Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Лидеры НАТО опасаются краха Украины, однако ввод западного контингента в зону конфликта не решит проблему, пишет AT. Позволив ВСУ бить по территории России американским оружием, США и Европа серьезно рискуют. Следующим шагом станет формальное объявление войны.
Стивен Брайен (Stephen Bryen)
НАТО играет с войной и уничтожением. Франция “официально” отправляет на Украину войска (хотя они там находятся уже некоторое время), а страны НАТО требуют ударов вглубь России.
Тем временем США тайно “сменили курс”: их нынешняя политика несколько не соответствует ожиданиям президента Украины Владимира Зеленского, но все же открывает дверь для глубоких ударов США по территории России.
Госсекретарь США Энтони Блинкен назвал разрешение США на глубокие удары “дезинформацией”, однако дальнейшей смены курса исключать не стал. Он утверждает, что это российская дезинформация, однако сообщения об этом поступили из Вашингтона, а не из России.
Что же происходит? Украина балансирует на грани краха. ВСУ не хватает войск, и ситуация ухудшается с каждым днем из-за больших потерь. По российским данным, только за май Украина потеряла убитыми и ранеными 35 000 солдат. Заменить выбывших ВСУ не могут, а принудительная мобилизация не в состоянии заменить обученный личный состав.
Также ходят слухи, что Россия может значительно нарастить численность войск вдоль всей линии фронта. Одни считают, что Москва может усилить продолжающуюся операцию, направленную на Харьков. Другие прогнозируют открытие нового фронта в Сумской области. Третьи считают, что русские вскоре начнут действовать решительнее, захватят новые территории и, наконец, возьмут Часов Яр.
Лидеры НАТО боятся краха Украины. Они гадают, чтó русские будут делать дальше, но вариантов, как спасти Украину, у них практически нет. Ввод ограниченного контингента НАТО — это не решение. Это приведет лишь к тому, что скоро “двухсотые” потекут рекой и в Европу.
Вести переговоры с Россией НАТО не намерена. Особенно это касается президента Джо Байдена, который боится, что на предстоящие выборы он отправится, проиграв и Афганистан, и Украину. Любая сделка с русскими будет означать серьезные уступки не только территории, но и самого будущего Украины.
Россия не изменила своей позиции и требует, чтобы НАТО убралась с Украины. Хотя русские могут согласиться на некоторые гарантии безопасности Украине, трудно понять их дипломатическую ценность. Готовы ли США воевать с Россией из-за Украины?
США — единственная солидная и убедительная военная сила в НАТО. Но Америка в состоянии предложить лишь экспедиционный контингент скромного размера, который не сможет померяться силами с российской сухопутной армией. Если кто-то хочет знать судьбу экспедиционных армий, вспомните Дюнкерк (в мае 1940 года британский экспедиционный корпус, воевавший на стороне Франции, вместе с остатками французской армии бежал через Дюнкерк под ударом наступавшей немецкой армии.– Прим. ИноСМИ).
Американское преимущество кроется в тактической авиации. Но и здесь американским пилотам будет противостоять густая сеть ПВО и средств РЭБ, снижающая их эффективность. Да, у США есть самолеты-“невидимки” вроде тех же F-22 и F-35, но русские активно работают над противодействием.
Никто не скажет наверняка, как далеко Россия продвинулась в борьбе с американскими невидимками, но российская стратегическая оборона использует радары УВЧ и L-диапазона — это должно служить гарантией, что скрытые угрозы не застанут ее врасплох.
Это отчасти объясняет украинские атаки беспилотников по двум российским стратегическим радиолокационным объектам на прошлой неделе. Что это, прощупывание почвы для применения стратегических бомбардировщиков и тактической авиации США в украинском конфликте?
Официально “новая” политика США “ограничивается” контрбатарейными ударами вблизи Харьковской области, — то есть территорией вокруг Белгорода, который уже подвергался залпам украинской артиллерии и налетам беспилотников. Еще одно существенное ограничение в том, что США не позволят запускать по территории России ракеты ATACMS (за исключением Крыма, который русские считают своим).
Русские говорят, что громкие заявления Вашингтона во многом бессмысленны, поскольку оружие США и НАТО уже используется для ударов по России. Президент России Владимир Путин в ходе визита в Ташкент заявил, что США и НАТО не только предоставляют для использования оружия дальнего действия личный состав, но и обеспечивают целеуказание, поэтому “новая” политика в действительности вовсе не нова.
Глубокие удары по России могут показаться привлекательным вариантом с военной точки зрения, однако далеко не очевидно, что они смогут переломить ход конфликта. Лучший вариант из имеющихся у Украины, чтобы дать отпор русским, — это использовать беспилотники (в большинстве своем китайского происхождения), доработанные для доставки взрывоопасных боеприпасов, включая боеголовки РПГ-7.
Они могут уничтожить танк или бронемашину, а подчас даже командный центр или радар ПВО. Украина запускает их тысячами, и они умеренно эффективны.
Примечательно, что китайцы продолжают продавать их украинцам, хотя их друг и союзник — как раз Россия. Интересно, что и русские об этом ничего не говорят. Хотя складывается ощущение, что скорейший способ для России положить конец конфликту — это пресечь поставки Киеву беспилотников.
Беспилотники производит целый ряд китайских компаний, однако крупнейшая и важнейшая из них — Da Jiang Innovations или DJI, которая контролирует 70–80% мирового рынка. В Европе и США есть свои поставщики беспилотников, но их объемы производства гораздо скромнее.
Смену курса США одобрили многие страны НАТО, за считанными исключениями. Венгрия осуждает вмешательство НАТО в украинский конфликт в принципе и выступила против нанесения глубоких ударов по территории России.
Что еще важнее, против выступила и Италия. Немцы, со своей стороны, поддержали глубокие удары, но — как минимум пока — воздерживаются от передачи ракет “Таурус”, своего единственного оружия дальнего поражения.
Сложно сказать, чтó русские предпримут в довершение к действующим мерам. Увы, новая политика фактически обязывает НАТО вести военные действия против России и приближает формальное объявление войны.
Это означает, что русские могут принять ответные меры — и известно, что некоторые в России на этом настаивают. Однако это немедленно распространит конфликт на всю Европу, и Путин сопротивляется этому политическому сдвигу.
Самый же вероятный результат — затягивание украинского конфликта. НАТО понесет еще бóльшие потери, включая личный состав. Учитывая тяжелые последствия для Европы, закулисные планы использования авиации или сухопутных сил НАТО навряд ли воплотятся в жизнь. Как понимают серьезные мыслители в Европе и США, дальнейшее заигрывание НАТО с масштабной войной чрезвычайно рискованно.
Запугать русских и вынудить их отступить, напав на российскую территорию или отправив на Украину французских солдат, не получится, поскольку русские уже учли эту реальность и продолжают свою кампанию. Более того, отказ НАТО от переговоров по Украине приведет к тому, что истощение и без того ограниченных возможностей альянса продолжится.
Некоторые члены НАТО могут решить, что им пора искать безопасности в другом месте. Не грозит ли альянсу вымирание?
Стивен Брайен — бывший директор аппарата подкомитета по Ближнему Востоку при внешнеполитическом комитете Сената США и заместитель помощника министра обороны по политическим вопросам