Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Мечта поляков разбогатеть за счет репараций от Германии никогда не осуществится, пишет MP. Если Берлин вдруг решит удовлетворить какие-то претензии Варшавы, он устроит все так, чтобы эти деньги послужили его собственным интересам. И сделать это можно различными способами.
Есть такие мероприятия, на которых проще всего вызвать аплодисменты публики, начав выступление со слов "Польша — очень богатая страна!". И, дождавшись, пока овации стихнут, можно начинать рассказывать про теплицы, сланцы, репарации от Германии, уран в Нижней Силезии, залежи руд в Сувальщине и т. д.
Мы богаты/мы можем быть богаты/мы будем богаты — так что давайте и дальше спокойно предаваться мечтам... Это похоже на общенациональное ожидание кончины дяди-миллионера.
6 триллионов 220 миллиардов 609 миллионов злотых
Из вышеприведенных фантазий мечта, в которой Берлин внезапно почувствовал себя обязанным удовлетворить какие-то польские претензии, по-прежнему является относительно наименее опасной, поскольку она сводится к пустым политическим заявлениям и не требует, например, экологического разорения страны, как это было в случае провалившейся попытки найти сланцевый газ методом фрекинга или траты миллиардов на проекты в виде атомной электростанции, урановую руду для которой предполагалось искать когда-нибудь потом. Конечно, формула "у Германии есть, значит, Германия нам даст" очень комфортна для оправдания полного бездействия, столь милого политикам, причем не только в Речи Посполитой. Бонусом к такой позиции идет почти полный отрыв от реальности, а значит, и отсутствие необходимости думать о том, что бы мы сделали с 6 триллионами 220 миллиардами 609 миллионами злотых.
Но поскольку, отрыв от реальности у нас все-таки не полный, а частичный, мы можем представить себе два сценария, при которых Германия все-таки выплачивает Польше требуемые репарации.
Вариант 1: Германия для Германии
Согласно первому сценарию, Германия, генерируя значительные избыточные капиталы, хочет использовать их для стимулирования собственного экономического роста и в то же время избежать спора о предоставлении государственной поддержки своим предприятиям в нарушение правил ЕС. В такой ситуации финансовый поток может быть направлен сначала на ту часть экономики Германии, которая находится в формально отдельной стране, т.е. в Речи Посполитой, которая использует эти деньги для покупки немецких услуг или технологий. Однако этот сценарий слишком маловероятен, поскольку немецкая экономика в результате "энергетического перехода" и военного конфликта стагнирует, а, зная немецкий подход, трудно предположить, что в качестве метода разворота этого неблагоприятного тренда Германия выберет стратегию сильного стимулирования.
Польша испытывает серьезную проблему с бездомностью среди иностранцев. "Их количество недооценено"Число бездомных иностранцев в Польше за последние несколько лет выросло на 250%, пишет Bankier. При этом доверять официально статистике невозможно. Особенно это касается украинцев, бежавших в Польшу после начала вооруженного конфликта.
05.08.202400
Вариант 2: Германия для Украины
Второй сценарий связан с возможным делегированием Европе обязанности нести еще большие расходы на продолжение конфликта на Украине, вследствие, например, смены хозяина в Белом доме. Самое тяжелое бремя в этом случае ложилось бы на Германию, однако это не означает, что Берлин обязательно захочет и дальше выписывать банковские чеки для Киева. Германия в этом случае может принять решение о переводе денег Варшаве, например, в виде "репараций", которые Речь Посполитая отправила бы дальше, на Украину — наличными средствами или в виде техники и прочих необходимых Киеву товаров. В обоих этих сценариях могут быть общие и смешанные элементы, например, Польша за счет немецких репараций возьмется финансировать помощь Украине, которая этими средствами будет оплачивать немецкие поставки и инвестиции, которые, в свою очередь, позволят переводить прибыль обратно в Германию и т. д.
Кому выгодна международная финансовая помощь
Но один момент остается постоянным и неизменным: если бы даже какие-нибудь пара евро от этих операций остались в Польше, это все равно не послужило бы плановому развитию польского экономического потенциала, ибо это не в этом цель так называемой международной финансовой помощи. Ни несбыточная мечта поляков в виде Плана Маршалла, ни так называемые европейские фонды нас так и не научили железному правилу: финансовая помощь в первую очередь служит интересам того, кто ее предоставляет, а не того, кто ее получает. С репарациями была бы та же история. Все такого рода трансферты предназначены для повышения зависимости и сокращения самостоятельности принимающей их экономики, позволяя избежать финансовой сверхликвидности и перепроизводства в странах, оказывающих такую помощь. Это не наследство нелюбимого дяди и не выигрыш в лотерею. Это, конечно, не означает, что каждого такого благодетеля следует сразу же гнать взашей, но нужно уметь узнавать его истинные намерения, понимать, какие выгоды он собирается получить, и использовать свои собственные стратегии оптимизации и диверсификации, например, осуществляя поиск альтернативных финансовых источников в том же Китае, который по-прежнему остается своего рода финансовым пузырем, охотно распространяющим избыток своих активов в разные регионы мира.
Так что мы можем и дальше мечтать о богатой Польше, не прилагая никаких усилий для достижения этого самого богатства, можем работать на немецкую экономику и служить бесплатной прачечной для киевских олигархов. Или помочь себе сами. Тогда это будет репарация, которую мы уже можем начать выплачивать будущим поколениям поляков.