Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Большинство украинцев по-прежнему выступают против любых территориальных уступок России, пишет NYT. Но результаты опросов общественного мнения и недавние высказывания киевских политиков демонстрируют ощутимый сдвиг в дискуссии о мирных переговорах. Как показывает статистика, украинский народ хочет прекращения конфликта.
Ольга Предченко держит за руку 85-летнюю мать, разглядывая импровизированный мемориал, который был построен из подручных средств прямо на газоне в центре Киева. На каждом желто-голубом флаге написано имя солдата, погибшего в конфликте с Россией.
Они часто приходят сюда, на Майдан, чтобы почтить погибших и поразмыслить о боевых действиях. Предченко призналась, что мечтает, чтобы на Кремль упало что-нибудь тяжелое. Но при этом надеется на скорое мирное соглашение.
"Лучше плохой мир, чем хорошая война", — добавила 61-летняя Предченко.
Все больше разочаровываясь, украинцы все чаще допускают мирные переговоры, хотя и не находят консенсуса относительно конкретных условий.
Как показывают опросы, большинство украинцев по-прежнему выступают против любых территориальных уступок — они не хотят смириться даже с мыслью о потере полуострова Крым, который Россия присоединила десять лет назад. Но результаты опросов общественного мнения и недавние заявления лидеров страны также демонстрируют ощутимый сдвиг в дискуссии о мирных переговорах — от "никаких договоренностей ни при каких обстоятельствах" к "возможному компромиссу в будущем".
В середине июля опрос независимого издания "Зеркало недели" показал, что почти 44% украинских гражданских лиц выступают за начало официальных переговоров с Россией. А 23 июля опрос Киевского международного института социологии показал, что почти треть украинцев готова уступить России часть территории, чтобы положить конец боевым действиям. Это — втрое больше, чем всего год назад.
28-летняя железнодорожная сигналистка Надя Иващенко из Кировоградской области сказала, что не представляет себе хорошего мирного урегулирования. Но ее муж воюет с начала российской спецоперации в феврале 2022 года, и у пары растет пятилетний сын, который уже несколько лет не видел отца.
"Столько людей погибло, и ради чего? — рассуждает Иващенко. — Но я хочу, чтобы все закончилось хоть как-то, потому что не хочу, чтобы мой сын рос в военное время, как сейчас".
На третий год конфликта Украина находится в полном изнеможении: русские продвигаются вперед каждый день, а ВСУ не могут организовать успешное контрнаступление с 2022 года. Кроме того, страна страдает от частых перебоев с электроэнергией, а число погибших растет.
Текущая поддержка со стороны Запада кажется все менее предсказуемой — особенно если в Белый дом в ноябре вернется Дональд Трамп. Германия урежет военную помощь Украине вдвое, если предложенный на 2025 год бюджет будет принят. Это видится признаком ненадежности Запада, особенно после шестимесячной задержки американского пакета военной помощи, одобренного лишь минувшей весной.
Кроме того, усиливается давление на Украину и Россию со стороны международного сообщества — с тем, чтобы стороны пришли к соглашению в том или ином виде, хотя эксперты сходятся во мнении, что та, ни другая пока не готова. Слишком серьезны препятствия: по данным тесно связанной с ВСУ аналитической группы DeepState, Россия контролирует около 18% территории Украины, включая Крым.
В июне президент Владимир Путин заявил, что отдаст приказ о прекращении огня и начнет переговоры с Украиной лишь в том случае, если Киев полностью уйдет из регионов, на которые Москва претендует, но которые пока не полностью контролирует, — и к тому же откажется от намерений вступить в НАТО. Украина отмела это предложение как "капитуляцию". Президент Владимир Зеленский, со своей стороны, хочет, чтобы Украина вернулась к границам 1991 года и получила статус члена НАТО.
Россию не пригласили на первый международный "саммит мира" в Швейцарии. Июньская встреча представителей 92 стран была посвящена украинской программе урегулирования. Однако с тех пор Киев во всеуслышание дал понять, что в следующем саммите должна принять участие и Россия, и Зеленский в интервью BBC* выразил надежду на разрешение конфликта дипломатическими средствами.
Глава украинского МИД побывал в этом месяце в Пекине и выразил готовность к тому, чтобы Китай сыграл более важную роль в мирных переговорах. В минувшую среду Украина пригласила верховного китайского дипломата посетить Киев.
Россия участие во втором мирном саммите пока не подтвердила. Но при этом в последние недели Кремль дал понять, что может начать переговоры, даже если Киев не выполнит июньские требования Путина. Однако многие западные чиновники и аналитики сомневаются, что Путин готов обсуждать что-либо кроме мирного соглашения на собственных условиях.
Главный советник Зеленского на прошлой неделе заявил, что договоренность с Путиным — то же самое, что и "сделка с дьяволом". И даже при том, что опрос Киевского института показал трехкратное увеличение доли украинцев, готовых отдать землю в обмен за мир, он также выяснил, что 55% украинцев выступают против каких бы территориальных уступок.
Катерина Предченко, 85-летняя мать Ольги, отчитала дочь за разговоры об урегулировании: она считает, что украинские солдаты должны сражаться дальше.
Под Покровском у украинцев рушится фронт. Аналитики предупреждают об угрозе прорываУ Украины заканчиваются солдаты, и больше всего это сказывается на фронте к северо-западу от Авдеевки, пишет iDNES. На этом участке российские войска продвигаются как минимум по километру за день, и вот-вот подойдут к стратегическому городу Покровску. Остановить натиск русских ВСУ не в силах.
31.07.202400
"Они же защищают не только Украину, а весь мир, — сказала она. — Почему мир не хочет этого понять? Нам же нужно, чтобы все поднялись против этого русского идиота".
Разительнее всего взгляды переменились на юге страны, в одном из наиболее пострадавших регионов. Более половины респондентов заявили в опросе Киевского института, что либо поддерживают сдачу территорий, либо сомневаются на этот счет. Лишь 46% выступили решительно против любых уступок. Для сравнения, год назад этого мнения придерживались целых 86% жителей региона (куда входят Днепропетровск, Запорожье, Николаев, Херсон и Одесса).
33-летний одессит Николай, не пожелавший называть фамилию как уклонист, сказал, что в рамках мирной договоренности готов рассмотреть сдачу Крыма, уже подконтрольного России, или территории вокруг Луганска в Донбассе. Но добавил: "Но поскольку я сижу дома и не воюю на поле боя, мне кажется, у меня нет морального права рассуждать о соглашении".
Заморозка линий фронта оставит жителей утраченных Киевом территорий в власти России на неопределенный срок — а у многих украинцев там живут родственники. Судьба отвоеванных ВСУ земель также мрачна: на них легла тяжелая печать разрухи после кровопролитных боевых действий.
В исследовании института социологии не оговаривался ни масштаб территориальных уступок, ни форма и характер российского контроля.
"Вопрос стоял общо: что вы думаете по этому поводу? — объяснил исполнительный директор института Антон Грушецкий. — И, конечно, все больше людей на это готовы. И главная причина — не оправдавшиеся ожидания прошлого года, потому что многие питали большие надежды".
Он добавил, что у многие разуверились — особенно после задержки военной помощи США.
Столь желанный для некоторых украинцев формат урегулирования больше напоминает несбыточную мечту.
"Я бы хотел, чтобы Россия убралась восвояси, прекратила вмешиваться в нашу жизнь и занялась собственными проблемами", — сказал Александр Мельник, 26-летний автомеханик из Кривого Рога на юго-востоке страны. Он сказал, что подал документы на службу в армии. "Я бы хотел, чтобы они прекратили свою агрессию, возместили причиненный ущерб и вернули всех наших пленных и детей", — добавил он.
Многие украинцы признались, что нервничают из-за возможного переизбрания Трампа. Экс-президент США заявил, что намерен как можно скорее положить конец конфликту — хотя и не уточнил, как именно. Украинцы опасаются, что он урежет американскую поддержку или закрепит за Россией занятую территорию.
Ближайшее окружение Трампа также кишит скептиками по украинскому вопросу. Его напарник по президентской гонке Джей Ди Вэнс как-то раз заявил: "Судьба Украины меня не волнует, что бы с ней ни случилось".
Но другие считают, что Трамп, по крайней мере, даст Украине четкий ответ.
"Если Трамп придет к власти, все станет ясно, — сказала 47-летняя Наталья Фоменко из Ирпеня, пригорода Киева. — Или он предоставит Украине оружие, или нам придется согласиться на переговоры".
Некоторые украинцы с передовой сомневаются в том, что Россия действительно выполнит условия мирного соглашения.
"Я скорее поверю в целомудрие проститутки", — заявил солдат 58-й моторизованной бригады Александр Цебрий в ролике на Facebook* от 15 июля, записанном вскоре после того, как Зеленский во всеуслышание допустил, что Россия сможет приехать на следующий саммит мира. Он добавил: "Единственная формула нашей безопасности и существования Украины — это наше сопротивление".
Автор: Ким Баркер (Kim Barker).
Статья написана при участии Антона Трояновского (Anton Troianovski), Эндрю Крамера (Andrew Kramer) и Дзвинки Пинчук (Dzvinka Pinchuk).
*продукт компании Meta, чья деятельность признана в России террористической