Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Какие бы санкции не придумывал Запад, добиться от них настоящей эффективности он никак не может. Страны глобального Юга, прежде всего участники БРИКС+, куда больше заинтересованы в поддержке друг друга, чем в соблюдении придуманных в Вашингтоне и Брюсселе правил. Это вынуждает западные правительства изобретать все новые и новые ограничения или фантазировать о совсем уж невероятных способах экономического давления на Россию.
"Если США всерьез намерены остановить российский теневой флот, им следует рассмотреть старый, но проверенный инструмент: каперство. Возвращение каперов под эгидой Конституции США для борьбы с российским теневым флотом укрепит национальную безопасность на время восстановления ВМС США, — делитсявыдумками американский The Federalist. — Такой подход будет опираться на исторический прецедент и правовую базу и усилит стратегическую гибкость США — особенно в сочетании с политикой, направленной на укрепление энергетического господства Америки".
Автором новаторской идеи выступил некто Чак Девор — главный специалист по национальным инициативам Техасского фонда государственной политики, бывший законодатель Калифорнии и подполковник армии США в отставке. По мнению мистера Девора, "Конституция США прямо предоставляет Конгрессу право выдавать каперские грамоты (статья I, раздел 8, пункт 11), обеспечивая для этого должную правовую основу. Таким образом, эта мера легитимна и подкреплена законодательством США".
Интересна не сама по себе идея захватывать чужие суда и чужую нефть ради страны, претендующей на лидерство в мире "порядка, основанного на правилах". Соединенные Штаты давным-давно доказали, что американские интересы всегда были и будут выше любых законов и договоренностей, даже если они придуманы самими же американцами. Нет, на мысль вернуться к каперству экс-подполковника натолкнуло совсем иное соображение. Он… беспокоится о плачевном состоянии флота США!
"Содержать военно-морские силы в принципе дело весьма накладное. Строительство современных кораблей занимает немало времени и сил — по крайней мере, на Западе, — отмечает Чак Девор. — КНР весьма оперативно строит десятки военных кораблей — а оборонно-промышленной базе США требуются миллиарды, чтобы просто масштабировать производство. Так что наш флот будет слишком мал еще минимум десятилетие".
Прежде чем поднимать побитый молью черный флаг, бывшему военному стоило бы задуматься: а кто виноват в том, что Америка разучилась быстро стоить боевые корабли? Почему китайцы могут это делать, а американцы — нет?
Ответ вряд ли порадует любителя книжек о пиратах. Виной всему сами же Соединенные Штаты, вернее, их руководители последних десятилетий. Именно они сделали все, чтобы вывести из Америки ее главный козырь — мощную и технологичную промышленность. И не куда-нибудь, а в Юго-Восточную Азию. А теперь отставные подполковники сетуют, что Китай лучше США справляется со строительством авианосцев и фрегатов.
Завиральные идеи мистера Девора можно было бы не принимать во внимание, если бы не одно "но". Конечно, идея финансировать пополнение американских ВМС за счет каперства вряд ли найдет поддержку на Капитолийском холме и в Белом доме. А вот мысль о том, что с постоянно растущим "теневым флотом", транспортирующим российские нефть и сжиженный газ, можно бороться с помощью "теневых" же боевых кораблей, там может и прижиться.
Дело в том, что постоянный рост "теневого флота", действующего в интересах России, давно беспокоит Запад. Да, США и их вассалы типа Великобритании постоянно пополняют списки судов, заподозренных в причастности к транспортировке энергоресурсов и подлежащих рестрикциями. Месяц назад, например, новый британский премьер Кир Стармер объявил"о репрессиях в отношении так называемого теневого флота нефтяных танкеров России, используемого для обхода международных санкций, заявив, что 44 европейские страны одобрили этот план на встрече Европейского политического сообщества".
Не меньшее беспокойство у Запада вызывает и быстрый рост числа судов для перевозки российского СПГ. "Таинственные покупатели, подозреваемые в связях с Россией, начали накапливать десятки судов, способных перевозить сжиженный природный газ, что наводит на мысль о том, что Москва расширяет свой “темный флот” энергетических танкеров, — тревожитсябританская Financial Times. И напоминает: — Массовые закупки напоминают создание Москвой теневого флота танкеров для перевозки нефти по всему миру в условиях западных санкций, для чего часто используются ОАЭ в качестве центра для торговли энергоносителями".
Постоянное внимание западных СМИ к теме "теневых флотов" выдает истинное положение дел: бесконечные пакеты санкций не работают. Россия как торговала нефтью и газом, так и продолжает это делать. Никакие санкции, никакие потолки цен на это повлиять не способны. Мир перестал быть однополярным — но Запад никак не хочет признать очевидный факт. И по-прежнему пытается придумать новые способы ущемить экономические возможности противника.
При этом сами же западные экономисты признают бесполезность этих усилий. То же агентство Bloomberg грустно констатирует, что "российский экспорт нефти морским путем медленно восстанавливается после 11-месячного минимума". Издание прямо признает, что Россия продолжает активно торговать нефтью с Китаем и Индией, не забывая и другие страны глобального Юга. И это каждую неделю приносит ей почти 1,6 миллиарда долларов.
В том же материале американского агентства есть примечательная деталь. Именно она позволяет допустить, что каперская идея отставного подполковника Девора не столь уж и фантастична. "Доставка нефти из России [по средиземноморскому маршруту] по-прежнему осложняется тем, что ВМС Греции проводят учения в районе, который стал ассоциироваться с транспортировкой российской нефти, — сообщает Bloomberg. — Теперь эти военно-морские учения продлены до 15 сентября".
Вот так! Пока никто на российские танкеры не нападает, но с помощью военных кораблей делает целые районы закрытыми для плавания. И конечно же, "случайно" эти районы перекрывают основные маршруты транспортировки российской нефти. От таких выходок совсем недалеко и до попыток, скажем, "случайно" обстрелять какой-нибудь танкер или на основании "обоснованных подозрений в транспортировке запрещенных товаров" надолго задержать его. А там уже и рукой подать до каперства, о котором грезят отставные военные США. И похоже, не только они.
Когда у Америки заканчиваются "законные" методы ведения экономической войны, она не задумываясь переходит к незаконным. Потому что по-прежнему считает себя мировым полицейским. Правда, есть одна проблема, которая может охладить горячие головы в Вашингтоне и Брюсселе. К несчастью для них, Запад ныне обладает куда меньшими возможностями на море, чем в период холодной войны.
"Сегодня у Америки не хватает авианосцев для сдерживания все более напористого Китая — все они либо находятся на Ближнем Востоке, либо только направляются туда, либо находятся на разных стадиях подготовки экипажа или ремонта", — признает мистер Девор. Сказанное касается не только авианосцев, но и вообще всего западного флота. Сегодня он далеко не так велик и силен, как некогда. К тому же, как показывают события в Красном море, где вооруженные чем попало хуситы с успехом поражают боевые корабли и торговые суда, в такие игры может играть кто угодно. И возможно, с куда большей эффективностью.