Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Американский производитель вертолетов Bell, на котором летел президент Ирана Эбрахим Раиси, сообщила, что не ведет никакой бизнес с Тегераном и, следовательно, не обсуживает его авиапарк, сообщает FT. Возможно, именно отсутствие должного технического обслуживания воздушных судов и привело к катастрофе.
Перевозившему президента Ирана вертолету Bell 212 американского производства на момент крушения было почти 30 лет.
Условия выполнения рейса для этого налетавшего тысячи часов старого вертолета были чрезвычайно тяжелые, когда он поднялся в воздух и вошел в густой туман над коварной местностью.
Непонятно, по какой причине вертолет Bell 212 американского производства, перевозивший президента и министра иностранных дел Ирана, врезался в воскресенье в гору вблизи азербайджанской границы.
Однако аналитики и бывшие руководители заявляют, что крушение наверняка было вызвано техническими проблемами, учитывая то обстоятельство, что большая часть иранского воздушного флота испытывает острую потребность в запчастях, которые Тегеран не в состоянии закупать из-за западных санкций.
"Иранский авиапарк — это олицетворение режима в целом, — сказал учредитель Института иранских исследований при Сент-Эндрюсском университете Али Ансари (Ali Ansari). — Он старый, этим самолетам и вертолетам нельзя летать, но они выполняют рейсы — до очередной аварии".
Тегеран пока не дал официального объяснения авиакатастрофы. Израильские официальные лица просигнализировали о своей непричастности, а лидер сенатского большинства Чак Шумер (Chuck Schumer) заявил, что, по информации американских разведслужб, в данном случае нет свидетельств преступного умысла.
Скорее всего, причиной крушения является устаревший авиапарк, работающий на износ на протяжении десятилетий. Из-за многолетних санкций, введенных Западом против иранских институтов власти, а также из-за ограничений на экспорт авиакосмической продукции Тегерану не удается обновить свой воздушный флот, закупить запчасти и подписать контракты на обслуживание и ремонт.
Гражданская авиация Ирана включает в свой состав несколько самолетов A300 Airbus, производство которых было прекращено более десяти лет назад. Средний возраст эксплуатируемых пассажирских самолетов составляет почти 28 лет, что в два с лишним раза больше общемирового среднестатистического показателя. Такие данные приводит аналитическая компания Cirium. У главного перевозчика страны Iran Air есть один А300, которому почти 40 лет.
"Обычно старые самолеты менее надежны, и это находит отражение в среднем коэффициенте использования, который составляет у них 4,8 часа в день, или примерно в два раза меньше среднемирового показателя", — сказал Роб Моррис (Rob Morris), возглавляющий консалтинговое подразделение компании Cirium под названием Ascend.
Некоторые западные санкции были сняты, когда Иран в 2015 году подписал ядерное соглашение с мировыми державами. Тогда Тегеран заключил сделки с компаниями Boeing и Airbus на обновление своего парка, общая стоимость которых составила более 40 миллиардов долларов.
Но в 2018 году он совершенно неожиданно лишился этой возможности, так как Дональд Трамп, занимавший тогда пост президента США, в одностороннем порядке вышел из ядерной сделки и ввел против Ирана сотни еще более жестких санкций.
Значительная часть парка ВВС Ирана даже старше гражданского флота. У них на вооружении состоят американские самолеты, которым десятки лет. Многие из них были закуплены в 1970-е годы. Там также есть самолеты советской постройки и несколько пригодных к полетам французских "Миражей" F1.
Западная разведка считает, что Россия в этом году обсуждает секретные соглашения с Ираном на поставку современных истребителей Су-35. Но нет никаких свидетельств, что какие-то сделки уже подписаны.
По данным Международного института стратегических исследований, у вооруженных сил Ирана "все больше устаревшей боевой техники". Особенно это заметно в ВВС.
Аналитики говорят, что это наверняка был важный фактор, объясняющий крушение правительственного вертолета в плохих погодных условиях, в результате которого погибли президент Ирана Эбрахим Раиси, министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян, шесть других пассажиров и экипаж.
Этот вертолет, а также четырехлопастной вариант Bell 412 известны своей надежностью. Его создали в 1960-х годах и применяли в войне во Вьетнаме. С тех пор он верно несет свою воздушную вахту во многих странах мира. Сегодня его используют в ВВС Австрии, в береговой охране Японии, в полиции Таиланда и в пожарной службе США.
"Bell 212 и Bell 412 очень широко используются и имеют отличные показатели безопасности, — сказал профессор Карлос Чесник (Carlos Cesnik), преподающий авиакосмическое машиностроение в Мичиганском университете. — Но в любом несчастном случае надо принимать во внимание условия эксплуатации. Погода и обслуживание стоят во главе списка".
Похоже, эти факторы сыграли важнейшую роль в инциденте. Иран эксплуатирует 62 вертолета Bell, в том числе, 13 Bell 212, сообщает Cirium. По данным из открытых источников, у упавшего вертолета был регистрационный номер 6-9207. Это говорит о том, что его поставили иранским ВВС еще в 1994 году.
Партнер юридической фирмы HFW Дэниел Мартин (Daniel Martin), специализирующийся на финансовых и торговых санкциях, сообщил, что любые запчасти для технических систем вертолета Bell запрещено поставлять в соответствии с мерами экспортного контроля, которые действуют в США, Британии и Европе.
Несмотря на определенные оговорки в американских санкциях, в том числе возможность получать экспортные лицензии для обеспечения безопасности гражданских рейсов, совершенно непонятно, сколько именно компаний подавало заявки на закупки таких запчастей за рубежом, сообщил Мартин.
"США нацелились на авиалинии и на их оборудование, — сказал Мартин. — Думаю, мы не можем говорить о том, что американцы выбрали в качестве мишени обычные коммерческие рейсы. Но последствия для безопасности в таких случаях возникают неизбежно".
Bell Textron, строящая вертолеты типа того, что потерпел крушение, заявила: "У Bell нет никаких деловых связей с Ираном. Компания не оказывает поддержку его вертолетному парку".
Вертолеты менее безопасны по сравнению с самолетами. В США коэффициент аварий со смертельным исходом у вертолетов составляет 1,3 на сто тысяч часов полетов, в то время как у самолетов он равен 0,98. Такие данные приводит Национальный комитет по безопасности на транспорте. Тем не менее вертолеты остаются главной опорой тылового обеспечения в армии, а во многих странах они перевозят на небольшие расстояния особо важных персон. Они также намного безопаснее, чем автомобили, сказал Чесник.
Тем не менее аварии военных вертолетов происходят более регулярно. В феврале национальная гвардия США временно поставила на прикол все свои вертолеты после двух крушений за месяц. В прошлом месяце в результате крушения вертолета ВМС Малайзии погибли десять членов экипажа. А из-за аварии в Кении погиб высокопоставленный кенийский военачальник.
Российские вертолеты, используемые вооруженными силами Колумбии, в последнее время тоже сталкиваются с неприятными инцидентами. В прошлом месяце в результате крушения одного такого вертолета погибли девять находившихся на борту военнослужащих.
У Ирана, который продолжает эксплуатировать свой авиапарк благодаря контрабандной закупке запчастей и обратному инжинирингу, особенно непростая история с авариями. В 2005 году военно-транспортный самолет врезался в многоквартирный дом в Тегеране, в результате чего, по данным государственных СМИ, погибли 128 человек.
В прошлом году во время посадки на футбольном поле потерпел аварию вертолет с министром спорта Хамидом Саджади (Hamid Sajjadi) на борту. Министр выжил, но его помощник погиб, а еще 12 человек получили ранения. Спустя пять месяцев на западе Ирана потерпел крушение учебный самолет. Два человека погибли.
Бывший министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф возложил ответственность за катастрофу и смерть Раиси на Соединенные Штаты, которые ввели санкции. "Это будет занесено в список американских преступлений против иранского народа", — сказал он.
Авторы: Джон Пол Рэтбоун (John Paul Rathbone), Сильвия Пфайфер (Sylvia Pfeifer) и Филип Гиоргиадис (Philip Georgiadis)