Заводские тараканы: рассказы рабочих о хаосе и неэффективности в компании Boeing

CNN: из-за проблем безопасности продажи самолетов Boeing упали на 70 процентов

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Компания Boeing привлечена к уголовной ответственности из-за проблем с безопасностью самолетов, сообщает CNN. Сотрудники на допросе признали, что ошибки на производстве по причине спешки и халатности — обычное дело. Цена этому — жизни людей.
Рабочие, участвующие в сборке Boeing 737 Max, у которого во время январского рейса вылетела дверная заглушка, рассказали Национальному совету по безопасности на транспорте США (NTSB), что на них оказывали давление с целью скорейшей сдачи работы. Об этом говорится в показаниях, опубликованных в начале двухдневного слушания по делу.
Этот факт всплыл на допросе персонала авиастроительной компании по поводу проблем безопасности и их последствий для пассажиров вездесущих самолетов Boeing. Ранее в NTSB сообщали, что заглушка на двери оторвалась из-за отсутствия четырех болтов, необходимых для ее крепления.

“Заводские тараканы”

Многие из фигурирующих в деле документов — это расшифровки допросов, проведенных следователями NTSB в течение семи месяцев после аварии. Один из допрошенных, назвавшийся просто “сборщиком дверей”, рассказал, что с существующей на заводе Boeing трудовой нагрузкой избегать ошибок непросто. “Что касается количества задач, мы определенно стремились выпустить как можно больше продукции, — сказал он. — Так и совершаются ошибки. Люди работают слишком быстро. Не скажу за других, но мы работали очень много”.
Из расшифровок следует, что в процессе сборки самолетов бо́льшую часть работы приходилось переделывать из-за обнаруженных в процессе проблем. Так случилось и с дверной заглушкой, которую сняли, чтобы закрепить несколько заклепок. По словам одного из рабочих, их не учили ни открывать, ни закрывать, ни снимать заглушку именно с двери самолета. Его команду “бросили в неизведанные воды”, и они меняли одну дверь за другой. “Неисправности в самолетах обнаруживаются каждый день. Каждый божий день”, — добавил второй рабочий. Один из инспекторов Федеральной авиационной администрации (ФАА) с завода Boeing сообщил следователям, что они с коллегами “слышали об оказании давления, [но] не нашли этому доказательств”.
Фюзеляж того самолета был изготовлен компанией-поставщиком Spirit AeroSystems и прибыл на завод со всеми четырьмя болтами. Но из-за проблемы с заклепками дверной заглушки ее сняли, чтобы всё починить. Как показала другая опубликованная стенограмма, на заводе работали сотрудники поставщика, но общения с ними практически не было. “Мы как заводские тараканы”, — сказал следователям NTSB один из сотрудников Spirit.
А капитан экипажа отметил царящий в цеху низкий моральный дух и большую текучку кадров. “Всё потому, что работа весьма напряженная. То, чего хочет компания, не всегда совпадает с имеющимися у нас навыками и возможностями. Отсюда недовольство отдельных сотрудников: им кажется, что они перегружены работой, и вообще нами всеми просто пользуются”.

“Невидимые глазу повреждения”

У самолета Boeing 737 Max, выполнявшего рейс авиакомпании Alaska Airlines 5 января, на высоте 4900 м вылетела дверная заглушка. В результате инцидента в бортовой части образовалась зияющая дыра, с потолка посыпались кислородные маски, из рук пассажиров вырвало телефоны. К счастью, экипажу удалось благополучно посадить поврежденный самолет. На борту находились семь пассажиров и стюардесса, которым после приземления оказали всю необходимую помощь. Благодаря мастерству экипажа и удаче никто не погиб.
Находившиеся на борту получили травму иного рода, сказала во вступительном слове председатель NTSB Дженнифер Хоменди (Jennifer Homendy). “Невидимые глазу травмы, о которых мы часто молчим, могут иметь серьезные и долговременные последствия для жизни и работы”, — отметила она и от имени агентства принесла извинения пассажирам рейса.
Авария серьезно подорвала доверие общественности к авиаконструктору Boeing и вызвала серию федеральных расследований в отношении его деятельности, а также безопасности и качества выпускаемой продукции. Перед советом по безопасности полетов предстанут все отвечающие за контроль качества лица, в том числе старший вице-президент компании по качеству Элизабет Лунд (Elizabeth Lund). Вместе с Лунд на слушаниях будет присутствовать вице-президент по контролю за поставщиками Дуг Акерман (Doug Ackerman).
Текущее двухдневное слушание сыграет ключевую роль в закрытии дела об инциденте 5 января, который привел к 19-дневному запрету полетов Boeing 737 Max в Соединенных Штатах. NTSB заявляет, что “будет использовать собранную информацию для завершения расследования, определения вероятной причины [инцидента] и выработки рекомендаций по повышению безопасности авиаперевозок”.
Но Хоменди была явна разочарована — она готова выступить против компании и заявить Лунд, что всё это далеко “не пиар-акция”. По ее мнению, слушание призвано выяснить обстоятельства, предшествовавшие аварии, а не степень достигнутого с тех пор улучшения навыков рабочих и качества сборки. “Можно сколько угодно говорить о ситуации на сегодняшний день, но расследуем-то мы то, что произошло 5 января”, — сказала Хоменди. Итогового заключения ждать еще несколько месяцев.

Пропавшие болты и отсутствие документации

NTSB уже опубликовал предварительные выводы по данному инциденту. Там говорится, что выполнявший тот рейс самолет покинул завод в Рентоне, штат Вашингтон, на 10 недель раньше и без четырех болтов, необходимых для крепления дверной заглушки. После публикации этого отчета в компании заявили, что причины такого недосмотра сводятся к такой простой вещи, как отсутствие необходимой документации.
Когда фюзеляж прибыл на завод Boeing от поставщика Spirit AeroSystems, дверная заглушка была на месте, как и все четыре болта, надежно крепившие ее к борту самолета. Но ввиду проблем, возникших с пятью заклепками рядом с местом установки дверной заглушки, рабочие ее сняли, чтобы всё поправить. По данным компании, они надлежащим образом не задокументировали факт снятия с двери заглушки и четырех болтов.
Когда другие сотрудники устанавливали заглушку на место, то им и в голову не пришло, что самолет отправят в таком состоянии в рейс, заявили в Boeing. Они просто закрыли отверстие, чтобы защитить внутреннюю часть фюзеляжа от непогоды при транспортировке самолета в другую часть заводского комплекса. Для них такого рода временные решения не в новинку.
Эти сотрудники, вероятно, полагали, что снятие заглушек и болтов документально зафиксировано и что кто-то другой в итоге правильно их закрепит. Но без документов на сборочной линии не знали, что ее вообще снимали, что у нее отсутствуют болты и что ее необходимо заменить.

Усугубляющиеся проблемы

Текущее расследование — лишь одна из проблем, с которыми компания столкнулась в связи с инцидентом. Из-за обнаруженных неисправностей против нее могут быть выдвинуты уголовные обвинения, а ФБР уже уведомило пассажиров и членов экипажа о том, что в суде они могут выступить как потерпевшие.
Еще до злополучного полета Boeing сталкивался с риском привлечения к уголовной ответственности из-за проблем с 737 Max, которые в ходе первоначальной сертификации скрыли от Федерального управления гражданской авиации. Эти проблемы привели к дефекту конструкции, ставшему причиной двух авиакатастроф в 2018 и 2019 годах, в которых погибли 346 человек.
В январе 2021 года компания договорилась с Министерством юстиции об урегулировании, и возбуждение уголовного дела в отношении Boeing отсрочили на три года. Этот трехлетний испытательный срок должен был закончиться всего через несколько дней после 5 января. В итоге после инцидента с Alaska Airlines Министерство юстиции возобновило расследование, и в июле авиаконструктор согласился признать себя виновным по уголовным обвинениям и перейти под надзор назначенного судом наблюдателя.
ФАА также усилило контроль за производственным процессом и ограничило количество самолетов, в результате чего компания потеряла кучу денег плюс к 33 миллиардам долларов после авиакатастрофы 2019 года. В первые шесть месяцев текущего года продажи Boeing упали на 70%. В июне было продано всего три пассажирских самолета, причем один из них — авиакомпании Alaska Airlines для замены выкупленного у нее самолета, выполнявшего рейс 5 января.
Автор: Крис Исидор Пит Мунтян (Chris Isidore Pete Muntean).
Обсудить
Рекомендуем