Стратегия России: штурмовать СПГ, не пренебрегая трубопроводами

Duvar: российские компании переходят на поставки СПГ вместо трубопроводного газа

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия уделяет все больше внимания торговле СПГ, пишет Duvar. При этом речь не идет об отказе от использования трубопроводов — однако стремительно меняющиеся условия глобальной экономики подталкивают крупнейшую газовую державу мира диверсифицировать свой экспорт и искать новые рынки сбыта.
Военный конфликт на Украине повлек за собой значительное изменение баланса сил во многих сферах, начиная от экономики и заканчивая энергетикой. Судя по взаимным словесным залпам сторон, до переговоров о прекращении огня еще далеко.
Одной из важнейших проблем, с которыми столкнулась Россия, стало намерение стран Евросоюза быстро объединиться и прекратить закупки газа у "Газпрома" уже к 2027 году. За этим последовали серьезные трудности на "Северном потоке — 1" и "Северном потоке — 2". В результате поставки газа продолжаются в ограниченном количестве. Оказавшись в тупике, Россия, один из ведущих производителей природного газа в мире, была вынуждена осваивать новые рынки и разрабатывать новые стратегии. В этой серии статей мы в течение четырех рассмотрим новую газовую стратегию России, а также роль Китая, Турции и глобального Юга в ней.

У "Газпрома" рекордный убыток, у "Новатэк" — прибыль

Не секрет, что Россия является энергетическим гигантом — и что получаемые от энергетической сферы доходы стали важной статьей бюджета. По этой причине при общем планировании санкций под удар попали именно те области, которые считаются слабым местом России. Вице-премьер и бывший министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что в прошлом году доля нефти, поставляемой Россией в Европу, снизилась с 45 до 5%, а доля природного газа — с 33 до 13%. В целом же российский экспорт нефти в 2023 году сократился на 3,3%, а экспорт природного газа — на 29,9%.
При упоминании России и природного газа первой на ум приходит компания "Газпром". Будучи "продолжением" министерства энергетики, компания сохранила долю государства в управлении даже во время самой бурной приватизационной волны 1990-х годов, а в начале 2000-х годов заняла свое место среди крупнейших энергетических корпораций мира. Хотя "Газпром" поставляет газ во многие регионы земного шара, с 1970-х годов его основным рынком была Европа. Однако, в то время как в 2021 году из России в Европу было поставлено 140 миллиардов кубометров газа, в 2023 году этот показатель упал до 27 миллиардов кубометров. Более того, с набирающей популярность по всему миру ориентацией на сжиженный природный газ (СПГ) над "Газпромом" сгустились тучи. В конечном итоге компания в 2023 году потеряла 6,9 миллиарда долларов.
С другой стороны, "Новатэк", занимающийся в том числе именно СПГ, в отличие от "Газпрома", завершил прошлый год с прибылью в 5,1 миллиарда долларов. Как объявила сама компания, добыча газа в 2023 году увеличилась на 2,7% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 78,6 миллиарда кубометров. В первом полугодии 2024 года "Новатэк" побил рекорд по сравнению с предыдущим годом, увеличив прибыль с 1,7 миллиарда долларов до 3,9 миллиарда.

Как ситуация на газовом фронте отразилась на российском федеральном бюджете?

На этом фоне, вопреки ожиданиям, чрезмерного увеличения дефицита российского бюджета не произошло. К тому же снижение доли доходов от энергетики, хотя и имело место, было далеко не драматичным. Дело в том, что в статье энергетических доходов бюджета порядка 80% составляют нефть и нефтепродукты — при том что время от времени их соотношение меняется — а на газ приходится около 20%. Так, российскому нефтяному гиганту "Роснефть" в отличие от "Газпрома", удалось завершить прошлый год с прибылью в размере 14 миллиардов долларов.
При такой картине в экономике производители энергии, как и потребители, тоже не хотят оставаться привязанными к единственному ресурсу из соображений энергетической безопасности. В этой связи Россия не может позволить себе роскошь сказать: "Мы же получаем прибыль от нефти, пусть газ пока остановится". Тем более в эпоху, когда каждому известно, что голубое топливо с точки зрения климатических целей более предпочтительно, чем нефть и особенно уголь. К тому же, расслабившись, можно уступить рынок конкурентам в лице Катара, США или Австралии, причем с долгосрочными контрактами. И мы видим, что в этой связи Россия пытается делать шаги и подстраиваться под ситуацию.

Москва: давайте отдавать приоритет СПГ, но не списывать со счетов трубопроводы

Хотя использование природного газа восходит к 1950-м годам, наиболее распространенным способом его транспортировки, как правило, были трубопроводы. С наступлением 2000-х годов развитие технологий проложило путь к широкому использованию СПГ в качестве альтернативы трубному газу. В числе важных причин расширения рынка можно назвать следующие: СПГ легко транспортировать, он не требует таких крупных инвестиций и привязки к постоянному рынку, как трубопроводы, нетрудно обеспечить его безопасность. Россия тоже начала обращаться к СПГ в 2009 году, при этом приоритет отдавался Азиатско-Тихоокеанскому региону, в частности — Японии и Южной Корее.
Америка сокращает поставки газа в Европу, срывая ее планы по отказу от российского топливаСША сорвали планы Европы по отказу от российского газа, пишет BI. В 2022 году Соединенные Штаты стали основным поставщиком СПГ на континент, но сегодня все изменилось. Причина простая: американцы предпочитают отправляют топливо туда, где за него больше платят, то есть в Азию.
До и после 2009 года Россия продолжала придерживаться своей стратегии, краеугольным камнем которой были трубопроводы. В этом смысле на ум приходят примеры таких масштабных российских проектов трубопроводов как "Северный поток — 1", "Северный поток — 2", "Турецкий поток" и "Сила Сибири".
Блокировка европейского рынка на фоне украинского конфликта, которой предшествовали проблемы в отношениях с транзитными странами, диверсии на трубопроводах — все это означает для России в некотором смысле "закапывание в землю" миллиардов долларов прежде всего в Европе. Именно поэтому такие компании как "Газпром", "Новатэк" и "Роснефть" поворачиваются лицом к СПГ. Прежде чем упомянуть об актуальных проектах в этой сфере, заметим, что это не должно вводить в заблуждение, будто отныне Москва направит все инвестиции на СПГ. Трубопроводы по-прежнему остаются на повестке дня, и инвестиции в этом направлении тоже продолжаются.
Соглашение с Азербайджаном на поставку одного миллиарда кубометров газа в год, заключенное в 2022 году, соглашение с Узбекистаном, подписанное в прошлом году и предусматривающее передачу 2,8 миллиарда кубометров газа в год, а также переговоры по трубопроводу "Сила Сибири — 2", которые будут подробно рассмотрены в нашей будущей статье о сотрудничестве России и Китая в энергетике, и строящийся дальневосточный маршрут — проекты, берущие за основу именно трубопроводы. Продолжаются попытки добавить к существующим линиям новые проекты, но, учитывая динамику добычи, можно сказать, что в СПГ вкладываются и будут вкладываться серьезные инвестиции. Рассмотрим проекты в этой области.

Проекты СПГ "Новатэк" и "Газпрома"

И "Новатэк", старающийся стать СПГ-гигантом, и "Газпром", пытающийся быстро переориентироваться на это направление, работают над наращиванием экспорта СПГ, составляющего 41-45 миллиардов кубометров в год, с помощью новых проектов.
Что касается "Новатэк", первым вспоминается проект "Арктик СПГ 2", приостановленный из-за санкций, по которому были объявлены форс-мажорные обстоятельства. Если проект заработает, то он, как ожидалось, обеспечит 27 миллиардов кубометров газа в год. Над проектом, в котором Франция, Япония и Китай через свои компании имеют по 10% акций, нависла неопределенность из-за санкций США и особенно риска того, что компании могут попасть в черный список.
Второй проект "Новатэк" — "Мурманск СПГ", который важен не меньше, чем "Арктик СПГ 2". Ожидается, что инициатива, которой Кремль дал зеленый свет в октябре 2023 года, будет обеспечивать производство 28 миллиардов кубометров газа в год, а вся инфраструктура будет введена в строй в 2027-2028 годах. Наконец, на повестке дня стоит "Обский СПГ" как проект мощностью 6,8 миллиарда кубометров, для которого "Новатэк" ищет инвесторов.
А важнейшим прорывом "Газпрома" является проект, известный как "Усть-Луга" ("Балтийский СПГ"), с ожидаемой мощностью в 17,7 миллиарда кубометров, который возник на повестке дня в 2017 году и был запущен совместно с Shell. Однако в 2019 году британская компания вышла из "Балтийского СПГ". "Газпром" продолжает работать над проектом. Ожидалось, что первые поставки газа начнутся в 2024 году, но после введения санкций завершение проекта было отложено до 2027 года.
Санкции со стороны США не вызвали такого большого потрясения в российской экономик5 в краткосрочной перспективе, как ожидалось — но, тем не менее они создают проблемы прежде всего в сфере природного газа. Это касается как доступа к оборудованию, так и налаживания партнерских отношений. Ярчайшим тому примером служит ситуация с "Арктик СПГ 2". Более того, вероятность попадания в черный список США не только самого проекта, но и компаний-участниц мешает российским компаниям вести дела со своими партнерами, хотя и не блокирует эту работу в полной мере. Вместе с тем можно сказать, что Россия, несмотря на задержки, самым серьезным образом развивает СПГ-направление. Но кому Россия будет продавать этот газ? На какие рынки она нацелится? В этом отношении первым в голову приходит Китай.
На следующей неделе мы сосредоточимся на российско-китайских отношениях в области природного газа и влиянии новой российской стратегии на них.
Автор: Мюхдан Саглам (Mühdan Sağlam).
Обсудить
Рекомендуем