Украина и Речь Посполитая: путь в Европу или дорога в неволю?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор статьи для издания "Фокус" пытается разобраться в истории образования Украины. И Российскую империю, и Речь Посполитую он объявляет тюрьмами для своего народа. Начатую сотни лет назад борьбу за независимость героические украинцы ведут и сегодня, заявляет автор.
1 июля 1569 года в польском городе Люблин была заключена уния (соглашение об объединении) Королевства Польского и Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Результатом стало рождение нового государства, получившего наименование Речь Посполитая. Несмотря на значительную удаленность во времени — более 400 лет, — это событие не является чисто историческим фактом, который не имеет никакого отношения к настоящему. Оно не только оказало определенное влияние на современность: сама идея Речи Посполитой продолжает жить и поныне и даже пользуется определенной популярностью.

Как исчезло Киевское княжество, а поляки воцарились в Киеве

Некогда самое могущественное государство Восточной Европы — Русь — к середине XVI века уже ушло в историю. Почти сто лет прошло со времен ликвидации последнего удельного княжества — Киевского. Когда в 1470 году Великий князь Литовский Казимир Ягелончик (он же был и польским королем) принял решение упразднить Киевское княжество и прислать в город своего наместника, свободолюбивые киевляне даже попытались бунтовать и целый год не пускали иностранного вельможу в столицу некогда величественного государства.
Однако долго сопротивляться могущественному в то время Литовскому княжеству киевляне не смогли и в конце концов смирились со своей судьбой. Так украинские земли стали провинциальной территорией государства, которое иногда называют Литовско-Русским.

Власть в руки берут магнаты — олигархи Средневековья

Устройство Великого Княжества Литовского было довольно демократичным (если измерять мерками XV века). Поэтому представители бывшего слоя князей-государственников сохранили влияние на территориях, которые когда-то были их родовой собственностью. В Латинской Америке начала прошлого века их бы назвали латифундистами, на современной Украине — олигархами, а тогда о них стали говорить "магнаты".
Потеряв государственную власть де-юре и сохранив свое состояние (основным экономическим активом оставалась земля), они фактически образовывали государства в государстве.
Параллельно магнаты занимали и ключевые административные должности. Так знаменитый род Острожских обычно управлял Киевщиной, ставя на должность ее главы представителя своей династии. Князь Константин Иванович Острожский еще и занимал высокую военную должность, например, возглавлял литовское войско в знаменитой битве под Оршей в 1514 году, которая положила на несколько десятилетий конец экспансионистским планам Московского царства.

Опасные соседи: Великое княжество против Орды

Основной проблемой украинских земель в составе Литвы было соседство со степными ордами, которые опустошали эту территорию.
Постоянные нападения кочевников, которые грабили и разрушали города, а также забирали в плен их жителей, чтобы перепродать на невольничьих рынках, привели к тому, что экономическим центром и крупнейшим городом на современных украинских землях стал Львов. А он с 1434 года перестал быть столицей удельного княжества (то есть независимого государства), а стал административным центром Русского воеводства, то есть польского региона. Этому предшествовала почти столетняя война поляков за Галичину, которую они в конце концов превратили в свою обычную провинцию.

Два государства — один монарх. А на страже границ — казачество

Польша с середины XIV века боролась с Литвой за территориальное наследство разрушенной монголами Руси. Наконец, как бы парадоксально это ни выглядело, их взаимодействие перешло в союз. Он предусматривал два полноценных государства с общим монархом: как упоминалось выше, Великий князь Литовский также был польским королем. Переход Галичины в состав Польши был частью межгосударственных связей уже в этом формате. Как показала дальнейшая история, польская элита не собиралась отказываться от планов дальнейшего захвата остальных древнерусских территорий. Нужно было лишь дождаться момента — и вот он случился.
К середине XVI века международное положение Великого Княжества Литовского было критическим. Как уже упоминалось, юго-восточные границы были полностью открытыми. Княжество не могло защитить население значительной своей территории (практически все украинские земли, подконтрольные ВКЛ) от постоянных набегов кочевников, которые несли нашим предкам разрушения, смерть и рабство в дальних странах.
В конце концов это обусловило возникновение отдельного добровольного войска, которое защищало литовское пограничье от набегов степных орд. Впоследствии оно получило наименование "казачество". История появления казачества более широкая и сложная, поэтому в нашем случае просто отметим, что оно было. Во времена, когда государство формировали армии, функционирование отдельного полностью автономного войска на значительной территории княжества ярко указывало на существенные недостатки в его устройстве и общую нестабильность системы.
Комментарии Фараджа по Украине ничуть не оскорбительны — а другим партийным лидерам не повредил бы урок историиЛидер реформистов Найджел Фарадж высказался оппортунистически в отношении причин конфликта на Украине, пишет обозреватель The Guardian. Однако он призывал к миру – и именно это должно быть на уме у других западных политиков, а не "полная победа" Киева, убежден автор статьи.

Союз против общего врага: почему понадобилась уния

Однако экзистенциальной угрозой для Великого Княжества Литовского была агрессия Московского царства, которое вело с княжеством войну за Ливонию (современная Балтия).
Эта многолетняя кровавая война ужасно сказалась на судьбе обоих государств. Когда литовская элита, видя всю угрозу, которую несет восточный сосед, обратилась за помощью к Польше, с которой их объединяла почти двухсотлетняя история существования общего монарха, поляки выставили условия, которых не ожидал никто.

Переговоры в Люблине и "рейдерство" поляков

Чтобы обсудить переформатирование союза, польская и литовско-русская верхушка собрались в городе Люблин в январе 1569 года. Поляки сразу выдвинули условия, которые были неприемлемыми ни для литовцев, ни для русско-украинской знати.
В конце концов литовцы покинули Люблин, так и не сумев договориться со своими "заклятыми друзьями". Зато Король Польши Сигизмунд Август пошел на сепаратные переговоры с частью украинской знати и начал просто присоединять литовские земли (которые де-факто продолжали контролировать русские вельможи) в состав Польши. Увидев, как земля в прямом смысле уходит из-под их ног, литовцы прислали на сейм новую делегацию — однако уже было поздно, и поляки отказались возвращать Литве отобранные у нее территории.
Так все современные украинские земли, входившие в состав Великого Княжества Литовского, отошли к Польскому королевству. Те русские земли, которые остались в составе ВКЛ, стали основой будущего белорусского государства, украинцы же с этого момента пошли своим путем.

Речь Посполитая без альтернатив. Единая валюта, выборный король и столица в Варшаве

Литовская делегация, вернувшаяся на совместный сейм, согласилась на большинство стартовых условий, выдвинутых поляками. Поэтому 28 июня было принято решение о создании нового государства — Речи Посполитой. А 1 июля оно вступило в силу.
Результатом стало образование нового государства со столицей в Варшаве, вальным (общим) правительством — сеймом — и единой валютой. Сейм избирал короля всей Речи Посполитой, принимал законы, которые распространялись на всю территорию страны, принимал другие решения в соответствии с условиями унии.
Для истории Украины уния стала переломным моментом. Подавляющее большинство территории современной Украины с почти всем украинским населением оказались в пределах одного государства. Даже в границах самой Речи Посполитой украинские земли оказались в составе Королевства Польского. На них стало распространяться польское административное деление и законодательство королевства.

Польская шляхта: рыцари и угнетатели

Шляхта — это сословие воинов. В те времена большинством государств Европы управляли воины и духовенство, только вот в Польше в пиковый период оно составляло около 10% от общей численности населения. То есть доля "граждан" в населении Польши и, соответственно, впоследствии Речи Посполитой, была одной из крупнейших в Европе.
Однако ожидаемо польские шляхтичи не намеревались терпеть конкуренцию. Также они не собирались уважать права (которых не было) других бесправных слоев населения.
Экономической основой жизнедеятельности шляхты было сельское хозяйство — фольварки. На них работали зависимые крестьяне-крепостные, которые были обязаны за пользование землей (вся земля в стране принадлежала исключительно шляхте) отработать на шляхтича определенное количество дней бесплатно (так называемая барщина).
В середине XVI века в Европе резко возрос спрос на зерно и другие сельскохозяйственные продукты, что создавало благоприятные условия для экспорта этой продукции из Речи Посполитой. Получив возможность фактически безграничного сбыта продукции, шляхта взялась за резкое увеличение крестьянских повинностей — так только барщина выросла с трех обязательных дней до шести, то есть вдвое.

Религия имеет значение. Католицизм вытесняет православие

С переходом украинских земель в состав Королевства Польского описанный способ ведения хозяйства стал реалиями украинского села. Шляхта не намеревалась делиться властью и с украинской знатью, которая вместе со своими владениями оказалась в составе королевства.
Для получения ее голосов на Люблинском сейме русско-украинским князьям сначала гарантировалось сохранение их привилегий. Так князь Василий Константин Острожский стал сенатором объединенного сената Речи Посполитой и сохранил за собой должность Киевского воеводы уже в составе Польши. Свои привилегии сохранила и династия Вишневецких — другая могущественная русско-украинская княжеская семья. Однако впоследствии для сохранения своего общественного статуса они должны были принять католицизм, то есть отказаться от русско-украинской идентичности и стать польскими шляхтичами. Есть версия, что именно православное вероисповедание не позволило князю Острожскому избраться королем Речи Посполитой после смерти Сигизмунда Августа в 1572 году.
Наконец к середине XVII века практически вся тогдашняя украинская знать приняла католицизм, то есть стала поляками, а Ярема Вишневецкий (потомок основателя Запорожской Сечи Дмитрия Вишневецкого) в войне против Богдана Хмельницкого стал едва ли не основным врагом казаков.
Отсутствие Путина на годовщине высадки в Нормандии показало, что историей манипулируют в угоду властиОтсутствие Путина на годовщине высадки союзников в Нормандии в очередной раз показало, как на Западе манипулируют историей в угоду власти, пишет The Print. Таким образом страны обманывают себя и других, предпочитая сказки реальному самоанализу, отмечает автор статьи.

Выход есть — украинское казацкое государство!

Существенные изменения затронули и тогдашний средний класс — так называемые полупривилегированные слои или мещане. Они оказались один на один с могущественными магнатами, которые, разбогатев, стали строить в городах мануфактуры на смену цеховой форме хозяйства. Сейчас это бы назвали конфликтом малого и среднего бизнеса с монополиями. Со временем стали выходить откровенные дискриминирующие акты. Например, во Львове запретили вступать в цеха (то есть вести бизнес) православным.
Новые порядки, установленные Унией, ущемление гражданских, экономических, религиозных и культурных прав в значительной степени именно украинского населения привело к росту сопротивления.
Казаки, которые на момент заключения унии представляли собой небольшие отряды смельчаков и авантюристов, стали пополняться доведенными до отчаяния крестьянами, мещанами и даже шляхтичами, которые чувствовали на собственном примере, что перед законами Речи Посполитой все равны, однако католики-поляки таки равнее (иногда "равнее" могли быть и богатые православные вельможи).
Поэтому с конца XVI века на украинских землях вспыхивают казацкие восстания, которые в середине следующего века вылились в полноценную национально-освободительную борьбу, завершившуюся образованием де-факто украинского казацкого государства.

Что дало Украине пребывание в составе Речи Посполитой

Подытоживая, стоит сказать, что, конечно, в Люблинской унии можно найти и положительные стороны, как, например, взаимодействие украинской культуры с западноевропейской.
Именно в Речи Посполитой был основан первый на территории современной Украины университет (во Львове в 1661 году). В Киеве был основан Коллегиум, который, правда, академией стал-таки в казацкой Украине (Киево-Могилянская академия в 1701 году).
За более чем двухсотлетнее существование Речи Посполитой (1569–1795 годы) против ее правительства было организовано три больших (Национально-освободительная борьба Богдана Хмельницкого; Палиевщина под руководством Семена Палия и Колиивщина под руководством Максима Зализняка и Ивана Гонты) и более десяти малых восстаний. Этот факт ярко говорит о том, как к Речи Посполитой на украинских землях относились современники событий.
Против власти Королевства Польского украинцы сформировали аж три течения национального и социального движений сопротивления: казачество, гайдамачество и опрышков (в регионе Карпат). Значительное число героев украинского эпоса — Иван Богун, Максим Кривонос, Олекса Довбуш, Верлан — боролись именно против правительства и порядков Речи Посполитой.

Российская империя и Речь Посполитая: выбор из двух тюрем

Сейчас распространенным трендом является сравнение положения украинцев в Речи Посполитой и Российской империи, что приводит к логическому выводу об ошибочности восстания Богдана Хмельницкого. Однако эти сравнения не полностью корректны из-за разницы во времени (Российская империя и Речь Посполитая существовали параллельно лишь несколько десятилетий).
Но если уж говорить об этом, то речь идет о сравнении условий в тюрьмах украинского народа. Да, в Речи Посполитой ситуация была лучше, чем в России, однако она уверенно занимает вторую позицию среди самых жестоких поработителей украинцев за последние сотни лет.
Образование Речи Посполитой является важным этапом истории Украины. Оно начинает современную историю нашего государства, окончательно разделяет историю Украины и Беларуси и является рубежом между историей древнеукраинской русской государственности и новой истории Украины, самым ярким моментом которой является украинская казацкая история.
Однако также это является началом истории скитаний украинского народа без собственного государства и одновременно его героической борьбы за его образование.
Автор: Иван Янюк.
Обсудить
Рекомендуем