Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Десятилетиями американцы вмешивались в делах других государств, чем настроили против себя целые страны и народы, пишет TAC. Автор статьи призывает США прекратить подталкивать Россию и Китай навстречу друг другу и, вместо этого, перетянуть Москву на свою сторону.
США — самая надежно защищенная великая держава за всю историю. Однако вашингтонские политики сделали окружающий мир неоправданно опасным, с массой врагов по всему миру.
Обычно среди угроз упоминаются Россия, Китай, Иран и Северная Корея, которые все теснее сотрудничают друг с другом и все решительнее нацеливаются на интересы и силы США. Десятки других правительств считают Вашингтон агрессором и сопротивляются его диктату. Террористы не стесняются захватывать и убивать американцев. В результате граждане США подвергаются риску по всему миру.
Бывший президент Дональд Трамп признал масштаб проблемы, недавно посетовав, что демократы “позволили Китаю и России сделать невозможное: объединиться”. “Они же природные враги. И всегда ими были, потому что Китаю нужно больше земли, а у России ее хватает”, — добавил он, обвинив во всем Обаму. “Это с него все началось, а при Байдене продолжилось, потому что он не ведает, что творит, — и теперь они стали единой силой”, — пояснил Трамп.
Насчет Барака Обамы и Джо Байдена Трамп совершенно прав. Однако он и сам виноват — причем, возможно, даже больше их обоих. Равно как и Джордж Буш-младший, худший президент за последние полвека, повинный в гибели сотен тысяч иракцев и жителей других стран. Однако кашу, от которой Москва превратилась во враждебную державу, заварил не кто иной, как Билл Клинтон. И именно он начал подталкивать ее к союзу с Пекином против Америки. Правда, Трамп, судя по всему, все же сделал для себя некоторые выводы, учитывая его вновь обретенную тревогу превращением КНР и Российской Федерации в “единую силу”.
Если бы не извечное стремление Вашингтона “управлять миром”, как недавно выразился Байден, большинству стран и народов не было до Америки решительно никакого дела. Это отнюдь не значит, что события за рубежом никоим образом не сказываются на внутренней жизни страны. Однако сверхдержава, господствующая в собственном полушарии, защищенная двумя обширными океанами, окруженная на суше лишь двумя слабыми соседями и обладающая крупнейшей в мире экономикой, надежно ограждена от любых угроз, кроме самых серьезных — в данном случае от межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками. От этой же угрозы нас обезопасит уход от ненужных конфликтов, особенно с державами, вооруженными МБР и ядерным оружием.
Разумеется, “партия войны” неизменно настаивает на том, “если постоянно избегать конфликта, он все равно придет к вам — только уже на условиях врага”, как написал Джейк Уоллис Саймонс на страницах The Telegraph. Этот довод сбрасывает со счетов целые десятилетия неуклюжих, контрпродуктивных и смертоносных вмешательств США за рубежом, настроивших против Америки и ее союзников целые страны и народы.Так, похоже, что Саймонс разочарован тем, что Вашингтон не атаковал Тегеран еще много лет тому назад, хотя Иран — как раз наглядный пример просчетов США и союзников. Хотя западные официальные лица неизменно рассуждают о демократии, в 1953 году Вашингтон вместе с Лондоном поддержали в Иране переворот, восстановивший репрессивную деспотию шаха, которая, в свою очередь, породила революцию, приведшую к власти радикальных исламистов. И после десятилетий неизменных военных угроз со стороны США, санкций и помощи врагам Ирана режим Тегерана остается непоколебимо враждебным.
Северной Кореи не было бы до Америки решительно никакого дела, если бы Вашингтон не продолжал защищать Сеул и угрожать Пхеньяну. Всего несколько лет назад КНДР сама проявляла интерес в налаживании отношений с США в качестве противовеса своим гигантским “друзьям” — КНР и России. Китай эта перспектива настолько встревожила, что Си Цзиньпин поспешил встретиться с Ким Чен Ыном впервые после того, как Ким и Трамп объявили о своем саммите. Но ведь если бы не военная угроза со стороны Вашингтона, у Кима не было бы причин разрабатывать МБР для поражения американских городов. Пхеньян ищет сдерживающих факторов как раз потому, что сам столкнулся с реальными угрозами.
Аналогичная ситуация возникла и с терроризмом. Когда Буш только затевал свои бесконечные войны, он мотивировал их тем, что США стали мишенью для террористов, потому что американцы такие свободные, доброжелательные, либеральные — в общем, все из себя белые и пушистые. Разумеется, это чепуха. На самом деле правительство США жестоко хозяйничает по всему миру, свергая одни режимы и поддерживая другие, морит голодом мирных жителей, чтобы покарать их правительства, поскольку “мы считаем, что оно того стоит” (намек на ответ госсекретаря Мадлен Олбрайт на вопрос, стоит ли ее политика смерти десятков тысяч иракских детей от голода. – Прим. ИноСМИ). Кроме того, США запросто забрасывают бомбами и беспилотниками и оккупируют страны из “списка неслухов” дяди Сэма — и вообще считают заокеанскую социальную инженерию неотъемлемым правом Америки. Бога ради, отстаивайте такую политику, если вашей душе так угодно, — и растолковывайте всем, что убийство сирийцев, афганцев, иракцев, пакистанцев, йеменцев, русских и многих других в действительности “укрепляет безопасность США”, — но при этом учитывайте и неминуемые издержки. Знайте, что смертоносный ответ неизбежен.
Однако все вышеупомянутые противники — мелкие сошки по сравнению с Москвой и Пекином. Первая — великая держава, чья ядерная мощь сопоставима с американской. Вторая — зарождающаяся сверхдержава, способная соперничать на равных в экономической, технологической, дипломатической и военной сферах. Хотя эти два правительства на самом деле отнюдь не слились в “единую силу”, учитывая их расходящиеся интересы и обширные экономические связи КНР с Западом, они действительно сотрудничают, чтобы помешать глобальным притязаниям Вашингтона. А еще они дополняют друг друга, создавая нечто большее, чем простая сумма слагаемых.
Китайско-российское “сердечное согласие” — во многом прямое следствие политики США и их союзников. Царская Россия, как и другие европейские державы, а также Япония и Америка, была готова воспользоваться слабостью Китая в так называемое “Столетие унижений”. Отношения между Советским Союзом и КНР испортились хуже в 1950-х и 1960-х, и в какой-то момент Москва даже задумалась о ядерных ударах по Китаю. В ходе поездки в КНР в 1972 году президент Ричард Никсон ловко воспользовался советско-китайским разрывом. Российско-китайские отношения несколько улучшились после того, как холодная война пошла на спад, но два государства никогда не были природными союзниками.
Хотя оба правительства официально урегулировали пограничные споры, в Китае продолжаются разговоры о пересмотре кабальных договоров 19-го века, требовавших территориальных уступок Российской империи. Более того, огромный перекос в численности населения между Россией и Китаем в Сибири и на Дальнем Востоке разжигает у русских страх неизбежной китайской колонизации. В Средней Азии Москва проигрывает Пекину в борьбе за влияние и ресурсы. Си безжалостно использовал выгодное положение Китая в отношениях с обложенным санкциями соседом. В результате Москва все больше представляется этаким “младшим братом”. При этом Китай расстроило недавнее сближение России с Пхеньяном и посулы покамест неопределенной помощи.
Короче говоря, хотя Путин и Си встречались более 40 раз и активно развивают отношения, их партнерство “без границ” — совсем не такое, как кажется. Пекин особенно недоволен тем, что партнер втравил его в свою спецоперацию. Однако враждебная политика Вашингтона по отношению к обоим государствам не оставляет им убедительной альтернативы. Доколе США не оставят попыток навязать им свою волю, предпринимая все усилия, чтобы подорвать китайскую экономику и победить российскую армию, Пекин и Москва наверняка продолжат партнерство.
Вашингтон должен сменить курс. Цели предстоит ставить более скромные, а улучшить отношения с сегодняшними противниками будет ой как непросто: враждебность глубоко въелась, обиды глубоки, недоверие повсеместно, а угрозы взрывоопасны. Тем не менее США все же предстоит начать политическое и военное отступление. Какими бы ни были оправдания прошлых беспорядочных вмешательств на Ближний Восток, сегодня их нет в принципе. Нефтяной рынок стал насыщеннее и разнообразнее, США сами стали мощным производителем энергии, а Израиль превратился в региональную сверхдержаву. Попытка “починить” несостоявшиеся государства региона — затея безнадежная, недостижимая и заведомо невыгодная, даже если поставленных целей так или иначе удастся достичь.
Что касается Северо-Восточной Азии, то пусть Республика Корея защищает себя сама. США должны постепенно вывести войска и отказаться от договора о “взаимной” обороне. Наши правительства по-прежнему должны сотрудничать ради общего блага, но это никоим образом не оправдывает риска войны на стороне Сеула. Особенно если этот конфликт грозит стать ядерным, поскольку КНДР разрабатывает собственные средства ядерного сдерживания.
Учитывая давнюю зависимость Сеула от американских военных, Вашингтон должен сознательно отстраниться от работы с Южной Кореей и постепенно передать ей бразды ответственности за собственную оборону. Лишившись гарантий безопасности Вашингтона, Южная Корея может сама начать разрабатывать ядерное оружие, и это может стать весьма прискорбным развитием событий, но даже это лучше, чем если президенту США придется рисковать Вашингтоном и Лос-Анджелесом ради Сеула и Пусана. У Кима не было бы причин бросать вызов Америке, если бы она сама не строила против него козней.
Что же касается России и Китая, то вашингтонским политикам следует как минимум прекратить подталкивать два режима навстречу друг другу. Хотя есть веские основания того, чтобы лишить КНР некоторых ключевых технологий, США и союзники не должны стремиться к масштабному разрыву инвестиционных и торговых отношений с Пекином. Это нанесет значительный экономический ущерб обеим странам, да и многим другим тоже. Более того, изоляция лишь усугубит наиболее враждебные Америке фракции в китайском руководстве и одновременно ослабит нажим на Пекин, чтобы тот смягчил свои геополитические цели.
Тем важнее, чтобы США и Европа попытались положить конец конфликту на Украине и вернуть Москву в западный экономический и политический порядок. С геополитической точки зрения Россия стала самым деятельным противником американских интересов во всем мире — сотрудничая с Ираном, Северной Кореей и Китаем, осуществляя военное вмешательство в Африку и на Ближний Восток, укрепляя экономические и политические связи с Индией и завоевывая поддержку на Глобальном Юге. Особенно угрожающим представляются возможности Москвы в нарушении международного ядерного равновесия. У России есть многое из того, чего она могла бы передать Пхеньяну — в зависимости от требований Ким Чен Ына и намерений Владимира Путина. Виктор Ча из Центра стратегических и международных исследований предупредил: “Киму нужна передовая телеметрия, технологии атомных подводных лодок, военные спутниковые приборы и передовые технологии межконтинентальных баллистических ракет (МБР)”. Только представьте себе северокорейский флот с ядерными МБР с многозарядными боеголовками!
Сегодня Америке следует задуматься о том, чтобы сменить партнеров по танцу сверхдержав.Москва охотнее сменит курс и сблизится с западной коалицией — а то и вовсе в нее вольется. Россия не притворяется коммунистической державой, не может бросить США вызов за мировое господство и рискует навсегда остаться младшим партнером Китая. Она исторически и культурно тяготеет к Западу, а долгосрочные вызовы со стороны КНР для нее серьезнее, чем со стороны Европы. Наконец, Москва сохраняет существенные инвестиции в поддержку инфраструктуры и торговлю с Европой. Разморозка отношений с Москвой и восстановление ее экономических и политических связей с Европой будут постепенными и непростыми. Но Вашингтону в любом случае пора прекратить подталкивать Китай и Россию друг другу в объятья — причем чем скорее, тем лучше.
Трамп прав. Политики-демократы опрометчиво допустили сближение Пекина и Москвы. Но тем же грешат и политики-республиканцы. Равно как и всевозможные аналитические центры, журналисты, политические активисты и правительственные чиновники. “Вашингтонский пузырь”, как его иногда называют, проявил себя в худшем виде, наделав Америке врагов своим непомерным чванством. Кто бы ни победил в ноябре, его приоритетом должна стать смена курса.
Дуг Бэндоу — старший научный сотрудник Института Катона. Бывший специальный помощник президента Рональда Рейгана