Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Страны – члены НАТО намерены согласовать видение будущего альянса, а также обеспечить дальнейшую поддержку Украины. По сути, все зависит от США, пишет Yeni Şafak. Байден должен убедить союзников, что ничто и никто не сорвет их планы. Однако, по словам автора статьи, это чересчур сложная задача для американского президента.
В то время как страны – члены НАТО собрались в Вашингтоне по случаю 75-й годовщины основания альянса, такое множество сомнений вокруг американского лидерства указывает на то, что мы проходим исторический поворотный этап. Саммит становится еще важнее на фоне того, что президенту США Джо Байдену приходится вселять в лидеров НАТО уверенность относительно будущего альянса в тот момент, когда он сам сталкивается, пожалуй, с самым серьезным кризисом в своей политической жизни. Байден во многом преуспел в управлении кризисом американского лидерства, возникшим в эпоху Трампа, а также в обеспечении совместной поддержки Украины со стороны НАТО, поэтому теперь должен показать членам альянса, что эти достижения не являются временными. Учитывая, что потенциальная победа Трампа на выборах в США может предполагать гораздо более неопределенное будущее для НАТО, Байдену необходимо разработать формулы, при которых Североатлантический альянс не будет затронут американскими политическими потрясениями.
Миссия альянса
Известно, что НАТО, составляющая инфраструктуру безопасности международной системы, созданной Америкой после Второй мировой войны, и считающаяся наиболее успешным военным блоком современности, с окончанием холодной войны вступила в кризис миссии. Хотя у НАТО не было серьезных проблем с защитой Европы, что является ее основной задачей перед лицом новых вызовов международной системы, альянс не сумел разработать стратегическое видение, отвечающее требованиям однополярной и многополярной эпохи. Операции за рамками основополагающей миссии НАТО, которая долгое время присутствовала в Афганистане после того, как США призвали к применению пятой статьи Североатлантического договора в связи с терактами 11 сентября, активизировали споры о том, какую миссию альянс должен взять на себя в новый период. НАТО пыталась разработать новые стратегические концепции борьбы с региональными и глобальными проблемами и не всегда могла эффективно реагировать на угрозы, с которыми сталкивались члены альянса.
С началом российской специальной военной операции на Украине мы увидели, что НАТО реагирует гораздо успешнее, когда сталкивается с такой угрозой безопасности, которая гораздо ближе к ее основной функции и основополагающей цели. Администрация Обамы, ограничившаяся санкциями в ответ на присоединение Крыма к России в 2014 году, не предвидела кризис безопасности, который Украина может создать для стран – членов НАТО. США во главе с Обамой не придали достаточного значения и российской кампании в Сирии, руководствуясь предположением о том, что русские увязнут в болоте, и не внесла активность России вокруг стран НАТО в повестку дня альянса. Вашингтон, долгое время пытавшийся перезагрузить и развивать отношения с Москвой, хотя и заявил, что поистине большой вызов исходит от Пекина и необходимо сосредоточиться на Азиатско-Тихоокеанском регионе, но запоздал с принятием конкретных шагов в этом направлении. В эпоху Трампа, избранного с обещанием того, что Америка будет ладить со своими противниками, включая Россию, Североатлантическому альянсу пришлось пережить важнейший кризис лидерства.
Украинская политика привязана к ноябрю
С приходом Байдена, заявившего, что американскую мощь и лидерство можно эффективно нарастить только посредством международных альянсов, многие страны – члены НАТО вздохнули с облегчением. Те, кто при Трампе говорил, что Европа должна разработать новую дорожную карту для обеспечения собственной безопасности, с приходом Байдена во многом отказались от этого дискурса. На фоне украинского конфликта общая "российская угроза" позволила еще больше усилить единство и координацию внутри НАТО. Несмотря на то что убедить заапдных лидеров занять жесткую позицию в отношении Кремля было непросто, Белый дом сумел заверить их в том, что путь к обеспечению безопасности Европы лежит через защиту Украины. С другой стороны, администрация Байдена, обратившаяся к стратегии объединения западного блока на антироссийском фронте вместо того, чтобы найти быстрое решение конфликта и поддержать инициативы Турции по достижению прекращения огня и мира, добилась поддержки Украины со стороны НАТО. Тем не менее по-прежнему актуальны вопросы о том, будет ли эта поддержка долгосрочной и при каких условиях она может продолжаться.
Ожидается, что на саммите НАТО на этой неделе США предоставят гарантии как относительно дальнейшей поддержки Украины и ее пути к членству в альянсе, так и относительно будущего американского лидерства. Учитывая, насколько сложно Байдену было добиться принятия последнего пакета помощи Украине, убедить союзников институционализировать поддержку Киеву будет непросто. Ожидается, что при возможной администрации Трампа американская поддержка Украины прекратится и ее заставят сесть за стол переговоров с Россией. При таком сценарии Европа не сможет невзирая на США оказать поддержку, которая позволит Украине продолжать боевые действия. Более того, многие ослабленные внутри страны европейские лидеры тоже начнут отстаивать тезис о том, что украинская проблема должна быть, наконец, решена. Байдену на саммите НАТО необходимо внушить уверенность в том, что такой сценарий не осуществится. Но политический кризис, с которым он сталкивается в последние недели, не позволит ему выполнить эту "миссию".
Даже если страны – члены НАТО объявят о принципиальном согласии относительно продолжения поддержки Украины и ее цели относительно членства в альянсе, они будут осознавать уязвимость этого соглашения в зависимости от результатов президентских выборов в Америке. Известно, что Россия тоже видит это и готовится к возможным переговорам "за столом мира" после ноября. Байден до настоящего времени разработал политику единства и солидарности НАТО, сфокусированную на поддержке Украины, но не предложил конкретной формулы мира. Предполагается, что НАТО на саммите в Вашингтоне будет стремиться институционализировать поддержку Киева таким образом, чтобы эти обязательства не изменились даже с приходом Трампа, однако это нереалистично. У Европы, очевидно, нет возможности разработать устойчивую политику безопасности в отношении Украины без стратегического разума Америки. Поэтому изменения в украинской политике Вашингтона после ноября неизбежно будут иметь решающее значение для поддержки НАТО. Понимая, что срок действия заверений Байдена истекает в ноябре, страны – члены НАТО, прежде чем выйти за рамки дорожной карты о членстве в альянсе и направить официальное приглашение Украине, предпочтут дождаться результатов американских выборов.
Автор: Кадир Устюн (Kadir Üstün)