Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В ходе первого за пять лет визита российского лидера в Монголию обсуждались вопросы импорта жизненно важных энергоносителей, пишет NAR. Ордер на его "арест" был проигнорирован. Несмотря на жесткие санкции Запада, Путин далеко не изолирован от международного сообщества, признает автор.
Сунсукэ Табета (Shunsuke Tabeta)
Пекин— Теплый прием, оказанный президенту Владимиру Путину в Монголии вопреки ордеру Международного уголовного суда (МУС) на его арест, подчеркивает зависимость этой сухопутной державы от России и поставок ее энергоносителей.
В последний раз Путин посещал Монголию в 2019 году. В понедельник он приземлился в Улан-Баторе и встретился с президентом Ухнаагийном Хурэлсухом во вторник. По данным монгольского правительства, в тот же день он покинул страну.
Будучи членом МУС, Монголия обязана выполнять ордер, выданный в марте 2023 года. Однако есть некоторые исключения (например, если предписание противоречит дипломатическому иммунитету), и визит Путина может подпасть как раз под эти положения, сообщили монгольские СМИ и другие источники.
Это был первый визит Путина в страну – члена МУС с тех пор, как был выдан ордер на его арест за предполагаемую причастность к вывозу детей в Россию с занятных территорий Украины.
Украина осудила действия Монголии, а ее МИД заявил, что, “позволив обвиняемому преступнику избежать правосудия”, Улан-Батор разделил с Москвой “ответственность за военные преступления”. В монгольской столице российского лидера встретили протестами.
Путин и Хурэлсух обсудили более тесное сотрудничество в таких областях, как энергетика, транспорт и охрана окружающей среды, включая расширение действующей в стране электростанции, сообщают монгольские СМИ. Планы по строительству трубопровода для транспортировки природного газа из России в Китай через Монголию также значились на повестке дня.
Путин также присутствовал на церемонии, посвященной 85-й годовщине победы Монголии и бывшего Советского Союза над Японской империей при Халхин-Голе.
Незадолго до визита пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заверил, что “никаких опасений нет”, несмотря на членство Монголии в МУС — из этого явствует, что стороны закулисно договорились проигнорировать ордер на арест. При этом Улан-Батору грозит критика не только со стороны Украины, но и ее западных покровителей.
Бывший Советский Союз имел значительное влияние на Монголию до ее перехода к демократии в 1990 году. Монголия по-прежнему зависит от российской нефти и импортирует из России электроэнергию. В прошлом году на долю этой страны пришлось 26% импорта — по этому показателю Монголия уступает лишь Китаю (41%). Национальная транспортная компания Монголии “Улан-Баторская Железная Дорога” (УБЖД) — также совместное российско-монгольское предприятие.
Все это не оставляет Улан-Батору дипломатической свободы действий в отношениях с Москвой.
При этом Монголия добилась устойчивого экономического роста за счет увеличения экспорта угля в Китай, на который в прошлом году пришлось 91% от общего объема монгольского экспорта.
“Мы зажаты между сверхдержавами, — признался источник в правительстве Монголии. — Если мы не поладим не только с Китаем, но и с Россией, то попросту не выживем".
Учитывая напряженные отношения как с Москвой, так и с Пекином, США уделяют Монголии все больше внимания. Госсекретарь Энтони Блинкен посетил страну в прошлом месяце и встретился с президентом Хурэлсухом и премьер-министром Лувсаннамсраем Оюн-Эрдэнэ, чтобы обсудить дальнейшее укрепление двусторонних отношений.
Начиная с прошлого года Монголию также посетили президент Франции Эммануэль Макрон и президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, а также планировался визит премьер-министра Японии Фумио Кисиды, хотя его поездка была отложена из-за предупреждения о землетрясении у него на родине.
Улан-Батор пытается опереться на другие страны, дабы уравновесить свою зависимость от Китая и России. Но добиться этого оказалось непросто из-за их географической удаленности от Монголии.
Оказанный Путину теплый прием “вновь подчеркивает реальность того, что мы должны сосредоточиться на наших отношениях с Россией”, сообщил осведомленный источник из монгольских СМИ.
Несмотря на жесткие санкции Запада, Путин далеко не изолирован от международного сообщества.В конце июля он приветствовал в Москве избранного президента Индонезии Прабово Субианто. Ранее в том же месяце российскую столицу посетил премьер-министр Индии Нарендра Моди.