Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Китайские компании стали крупнейшими спонсорами чемпионата Европы по футболу, пишет Asharq Al-Awsat. Данное обстоятельство лишний раз доказывает, что борьба Брюсселя с Пекином развивается лишь на бумаге — но организации вроде УЕФА, когда речь заходит о практических выгодах, легко идут на поводу прагматизма.
Вчера завершился чемпионат Европы по футболу (Евро-2024). Это был турнир, аналогичный Чемпионату мира, но без участия сборной Бразилии. Однако нынешний турнир, по мнению многих спортивных аналитиков, отличался технической слабостью. С экономической точки зрения он тоже отличался от своих предшественников, что заслуживает отдельного внимания. Пять из тринадцати официальных спонсоров турнира "Евро-2024" — это компании из Китая. Почему они согласились спонсировать футбольный турнир, хотя они не имеют никакого отношения к футболу? И как УЕФА согласился сотрудничать с Пекином, несмотря на публичные разногласия между Европой и Китаем по различным вопросам?
Наиболее ярким аспектом этого турнира является спонсорство китайского производителя электромобилей BYD, который напрямую конкурирует с немецкими автомобилями. Доля китайской корпорации на мировом рынке электромобилей составляет 22%, за ней следуют Tesla с 13% и немецкий Volkswagen с 7%. Похоже, что УЕФА не учитывает коммерческие интересы Европы при рассмотрении этого партнерства. Европейская комиссия недавно приняла решение о введении дополнительных пошлин от 17,4% на импортируемые китайские электромобили (от компании BYD) из-за государственных субсидий, предоставленных ей [BYD] правительством Китая. Она назвала их несправедливыми и наносящими экономический ущерб европейским производителям электромобилей.
Другие китайские фирмы тоже отличились. AliExpress не только подписал контракт с бывшим капитаном сборной Англии Дэвидом Бекхэмом, назначив его амбассадором бренда, но и предлагал подарки за каждый забитый гол на турнире. Компании, похоже, не придется сорить подарками, учитывая относительно небольшое количество голов в этом году. Среди других партнеров: Vivo — китайский производитель смартфонов; Hisense — официальный спонсор УЕФА-2020; AliPay — платежная система, входящая в Alibaba Group.
С точки зрения Пекина, выход за пределы китайского рынка является необходимым условием, а реклама на мировом турнире — выход на весь мир, а не только на Евросоюз. Сообщается, что совокупная аудитория, следившая за матчами в режиме реального времени, насчитывала более пяти миллиардов человек. Были опубликованы исследования, показывающие рост продаж Hineses после того, как он стал спонсором Евро-2020. Появление китайских брендов на турнире такого высокого уровня помогает разрушить стереотип о "китайском качестве". Оно также дает китайским компаниям возможность представить свою продукцию широкой международной аудитории. Наконец, присутствие китайской компании по производству электромобилей в самом сердце Европы делает китайскую промышленность еще более популярной и соответствующей европейским "зеленым" тенденциям.
Что касается Европы, то инвестиции в УЕФА были важнее других соображений: доходы от коммерческого спонсорства достигли 600 миллионов евро — это огромная сумма; примерно четверть прогнозируемого дохода от этого турнира. Когда немцы принимали у себя Чемпионат мира по футболу в 2006 году, южнокорейскому автогиганту Hyundai отдавалось предпочтение перед другими немецкими производителями. Но с тех пор мир изменился. Нет лучшего тому доказательства, чем сравнение компаний, спонсировавших тот и этот турнир. На Чемпионате мира по футболу в 2006 года не было ни одной китайской компании. А на нынешнем Евро-2024 отсутствуют японские компании, что свидетельствует об изменении баланса сил.
Активное спонсорство и присутствие китайских компаний на Евро-2024 может свидетельствовать о некоторой непоследовательности европейской позиции. Европейцы в целом согласны с Соединенными Штатами в том, что необходимо ограничить экономическое влияние и торговую экспансию Китая. Европа увеличила тарифы для китайских спонсоров, таких как BYD, и расследует случаи нарушения прав человека китайскими компаниями, включая AliExpress, в отношении которой Евросоюз начал расследование всего за две недели до того, как она была объявлена официальным спонсором турнира. Она также является главный спонсором Олимпийских игр — до 2028 года, что противоречит обещаниям УЕФА продвигать европейские ценности и цели посредством футбола. Все это приведет к долгим и ожесточённым дискуссиям. Европейцы получили спонсорские деньги от китайских корпораций с которыми у них по многим вопросам расходятся взгляды.
Автор: د. عبد الله الردادي / доктор Абдаллах ар-Раддади.