и численность населения Ирана, стране необходимо иметь 600 исправных воздушных судов.
Шахбази также отметил, что нельзя слишком полагаться на неоднократный ремонт и восстановление самолетов, так как это ставит под угрозу жизни пассажиров, что является одной из причин частых авиакатастроф в Иране.
Расторжение контрактов
После подписания ядерной сделки с шестью странами-посредниками правительство Ирана заключило крупнейший за последние 40 лет контракт с компанией Boeing на покупку 80 самолетов для модернизации авиапарка Iran Air. Их должны были поставить в течение десяти лет, однако американская компания отказалась выполнять свои обязательства после того, как администрация Трампа вышла из ядерной сделки и вновь ввела санкции против Тегерана.
Иран также подписал контракт на покупку ста гражданских самолетов у французской Airbus, и хотя он получил три из них и приобрел ещё несколько у франко-итальянской компании ATR, западные компании отказались выполнять свои обязательства после возобновления санкций против Тегерана.
Ряд иранских экспертов утверждают, что отсутствие официального надзора за сектором авиаперевозок и человеческий фактор играют не меньшую роль в увеличении числа авиакатастроф, чем влияние санкций.
После того как в стране стали часто происходить крушения самолетов, иранцы распространили видео. На нем пилот Амин Амир Садыки рассказывает о том, что много лет назад иранские авиакомпании оказывали давление на летчиков, заставляя их совершать полеты в небезопасных условиях.
В 2020 году Садыки в иранской программе "Халла Хоршид" рассказал, что одна компания заставила своих пилотов летать на самолете Boeing 737 в течение трех недель, несмотря на техническую неисправность тормозной системы, подчеркнув, что большинство иранских компаний испытывают трудности с получением запчастей из-за американских санкций.
Садыки и его коллегу отстранили от работы на полгода за отказ совершать полеты в небезопасных условиях. Он также подвергся кратковременному аресту по обвинению в распространении ложной информации, после того как компания, на которую он работал, подала на него в суд.