Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США согласились оснастить отправляемые на Украину истребители F-16 современным оружием, но это не изменит ход конфликта, пишет WSJ. ВСУ ждет много трудностей, связанных с подготовкой летчиков, ремонтом самолетов и их применением, отмечается в статье.
Вашингтон — США согласились оснастить десятки отправляемых на Украину истребителей F-16 ракетами и прочим современным оружием американского производства, решив таким образом уже давно возникший вопрос о западных самолетах.
Дания и Нидерланды готовятся отправить этим летом на Украину первую партию F-16 американского производства. Следующая партия истребителей поступит из Бельгии и Норвегии. Но до сих пор не решен вопрос о том, откуда взять необходимые для этих самолетов системы вооружений.
У Пентагона весьма ограниченные запасы на складах, равно как и производственные возможности, однако он поставит для F-16 боеприпасы "воздух — земля", комплекты точного наведения для авиабомб и современные ракеты "воздух — воздух". Киев получит все это в достаточном количестве, чтобы удовлетворить свои неотложные потребности, заявил высокопоставленный американский военачальник.
"Мы уверены, что сумеем поставить все это оружие, по крайней мере, в критически важных и необходимых им объемах", — добавил он.
F-16 — это один из самых высококлассных и известных образцов вооружений, предлагаемых Украине Западом в момент, когда она стремится переломить обстановку на фронте, где военные действия сегодня ограничиваются боями местного значения с незначительными успехами. Украинцы и страны-поставщики F-16 говорят, что эти самолеты существенно усилят армию Украины. Однако они признают, что впереди немало трудностей, связанных с подготовкой достаточного количества летчиков, с обслуживанием и ремонтом самолетов и с поиском путей их оптимального применения.
"Это важное пополнение, — сказал министр иностранных дел Норвегии Эспер Барт Эйде (Espen Barth Eide). — Но самолеты сами по себе не изменят ход военных действий".
Среди оружия, отправляемого Америкой на Украину для F-16, — ракеты AGM-88 HARM класса "воздух — поверхность", комплекты рулей и систем наведения для обычных бомб (JDAM), превращающих неуправляемые авиабомбы в умное оружие, и так называемые бомбы малого диаметра с повышенной точностью попадания. Кроме того, Соединенные Штаты отправят для F-16 современные ракеты класса "воздух — воздух" средней дальности AMRAAM, а также ракеты класса "воздух — воздух" малой дальности AIM-9X.
"Сам самолет без оружия бесполезен", — сказал командующий королевскими ВВС Норвегии генерал-майор Рольф Фолланд (Rolf Folland).
Многие европейские страны не хотели отправлять на Украину большое количество авиационных боеприпасов, запасы которых у них ограничены. Поэтому союзники придумали решение проблемы, которое Пентагон назвал "запуском с толкача". Страны Европы объединят свои финансы, купят в США оружие для самолетов, а потом отправят его на Украину, рассказал американский представитель.
Но оснащение F-16 оружием — это лишь одна из многих задач, которые предстоит решать украинцам, когда они получат самолеты. Со временем количество F-16 достигнет 80 единиц, но поставлять истребители будут не все сразу. Дания, например, станет поставлять их поэтапно в течение восьми месяцев.
США и их союзники отказались сообщить конкретные сроки поставки самолетов и вооружения для них, сославшись на проблемы безопасности.
Украинские власти выразили союзникам благодарность за предоставленные самолеты. Но в частном порядке их представители жалуются, что они прибудут слишком поздно, как и многая другая западная помощь, что их будет слишком мало и что применять их можно будет с серьезными ограничениями, а это не позволит существенно изменить ход военных действий.
После прибытия самолетов придется преодолевать следующее препятствие: обеспечить достаточное количество летчиков и техников для эксплуатации и обслуживания F-16.
Подготовка пилотов — это сложный процесс, а проводится она в нескольких странах. Некоторые украинские летчики начали изучать английский язык в Британии и Франции, у которых никогда не было F-16. Летная подготовка проводится в двух местах — в США и Дании — однако датский учебный центр этой осенью закрывается, потому что ВВС страны будут переходить на более современные самолеты F-35, которые придут на смену F-16.
Украинские власти настаивают на скорейшей поставке большего количества самолетов и требуют, чтобы Соединенные Штаты увеличили число обучаемых. Количество украинских летчиков, приступивших к обучению, стало существенным сдерживающим фактором, не позволяющим увеличить число отправляемых Киеву самолетов.
Тем не менее, Соединенные Штаты задумались о том, нельзя ли расширить подготовку летчиков в Америке, как на существующей авиабазе в Аризоне, так и на какой-нибудь другой базе на территории США.
Обслуживание и ремонт самолетов на Украине тоже станет сложной задачей. Украинцам понадобятся стабильные поставки запчастей, чтобы обслуживать истребители. Но проблема с запчастями для других видов западных вооружений, от гаубиц до танков, превратилась в постоянную головную боль.
На сегодня план таков. Украинцы, которых готовят обслуживать самолеты, большую часть работ по их обслуживанию будут проводить внутри страны. Если потребуется более сложная процедура, скажем, ремонт двигателя, ее поначалу придется выполнять за границей. Также ведутся переговоры о том, смогут ли европейские страны направить подрядчиков, чтобы те участвовали в обслуживании и ремонте F-16.
Большую часть ремонтных работ можно проводить вблизи зоны военных действий, а не в США. Но со временем Украине понадобятся мастерские для ремонта двигателей на территории страны, о чем рассказал один представитель военного ведомства. Украина заявляет, что будет держать часть самолетов за границей.
Когда станут понятны детали обучения летчиков и технологический процесс обслуживания и ремонта, останется еще одна серьезная проблема: рискованное участие самолетов в боевых действиях. Риск связан в первую очередь с тем, что украинские летчики привыкли летать на советских самолетах.
На полную подготовку датского пилота F-16 обычно уходит более четырех лет. Украинских летчиков обучали менее года, о чем рассказал один информированный источник.
И в отличие от американцев, которые обычно проводят не менее года в своей части, прежде чем отправиться в зону боевых действий, "эти парни сразу пойдут в бой", сказал американский источник.
Непонятно также, как применять F-16 против российской авиации. Вашингтон ограничит возможности Украины по использованию поставленного Америкой оружия при нанесении ударов по российской территории, как он сделал это с другими образцами вооружений. Киеву разрешат применять его по территории России только в ответ на удары из-за границы.
Истребители F-16 прибывают на Украину — но не факт, что нивелируют преимущество РоссииРазрекламированные истребители F-16 начинают прибывать на Украину, пишет WP. Но чиновники предупреждают: самолеты, на которые возлагались такие надежды, не приведут к прорыву на поле боя. Они способны оказать Киеву лишь моральную поддержку.
28.07.202400
Украина хочет, чтобы летчики долетали на них до границы и наносили удары по территории России. Но такая тактика в нынешних условиях неприменима из-за угрозы со стороны российских зенитных ракет.
Американские представители говорят, что F-16 будут наиболее эффективны на Украине при осуществлении непосредственной авиационной поддержки, то есть при устранении угроз для своих сухопутных войск на линии фронта. С другой стороны, европейцы заявляют, что F-16 можно применять как самолет ПВО и что это якобы вынудит российскую авиацию держаться дальше от передовой — в отличие от сегодняшнего дня, когда ее самолеты сбрасывают планирующие бомбы, нанося колоссальный урон.
Эти бомбы оснащены дешевыми комплектами наведения на цель, и они сыграли решающую роль в самых серьезных сражениях, например, под Авдеевкой, где ВСУ очень часто подвергались бомбовым ударам.
"F-16 не станет панацеей, — сказал генерал-майор Фолланд. — Но если у тебя есть F-16 с оружием большой дальности, ты сможешь отогнать российские самолеты дальше от линии боевого соприкосновения. А это самое важное".
Свои материалы для статьи предоставили Дуг Кэмерон (Doug Cameron) и Дэниел Майклз (Daniel Michaels)