Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Армения и Азербайджан стали приближаться к заключению мирного соглашения, пишет Newsweek. Однако Армения должна поставить Азербайджану условие: прекратить кампанию по уничтожению армянских церквей, считает автор. Пока Баку движется в противоположном направлении.
Стивен Печдималджи (Stephan Pechdimaldji)
Пару недель назад начали появляться сообщения о том, что Армения и Азербайджан близки к заключению мирного соглашения, которое положит конец их десятилетнему конфликту из-за спорной территории – Нагорного Карабаха (Арцаха). Хотя установление мира на Южном Кавказе можно лишь приветствовать, Армения должна поставить Азербайджану условие, без которого невозможно будет заключить какой-либо мир: прекратить кампанию по уничтожению армянских церквей, монастырей, хачкаров (памятников в виде каменных стел с изображением креста) и других религиозных объектов, которые находились в регионе тысячелетиями. После изгнания более 120 тысяч армян с их исконной родины – Арцаха – и сегодня сохраняется угроза полного прекращения их существования на этой территории. Согласно недавнему отчету информационного агентства Reuters и Музея Библии, около 400 армянских церквей и других религиозных объектов подверглись нападениям и находятся под угрозой вандализма или полного уничтожения.
Армения была первым народом, принявшим христианство в 301 году нашей эры, и ее самобытность и культура тесно связаны с христианской верой, что, в свою очередь, повышает важность этих памятников истории для выживания народа. Христианство служило армянам утешением и поддержкой на протяжении всей их мучительной многовековой истории, отмеченной повсеместными преследованиями и массовыми страданиями. Эта история включает в себя первый геноцид XX века, когда более 1,5 миллиона армян были систематически вырезаны турками-османами – что, впрочем, по сей день отрицается Турцией и Азербайджаном.
Именно поэтому сохранение этих религиозных объектов должно стать предварительным условием любого прочного мира между двумя странами. Уважая и почитая эту историю, Азербайджан дал бы понять, что действительно хочет мира с Арменией. Однако все признаки указывают на то, что Баку движется в противоположном направлении.
Беря пример с авторитарных режимов, нефтедиктатор Азербайджана Ильхам Алиев использовал как предлог исторический ревизионизм, чтобы в 2020 году начать неспровоцированную войну против проживающих в Нагорном Карабахе армян. Заявив, что значительная часть территории Армении является историческими землями Азербайджана, азербайджанский лидер начал двойственную кампанию по восстановлению армянских церквей и религиозных объектов в их "первоначальном" виде. Изначально было не совсем понятно, как это будет выглядеть на практике, но теперь мы знаем, что Баку с самого начала планировал полное разрушение и уничтожение этих объектов.
Под видом проведения реставрации Азербайджан вскоре после установления контроля над Шуши уничтожил культовый собор Святого Христа Всеспасителя (арм. Казанчецоц). Собор был символом представительства армян в регионе. Позже появились другие снимки из города – занявшие его азербайджанцы сровняли с землей мемориал жертвам геноцида армян. На последних спутниковых снимках видно, что Баку продолжает уничтожать армянские религиозные и культурные объекты. К последним пример можно отнести разрушение 177-летней церкви Святого Иоанна Крестителя в Шуши, снос церкви Святого Вознесения в Бердзоре и целого села Каринтак, где на месте некогда существовавшего поселения сейчас строится мечеть.
Несмотря на огромное количество свидетельств культурного геноцида, Азербайджан продолжает отрицать свою вину в осквернении этих религиозных объектов. Баку даже проигнорировал ноябрьский вердикт Международного суда, призывающий Азербайджан "принять все необходимые меры для предотвращения и наказания актов вандализма и осквернения, затрагивающих армянское культурное наследие, включая церкви и другие места поклонения, памятники, достопримечательности, кладбища и артефакты, но не ограничиваясь ими".
Летом 2019 года – за год до начала военных действий – армяне предусмотрительно заглянули в будущее. Студенты Центра креативных технологий подготовили проект 3D-сканирования армянского монастыря Дадиванк, построенного в период с IX по XIII века. Студенты хотели использовать предоставленные технологиями возможности, чтобы "оживить" одно из самых важных мест в армянской истории, чтобы люди по всему миру увидели его и узнали о богатой культуре Армении и ее присутствии в регионе. Они и не подозревали, что их усилия вскоре превратятся в кампанию по сохранению. Сейчас, когда регион и монастырь находятся в руках Азербайджана, скан Дадиванка, сделанный студентами, может стать единственным символом сохранения наследия Армении, пока Азербайджан продолжает переписывать историю.
Тем не менее, между цифровым слепком и физическим местом поклонения есть существенная разница. Вот почему так важно, чтобы эти армянские религиозные и культурные учреждения, пережившие землетрясения и войны, оставались нетронутыми. Во многих отношениях воинственность и агрессия Азербайджана выходит за рамки куска территории или суверенитета. Это трансграничная форма религиозного преследования, которая должна быть немедленно прекращена.
Три стратегических направления для Путина. Одно из них — АзербайджанРазвитие международного транспортного коридора "Север – Юг" является одной из главных геоэкономических и даже геополитических задач, стоящих перед российским руководством, пишет Haqqin. Этот стратегический проект курирует помощник Путина Игорь Левитин.
01.06.202400
Трудно поверить в искренность азербайджанских властей, когда они говорят, что хотят мира с Арменией, в то же время пытаясь стереть ее религиозную и культурную идентичность. Для страны, которая утверждает, что терпимо относится к различным религиям и сосуществует с ними, Азербайджану предстоит пройти долгий путь. Баку может начать с того, чтобы сделать своим приоритетом сохранение армянских религиозных и культурных объектов в Арцахе. Любые действия, не соответствующие этому курсу, должны стать препятствием для установления хоть сколько-нибудь прочного мира.