Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Немецкая экономика застряла в кризисе, пишет SZ. Ее рост замедлился, а инфляция растет. Во втором квартале текущего года динамика ВВП оказалась отрицательной – увеличения, на которое надеялись экономисты, так и не произошло.
Оливер Класен. Руководитель экономического отдела SZс февраля 2024 года. Родился в 1979 году, рос в то время, когда молодежная культура еще определялась музыкой. Изучал политику, социологию, англистику, медиа, подрабатывал в сфере общественного питания, на стройке и участвовал в маркетинговых исследованиях, учился писать статьи.
По данным Федерального статистического управления, произошедшие изменения в экономике незначительны. И все же эксперты сомневаются, что немецкая экономика вскоре сможет выйти из состояния вялого роста.
В массе плохих новостей для начала лучше выбрать ту, которая может быть истолкована положительно, с некоторой долей доброжелательности. Итак: "это не настоящий кризис", заявил в интервью по телефону директор центра опросов Института экономических исследований (Ifo) Клаус Вольрабе. Ну вот, нам опять повезло. Однако не успеете вы задать следующий вопрос, как Вольрабе тут же отвечает: "Это состояние экономической стагнации".
Минус 0,1%. Такой показатель Федеральное статистическое ведомство использует для описания динамики валового внутреннего продукта (ВВП) во втором квартале, то есть в период с апреля по июнь текущего года, по сравнению с первым кварталом. Экономика Германии находится на спаде, хотя и незначительном. Однако если учесть, что экономика на 50% состоит из психологии, как однажды выразился бывший канцлер Людвиг Эрхард, совершивший экономическое чудо, то ссылка на официальное определение рецессии в таком случае сейчас мало чем поможет. Ведь экономисты говорят о рецессии только тогда, когда ВВП падает в течение двух кварталов подряд. Пока же этого не происходит. В первом квартале 2024 года был зафиксирован мини-рост на 0,2 %, после небольшого падения на 0,4% в четвертом квартале прошлого года. Стагнация в подвешенном состоянии.
Показатель — минус 0,1% ВВП. Состояние экономики оказалось хуже, чем ожидало большинство экономистов. "Общие ожидания почти всех экономических институтов заключались в том, что мы постепенно войдем в фазу роста, — объясняет Вольрабе. — Однако до этого этапа роста еще очень далеко".
Эксперт называет две основные причины экономического спада: нежелание компаний делать новые инвестиции и осторожность потребителей в вопросах расходов. Среди предприятий наблюдается "большое нежелание инвестировать в новое оборудование и строительство", отмечает Вольрабе. В настоящее время компаниям не хватает уверенности для того, чтобы осуществлять масштабные закупки, которые окупятся только в долгосрочной перспективе. С этим согласны и другие эксперты. "Это уже не период спада, это хронически слабый рост", — считает, например, Ульрих Катер, главный экономист Dekabank. Многие эксперты признают, что демпфирующим фактором является отчасти противоречивая, отчасти слишком нерешительная экономическая политика коалиционного правительства.
Темпы инфляции снова растут, хотя и очень незначительно
Недостаток инвестиций в немецкую экономику также виден в индексе делового климата IFO. Это исследование около девяти тысяч компаний на предмет их текущего положения и прогнозов на будущее. В последнее время индекс IFO падал три раза подряд. По оценке Вольрабе, помимо тяжелой промышленности, особенно слабо развивается сектор транспорта и логистики, который вызывает негативные изменения в других отраслях. Кроме этого, строительная сфера сейчас столкнулась сразу с тремя проблемами: высокими процентными ставками, ростом стоимости материалов и нехваткой квалифицированной рабочей силы.
По словам Вольрабе, ситуация среди покупателей несколько более противоречива. Всего несколько дней назад крупнейшая международная компания Gfk со штаб-квартирой в Нюрнберге, занимающаяся исследованием рынка, сообщила, что индекс потребительского климата значительно подрос. Однако пока неясно, является ли это действительно устойчивым развитием или просто разовым эффектом, возможно, вызванным Чемпионатом Европы по футболу. Вольрабе объясняет плохой потребительский климат тем, что люди в Германии все еще довольно осторожны, когда речь заходит о повседневных тратах и крупных покупках. Ведь у жителей Германии хорошая "инфляционная память". Четыре года перманентного кризиса и потеря доходов из-за инфляции оказали неизгладимое влияние на население страны.
Не спасает и то, что инфляция сейчас находится на уровне, который уже довольно близок к целевому показателю Европейского центрального банка (ЕЦБ) в 2%. Опубликованные во вторник данные Федерального статистического ведомства также свидетельствуют об ухудшении, хотя и очень незначительном. Если в июне этот показатель составлял 2,2%, то в июле — уже 2,3%. В то время когда цены на энергоносители упали на 1,7% в годовом исчислении, а цены на продукты питания выросли лишь на 1,3%, инфляция развивается за счет сектора услуг. Здесь был зафиксирован рост на 3,9%. Это связано с тем, что многие компании перекладывают растущие расходы на персонал в счет своих клиентов.
Сравнение показывает, что даже в других странах ЕС дела обстоят лучше. В Испании во втором квартале экономика выросла на 0,8%, во Франции — на 0,3%, и даже Италия, которая долгое время считалась страной со слабым ростом, показала плюс 0,2%.